Важным аспектом при рассмотрении юридических фактов и их влияния на гражданские правоотношения, является то, что понимание юридического факта, в зависимости от конкретного автора проистекает в рамках дискуссии об объективном и субъективном начале самого факта, как явления действительности.
В римском праве основаниями возникновения прав и обязанностей признавались контракты, пакты, договоры, квазидоговоры, деликты, квазиделикты, односторонние сделки и др. [7, с. 32].
Однако понятие юридического факта римскими юристами сформулировано не было. В дальнейшем процесс развития и обогащения этого понятия шел по пути формирования идеи о сложном юридическом факте, о факте как прообразе права, систематизации юридических фактов, охватывающих фактические обстоятельства, за которыми закон признает юридическое значение.
По утверждению А. Манигк, термин «юридический факт» впервые вводится Савиньи, который в работе «Система современного римского права» писал: «Я называю события, вызывающие возникновение или окончание правоотношений, юридическими фактами» [11, с. 106].
Формирование теории юридических фактов стало активно осуществляться во второй половине XIX веке представителями дореволюционного периода отечественной цивилистики.
Так, исследуя сущность юридических фактов, Ю.С. Гамбаров отмечал, что «когда говорят, что права возникают, изменяются и прекращаются, то хотят сказать только то, что наступают те реальные события или факты, с которыми объективный правопорядок соединяет в каждом конкретном случае представления о возникновении, изменении и прекращении прав Эти факты и связываемые с ними юридические последствия стоят не в отношении причинности друг к другу: над этими - фактами подымаются нормы и вся совокупность окружающей среды и если все право нельзя сводить на нормы, то и связанным с ними фактам нельзя придавать иного значения, как одного лишь из условий устанавливаемых нормами юридических последствий» [4, с. 634-644].
В своей массе, правила права реализуются через конкретные правовые отношения. Однако они могут быть реализованы вне конкретных правовых отношений: в рамках общей правовой структуры, созданной положениями о правосубъектности, т. е. в той мере, в какой эти лица являются субъектами права и находятся в определенном правовом состоянии. Такая реализация происходит в тех случаях, когда субъекты в своем поведении «обходят» юридические факты, которые могут вызвать нежелательные юридические последствия (появление специфических правовых отношений с нежелательными юридическими обязательствами по этим вопросам).
В теории права, под юридическими фактами понимаются жизненные обстоятельства, в соответствии с которым правоотношения возникают, изменяются и прекращаются. Жизненные обстоятельства, образующие юридический факт, должны быть предусмотрены правовой нормой, регулирующие конкретные правоотношения [5, с. 142].
Жизнедеятельность человека, проистекает в силу различных обстоятельств, которые возникают как независимо от человека, так и зависят от действий бездействия человека. Любая совокупность юридических фактов, порождает определенное количество последствий, в силу которых таких юридические факты возникают. В рамках гражданского права, юридические факты, приводят в действие, предают динамику гражданским правоотношениям.
Наиболее типичным примером, юридического факта, является рождение или смерть гражданина. В данном случае при рождении человека, и до момента его смерти, с правовой точки зрения и в соответствии с частью 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) [1], гражданин обладает правоспособностью, то есть получается возможность иметь гражданские права и нести обязанности.
Под юридическими фактами, подразумевают объективные жизненные обстоятельства (факты) в соответствии с которым, правовая норма связывает наступление определенных жизненных последствий. В данном случае, следует говорить о том, что юридический факт является непосредственным основанием для возникновения правоотношений.
С позиции отраслевого рассмотрения юридических фактов, в каждой правовой отрасли, при наличии самостоятельных правоотношений, источники отрасли права, предусматривают свои определенные правовой нормой юридические факты.
По мнению З.Р. Рафикова, под юридическими фактами, следует понимать реальные жизненные обстоятельства, в силу наличия, либо отсутствия которых, возникают, изменяются, либо прекращаются права и обязанности для определенных участников гражданских правоотношений [8].
В случае, если закон устанавливает необходимость наличия нескольких юридических фактов для возникновения, изменения, либо прекращения гражданских правоотношений, то следует говорить о юридическом составе.
