научный журнал «Актуальные исследования» #38 (65), сентябрь '21

Формы работы, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики

Формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, пересмотра программ повышения квалификации и переподготовки учителей, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в учебных и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.

Аннотация статьи
информационно-коммуникационные технологии
обучающиеся
информатика
функциональная грамотность
Ключевые слова

Одна из основных задач, которые мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых обучающиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Нам, как учителям информатики, необходимо строить каждый урок так, чтобы у всех учеников вызвать устойчивый интерес, сформировать учебную активность и желание творить и познавать, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы – это и есть задача современного учителя. Без применения эффективных педагогических идей, активных форм и методов обучения и компьютерных технологий при подготовке таких уроков здесь не обойтись.

Быстрый прогресс в области информационных технологий заставляет также быстро изменять содержание курса информатики. Планируя курс информационных технологий, возникает проблема не как научить, а как правильно сформировать практические задания и оценить креативные способности обучающихся во время проведения занятий. Ориентируясь на цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых предметов «Информатика и информационные технологии», я ставлю цель подготовить учеников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся информационному миру.

Активные формы и методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Активное обучение предполагает внутренне-групповую и межгрупповую активность учащихся, и направленность действий (инициативу). Характерные признаки активного обучения:

  • активность (физическая, социальная, познавательная);
  • инициатива (направленность действий);
  • практический опыт;
  • обратная связь;
  • решение проблем;
  • овладение навыками работы в команде.

Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи: способствовать формированию самостоятельности, творческого потенциала, коммуникабельности через выполнения практических работ.

На уроках информатики использую такие активные методы и приемы:

1. Мотивация начальной деятельности.

В начале урока важно создать у учеников определенный уровень мотивации для дальнейшей активной и результативной деятельности на уроке. Следует заинтересовать учеников, пробудить в них интерес к изучению данной темы, убедить в практической, теоретической или социальной значимости обучаемому материала. Для этого иногда применяю вводную презентацию по теме, создание проблемной ситуации, ситуации успеха.

На первом уроке знакомства с возможностями электронных таблиц в 9 классе (буквально на прошлой неделе) ставлю перед учащимися вопросы: с какими таблицами мы сталкиваемся в повседневной и школьной жизни? И чтобы облегчить работу людям, чьи профессии связаны с вычислениями, какая компьютерная программа была создана? Тем самым подвожу к теме урока: «Интерфейс электронных таблиц».

Поскольку интерфейс программ компании Microsoft сходный, можно применить методический приём по выделению знакомых учащимся команд в среде электронной таблицы. Данный приём нацеливает учащихся на исследовательские методы работы и вырабатывает самостоятельный поисковый стиль работы.

2. Проверка, оценка и коррекция усвоенных ранее знаний, навыков и умений.

На данном этапе урока, работу учащихся можно организовать с помощью выполнения разнообразных упражнений; устного решения задач и примеров; выполнения графических работ и работы над таблицами, схемами и т.п.; письменных ответов учащихся на вопросы из пройденного материала; тестирование.

Также часто использую такой прием, как разминка. Он состоит из простых вопросов, которые могут вызвать заинтересованность учащихся. Вопросы должны развивать сообразительность, быструю реакцию, чтобы помочь подготовить детей к познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой, ситуацию успеха.

Использую работу в парах, разгадывание кроссвордов, ребусов, приемы: «Незаконченные предложения», «Верю – не верю», «Лови ошибку».

«Лови ошибку»

  1. Объясняя материал, учитель допускает ошибку.
  2. Ученикам показывается текст со специально допущенными ошибками (Ошибки можно брать из работ учащихся).

«Верю – не верю»

Описание: универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока

3. Закрепление знаний и умений.

На данном этапе урока стараюсь дать на выполнение учащимися задания с учетом дифференциации. Это позволяет осуществить переход к самостоятельному решению задач из темы, что изучаем. Можно использовать приемы: дискуссия, работа в группах, «Верю – не верю», ролевая игра. На каждой остановке учащиеся выполняют индивидуальные или групповые задания.

Пример. Тема урока: «Создание текстовых документов на компьютере».

Творческий мини – проект. Создать в текстовом процессоре Microsoft Word резюме, чтобы работодатель смог взять тебя на работу. Если вы хотите, чтобы вас приняли на работу, на какие навыки стоит обратить внимания. Надо уметь давать себе самооценку. Самооценка должна быть реальной, не завышенной и не заниженной.

4. Практическая работа на применение полученных умений и навыков.

Урок информатики, в отличие от многих других школьных дисциплин, должен быть проведен не только с ориентацией на усвоение учащимися теоретических знаний, но и выработка практических умений и навыков. Поэтому важным этапом урока является практическая часть. Ее организовываю таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли работу, проводили исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания учеников к самооценке и рефлексии. На этом этапе урока можно использую дискуссию, работу в парах, в группах.

Пример. Тема урока: «Создание мультимедийной презентации».

Использование метода проектов (мини-проектов) даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Пример. Тема урока: «Создание мультимедийной презентации».

  • Предлагаю детям создать презентации экскурсионных маршрутов по следующим темам:
  • Что бы вы хотели увидеть в России?
  • Какие наиболее интересные маршруты можно разработать по родному краю?
  • Что бы вы хотели показать человеку, который впервые приехал в Белгородскую область?

5. Итог урока.

Заканчивая урок, нужно всегда подытожить сделанное на уроке. Подводя итоги, важно понять, как уровень усвоения знаний учениками, так и их впечатления от урока. Интерактивные методы, которые можно использовать: «Незаконченные предложения», «Микрофон», работа в группах. Коллективно выставляется оценка каждой работы. Оценки комментируются и обосновываются, потом визитки сдаются учителю на проверку. Итоговую оценку выставляют на основе трех оценок: самооценки, оценки группы учеников и моей оценки за работу. Пример: Для подведения итогов урока можно применить метод «Микрофон». Ученикам предлагается закончить предложение «Сегодня, работая на уроке, я понял»…

Способность человека делать открытия – не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития. Задача учителя создать творческую атмосферу, помочь учащимся самореализоваться. На уроках информатики можно использовать различные творческие задания:

  • в графическом редакторе Paint «создать» мозаику»;
  • создать визитную карточку;
  • оформить титульный лист книги;
  • создать БД «Ученик», содержащую информацию о ваших одноклассниках;
  • придумать стихотворение (или рассказ), реализующее заданную алгоритмическую конструкцию;
  • создать кроссворд, создать презентацию на заданную тему и т.д.

Вывод. Существует много активных форм и методов обучения. Подбирать такие методы необходимо с учетом возрастной категории группы, класса, их жизненного опыта и знаний, помня, что детям нравятся нестандартные подходы. И если внести в урок «изюминку», то есть активизировать учащихся к обучению, пробудить интерес – то и результат будет намного качественнее.

Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, пересмотра программ повышения квалификации и переподготовки учителей, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в учебных и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.

Текст статьи
  1. Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15.
  2. Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н. М. Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции. - 2020. - № 1 (40). - С. 123-126.
  3. Лысова, О. В. Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина, Л. К. Нуримхаметова // International Journal of Medicine and Psychology. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 22-27.
  4. Ушакова, М. А. Развитие функциональной грамотности школьников посредством повышения качества математического образования / М. А. Ушакова// Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 1 (9). - С. 56-59.
  5. Алексашина, И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. – СПб.: КАРО, 2019. – 160 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 октября по 22 октября
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
26 октября
Загрузка в eLibrary
26 октября
Рассылка печатных экземпляров
03 ноября