Общение является одним из условий успешного психического развития ребенка, которое характеризуется конкретной социальной системой отношений ребенка с другими людьми, и в которую он попадает с момента рождения. Благодаря общению происходит качественная перестройка психики человека, в результате чего изменяются его взаимодействия с людьми и окружающей действительностью в целом.
Речь и общение два взаимообусловленных процесса. Ведь не только общение способствует появлению речи, но развитие и совершенствование речи зависит от развития и изменения форм общения.
Речевое общение – это взаимодействие людей, в процессе которого используется речь. Речь как средство общения появляется на определенном этапе развития, для целей общения и в условиях общения.
В исследованиях М.И. Лисиной, Р.А. Смирновой, А.Г. Рузской отмечается важность общения ребенка дошкольного возраста со сверстником. Данное взаимодействие имеет большое значение для психического развития детей и развития их речи. Авторы указывают, на необходимость дальнейшего освоения норм взаимоотношений между людьми, которые возникают в связи с зарождающейся потребностью общения дошкольников со сверстниками и его дальнейшим развитием [4].
Анализ научных работ позволил выделить у детей с общим недоразвитием речи ряд особенностей в формировании навыка речевого общения. Это проявляется в низкой потребности в общении (отсутствие заинтересованности в контакте), что приводит к несформированности ведущих форм общения с взрослыми. Трудности в организации речевого поведения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приводят к порождению односложных ответов, отсутствию инициативных высказываний, страху перед собеседником, что в свою очередь ведет к эпизодическому характеру общения со сверстниками. Неспособность детей дать быструю реплику, способную стимулировать собеседника к продолжению разговора приводит к низкому уровню умений вести диалог.
Для развития навыка речевого общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо создать специальные условия, обеспечивающие формирование потребности, мотивов общения.
Перед педагогами стоит основная задача – стимулировать у детей инициативность и стремление к познанию способов общения друг с другом. Необходимым условием успешного решения данной задачи является организация комфортного общения с конкретным собеседником. По данным И.А. Зимней, коммуникативное намерение чрезвычайно сильно зависит от позитивной эмоциональной окрашенности контакта [3]. Для установления эмоционального контакта и повышения мотивации речевого общения старших дошкольников следует использовать ситуации общения для развития мотивации речевого общения.
Для повышения мотивации речевого общения старших дошкольников использовали традиционные методы:
- Словесные, т.к. одним из аспектов повышения мотивации является поощрение, слова одобрения, похвала.
- Практические – детям нравится все, что они делают своими руками. И они с удовольствием комментируют происходящее. Когда ребенку нравится процесс, он может говорить даже сам с собой.
- Наглядные (яркие картинки в детских книгах, новая игрушка) – позволяют стимулировать процесс речевого общения.
Для установления положительного эмоционального контакта эффективно использовать четыре вида мотивации общения:
- «Помоги мне»;
- «Помоги другу»;
- «Научи меня»;
- «Подарок для мамы (друга)».
Рассмотрим каждую мотивацию отдельно. Первая ситуация общения – «Помоги мне». Взрослый просит ребенка о помощи, тем самым вызывая интерес к совместному взаимодействию и мотив к развитию речевого общения.
Вторая ситуация – «Помоги другу». Когда ребенок оказывает помощь другу, происходит формирование потребности в общении и определенного навыка речевого общения
Третья ситуация – «Научи меня». Данная ситуация помогает ребенку чувствовать себя всезнающим и умеющим. Это формирует мотив общения и также способствует формированию навыка речевого общения.
Четвертая ситуация – «Подарок для мамы (друга)». Творческая продуктивная деятельность основана на внутренней заинтересованности ребенка. Желание ребенка рассказать о своей деятельности приводит к формированию новых мотивов и потребности общения, а также развитию навыка речевого общения.
Возникающая у старших дошкольников потребность в общении и низкий уровень владения навыком речевого общения часто приводит к ссорам. Поэтому детей необходимо учить управлять своим поведением, контролировать свои поступки, использовать речевые средства общения для решения спорных вопросов.
Решать эти задачи позволяют специально организованные ситуации общения. Правила поведения в этих ситуациях определяются речевым этикетом, который предусматривает стандартный набор формул и выражений. В работах Б.Н. Головиной [1, с.86], Л.С. Дмитриевских [2, с.19] описаны этикетные формулы, которые следует включать в структуру любого занятия по речевому или социально-коммуникативному развитию, а также во все режимные моменты в течение дня.
Детям так же следует предлагать игровые ситуации, тренинги, в которых они должны выразить свое отношение к сверстнику используя речевые средства общения. По условиям игры высказывания должны носить положительную направленность (пожелания в День рождения, комплимент по поводу нового платья, оценить добрый поступок друга).
Например, нужно рассмотреть рисунок друга и отметить в нем как можно больше положительных характеристик. Во время такого речевого взаимодействия дети не только учатся видеть положительные качества и достоинства других людей, но и приобретают навыки речевого этикета. Также мы видим развитие положительной мотивации речевого общения, отмечая успехи товарища ребенок не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.
Затем для автоматизации выработанных навыков речевого общения нами использовался метод создания проблемных ситуаций: придумывание диалогов к картинке, разыгрывание ситуаций общения, обсуждение неприятной ситуации общения из своей жизни.
Итогом использования выше указанных ситуаций общения привело к повышению у старших дошкольников с общим недоразвитием речи мотивации к совместной деятельности, вызванное умением контролировать свое поведение, принять позицию партнёра, установить речевой контакт. У детей появилось стремление к внеситуативным контактам. Повысился уровень их речевой активности. Активизировалось употребление в процессе общения речевых высказываний, усложнилась структура используемых детьми предложений.