Признаками юридических фактов, являются:
- имеют объективное внешнее выражение. Юридическими фактами, не являются абстрактные явления, например, мысли, чувства и т.п.;
- благодаря юридическим фактам, можно определить наличие или отсутствие определенных явлений материального мира;
- определяют основу общественных отношений. Юридическими фактами, являются лишь е обстоятельства, которые непосредственно могут быть связаны с интересами физических лиц, общества, либо всего государства. С этой позиции, следует сказать, что право, регулируя общественные отношения, создает правоотношения, в результате которых, правовая норма определяет права и обязанности участников таких общественных отношений;
- юридические факты, существуют только в рамках их установления в правовой норме. Без наличия правовой форму, любые обстоятельства, являются обычными фактами из жизни;
- юридические факты, помимо определенной правовой формы, закрепленной в законодательном акте, должны иметь надлежащее оформление, и удостоверены в виде документа;
- юридические факты, создают условия для последующего возникновения определенных юридических последствий [9].
Несмотря на то, что юридический факт, является достаточно разработанной научной категорией, в теории права, существуют различные подходы к определению правовой природы юридического факты.
По мнению О.А. Красавчикова, юридические факты являются фактами объективной действительности, которые могут существовать без осознания того [6].
Данная позиция является достаточно противоречивой в связи с тем, что сами факты, конечно, могут существовать без осознания того, но юридический факт имеет конкретную форму, закрепленную в рамках определенной правовой норм.
Отсюда следует сделать однозначный вывод о том, что объективность юридического факта, происходит их объективности правовой нормы, которая формирует наиболее комплексно порядок регулирования тех или иных правоотношений.
Юридические факты, являются объективными, только с позиции их правового понимания, тогда как сами по себе, любые фактические обстоятельства, зависят от уровня и широты восприятия, субъекта такого восприятия.
Если рассматривать юридический факт, с позиции действия и события. То в рамках действия, оно обусловлено субъективным волеизъявлением участника правоотношений, тогда как с позиции события, воля участника, либо воля потенциального участника правоотношений – отсутствует.
О субъективном начале юридических фактов, в своей работе, указывала З.Д. Иванова [10]. По её мнению, субъективный характер юридических фактов, проистекает:
- в нормативном закреплении связи юридического факта и последствий, которые возникают в силу реализации субъективных прав участником правоотношений;
- юридический факт, служит основанием возникновения субъективных прав и обязанностей участников правоотношений;
- в неотвратимости и неизбежности возникновения, субъективных прав, в силу наличия юридического факта.
По итогу, следует сказать о том, что все эти предпосылки возникновения и развития юридических фактов, указывают на то, что если в правовой норме закреплены субъективные права и они связаны с наличием определенного юридического факта, то последствия их последующего применения являются неизбежными.
Также, стоит отметить, что юридические факты могут быть связаны только с конкретными событиями, юридические факты с конкретными правоотношениями. В силу того, что любые правоотношения могут быть любо диспозитивными, либо императивными широта применения субъективных прав может быть уже, либо шире, в зависимости от того, какие правоотношения рассматриваются.
В рамках гражданских правоотношений превалирует диспозитивный метод правового регулирования, который основывается на волеизъявлении сторон. Юридический факт, в гражданских правоотношениях, играет очень важную роль в возникновении, изменении и прекращении самих гражданских правоотношений, в силу того, что воля сторон в рамках гражданских правоотношений имеет определяющий характер [3].
В некоторых правоотношениях, юридический факт становиться не основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений, а лишь предпосылкой развития правоотношения.
Однозначным является то, что юридический факт, может быть предусмотрен только в рамках правовой нормы, либо в силу его наличия для определенных правоотношений.
В результате проведенного исследования, следует сделать вывод о том, что в гражданском праве, юридические факты – это факты реальной жизни, в соответствии с которыми, закон и правовая норма гражданского законодательства, определяет возникновение, изменение, либо прекращение гражданских правоотношений.
Виды юридических фактов, а также их классификация зависят от множества факторов. Определенные в правовой норме юридические факты влияют на последующее формирование прав и обязанностей участников правоотношений [2].
Для возникновения гражданских правоотношений, требуется не только единичный юридический факт, но и юридический состав, который способствует возникновению, изменению и прекращению гражданских правоотношений.
В каждой конкретной ситуации оценка юридических фактов, осуществляться на основании содержаний правовой нормы. Положения закона, в наиболее четкой форме позволяют определить и отделить фактические обстоятельства от юридических фактов. В данном случае следует провести параллель с общественными отношениями и правоотношениями, основное отличие которых заключается в наличии правового регулирования. Юридический факт, также отличается от обычного факта, закрепление в правовой норме, что создает важность наличия юридического факта для возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.