Рынок event-услуг на данный момент является одной из наиболее перспективных сфер потребительского рынка. С каждым годом уровень дохода населения возрастает, тем самым все большее количество людей обращается в event-компании для организации праздничных мероприятий различного характера и масштаба.
Так как явление event-индустрии достаточно молодо для российского рынка, многие неоднозначно понимают само понятие «event», что впоследствии является первичной проблемой понимания и вопросов прямого назначения данной сферы услуг.
Однозначного определения рынка event-услуг не существует, но, совершив анализ множества источников, с помощью которых было выявлено более 10 различных трактовок понятия event-услуги или event-маркетинга. В целом, можно заключить, что event-услуги – это помощь в организации мероприятий, таких как: день рождения, свадьба, юбилей, корпоративные вечера, мероприятия массового характера, тимбилдинги, деловые мероприятия и так далее.
Говоря с научной точки зрения, event-менеджмент (от англ. event – «событие») – это комплекс мероприятий, направленный на создание различных корпоративных и массовых мероприятий.
Рынок event-индустрии постоянно находится в стадии развития, поэтому невозможно определить какие направления будут точно востребованы в ближайшем сезоне, но можно выделить следующие сложившиеся тенденции развития рынка event-услуг [3]:
- рост числа новых игроков рынка event-услуг;
- выявление зарубежных компаний, заинтересованных в заполнении ниши российского рынка досуговых услуг;
- новые event-агентства, заходящие на рынок с заниженными ценами на услуги;
- улучшение качества предоставляемых услуг потребителю;
- постоянно расширяющийся объем спектра предоставляемых услуг;
- запуск мастер-классов по обучению ведения event-бизнеса.
В настоящее время можно отметить, что сфера услуг выросла в один из крупнейших хозяйственных субъектов, доля мирового ВВП которого приходится в 62-74%, что существенно превышает долю товарной торговли.
В Российской Федерации деятельность компаний, предоставляющих event-услуги, не регламентируются и не регулируются на государственном уровне, то есть отсутствуют конкретные стандарты работы в данной сфере. Это касается и политики ценообразования. Цены на предоставление услуг подобных агентств формируются в зависимости от потребительского спроса [2].
Сфера event-услуг представляет собой экономическую деятельность, которая направлена на удовлетворение потребностей населения, различных предприятий и организаций, воплощенная не в материально-вещественной форме. В мировой экономике наблюдается корреляция между увеличением роли услуг в формате экономических процессов и экономического роста в целом, что ведет к увеличению доли финансовых, трудовых, а также материальных ресурсов. Это приводит к росту производительных сил, повышается уровень занятости в этой сфере, вместе с этим происходит рост технической оснащенности труда и внедрение все более совершенных технологий. В то же время отследить точное количество предоставляемых event-услуг населению с помощью общероссийского классификатора не предоставляется возможным, так как они не выделены в самостоятельную группу. Данные о предоставлении услуг населению в 2018 году с помощью общероссийского классификатора, представлены ниже (рис.) [1].
Рис. 1. Видовая структура по анализу услуг, предоставляемых населению в 2018 году,
в % от общего объема предоставляемых услуг
Анализируя рисунок, можно заметить, что среди всего объема предоставляемых услуг, в значительной степени выделяются коммунальные, транспортные, жилищные и бытовые услуги, а также услуги туристского и санитарно-оздоровительного характера.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что рынок event-услуг стремительно развивается, с каждым годом растет количество компаний, предоставляющих event-услуги. Но также следует отметить, что в Российской Федерации существуют значительные пробелы в отношении статистического учета event-услуг, а также отсутствие терминологии и классификации услуг при рассмотрении нормативной базы, касающейся культурно-досуговой деятельности.