Актуальностью темы является то, что в современном мире ценности традиционной профессиональной этики особо значимы. Педагогическая этика командира войск национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ РФ) все больше носит дискуссионный характер и требует обсуждения и внимания. Проблема моральной ответственности сотрудника ВНГ РФ относится к одной из наиболее значимых при решении комплекса воспитательных и дидактических задач, направленных на формирование профессионального мировоззрения личности современного командира.
Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога (командира, руководителя), обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.
На сегодняшний день педагог (командир, руководитель) усваивает нормы морали и осознаёт цели самовоспитания, саморазвития, самоосуществления в гуманистической системе ценностей, проходя обычные этапы социализации: микро и макро социум в который попадет человек, т.е. семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, место работы.
Педагогическая этика осуществляет общетеоретическую и практические (гуманизирующая, ценностно-ориентирующая, познавательная, воспитательная) функции. Педагогическая этика рассматривает не только сущность принципов педагогической морали, но и сущность основных ее категорий, моральных ценностей.
Ряд современных ученых отмечает, что моральная ответственность человека выступает в качестве дополнения, а иногда и замены внешнего общественного принуждения, является как бы внутренним принуждением [1]. Более того, сутью моральной ответственности является «перенесенная вовнутрь внешняя ответственность и принуждение посредством общественных порицаний и осуждений без применения физического насилия» [2]. Поэтому, остро встает вопрос не только о профессионализме и верности служебному долгу, но и о нравственности, лежащей в основе поведения и действия человека, защитника Отечества, особенно начальствующего и руководящего состава войск национальной гвардии.
Размышляя о развитии педагогической стратегии в современных условиях для процесса образования в войсках национальной гвардии, необходимо подчеркнуть, что мы ее выстраиваем не на пустом месте, а на вполне конкретных концептуальных идеях и принципах, которые, если не получили всеобщего признания и практического применения, то только потому, что иногда консерватизм и инертность военно-профессионального мышления уводят в русло общепринятых, устоявшихся подходов и стереотипов. Следовательно, представляется, что для того, чтобы увидеть стратегически значимые возможности саморазвития военно-профессиональных систем, необходимо выйти за пределы собственно военного дела и на стыке профессий педагогики, психологии, военного дела и ряда других наук увидеть и осмыслить принципиально новые подходы к военно-профессиональной стратегии будущего, в основе которой должна лежать нравственность человеческих отношений.
Высокий уровень актуальности нравственной проблематики обусловлен чрезвычайно широким спектром причин девальвации нравственных ценностей, падением духовно-нравственной культуры не только у молодежи, но и у определенной части российской интеллигенции.
Особое значение нравственность имеет в деятельности военных специалистов, которые сосредотачивают в своих руках людей и оружие, способное разрушить все свободное мироздание и, в первую очередь, уничтожить самого человека, как организатора и носителя жизни на Земле. В современной России все более отчетливо осознается, что глубинные первопричины социально-экономических проблем и ухудшение здоровья нации находится не столько в сфере экономики, сколько в области духовно-нравственного воспитания, в деформации и деградации духовно-нравственных ценностей и идеалов значительной части населения, и особенно молодежи. Грубость, стяжательство, эгоизм, половая распущенность, алкоголизм и наркомания, ведут к преступности, которая разрушает качество жизни не только человека, но и общества в целом.
Сотрудник войск национальной гвардии, как непосредственный руководитель для своих подчиненных, должен обладать рядом знаний:
- знание методов педагогического взаимодействия с категориями военнослужащих различных по национальному и возрастному признаку;
- психологии, риторических приемов взаимодействия с аудиторией;
- системы военного образования в ВНГ РФ, руководящих документов по организации боевой подготовки во ВНГ РФ;
- форм, методов проведения занятий с подчиненными, порядка подготовки к занятиям, последовательности и лаконичности изложения учебного материала и т.д.
Сотрудники и военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации, кроме знаний, утвержденных квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке, должны обладать и общекультурными знаниями:
- знаниями духовно-нравственных основ жизни людей, их взаимоотношений, этикета, культуры общения с подчиненными;
- знаниями особенностей культур народов Российской Федерации и особенностей конфессий, исповедуемых подчиненными;
- знаниями истории России, военной истории, традиций войск национальной гвардии Российской Федерации, внешней и внутренней политики, проводимой государством;
- глубоким знанием общих военных дисциплин и базовыми знаниями естественнонаучных дисциплин.
Целью педагогической военно-профессиональной этики является необходимость выявлять, обосновывать и формировать базовые этические закономерности, и на их основе такие военно-педагогические принципы и правила, которые способствовали бы высоконравственному поведению в деятельности военного специалиста по выполнению служебно-боевых задач и созданию высоконравственной комфортной среды для всех участников военно-профессиональной деятельности [4]. Военно-профессиональная этика описывает, объясняет и предписывает правила нравственной деятельности военного специалиста.
Для совершенствования военно-педагогической подготовки командиров в войсках национальной гвардии с ними рассматриваются вопросы этики старшего начальника, роли человеческого фактора в экстремальной ситуации, особенности руководства и управления личным составом. Это имеет целью подготовить офицеров к умелому руководству и взаимодействию с подчиненными. С ними предусматривается проведение лекционных занятий, но большая часть времени отводится обсуждению проблемных вопросов в малых по численности учебных группах. Для проведения данных занятий привлекаются специалисты. При этом организаторы учебного процесса постоянно обращают внимание на то, чтобы обучающие способствовали развитию навыков поиска и обсуждения вопросов этики и других проблем, связанных с взаимоотношениями между людьми.
Следовательно, можно сделать выводы, что основами педагогической этики командира войск национальной гвардии являются: гуманизм; забота о нуждах и запросах подчиненных; дружелюбие; требовательность, основанная на справедливости; создание условий нравственно-педагогических отношений в коллективе с подчиненными; строгое соблюдение и поддержание субординации в подразделении; моральная поддержка; тактичность в общении в сочетающаяся с предъявляемым ими требованиями.