Главная
АИ #38 (65)
Статьи журнала АИ #38 (65)
Формирование личности дошкольника через музыкотерапию

Формирование личности дошкольника через музыкотерапию

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

музыкотерапия
старшие дошкольники
формирование личности
развитие музыкального вкуса
музыкальная деятельность

Аннотация статьи

В статье рассмотрен процесс формирование личностных характеристик дошкольника на основе музыкотерапии. Даны рекомендации в отношении того, какую музыку должны слушать дети.

Текст статьи

Принципиальная перестройка жизни нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обусловливает возрастание роли музыкального образования детей как важного элемента саморазвития их личной художественной культуры
Алиев Ю.Б.

Музыка – это искусство, а любое искусство воспитывает, развивает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни. найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.

На формирование основ культуры ребенка большое влияние оказывает окружающая среда, которая позволяет познакомиться с разнообразной музыкой и научиться ее понимать и переживать…

Музыка – это голос жизни, он выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании.

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. А связующим звеном между миром музыки и миром детства выступает педагог, основной задачей которого является заинтересовать ребенка различными видами музыкальной деятельности, выявить склонности и потребности, чтобы наиболее полно раскрыть все возможности ребенка.

Современные исследователи доказали, что развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры следует начинать как можно раньше. Однако невозможно повысить музыкальность детей без специально организованного восприятия музыки. Этот вид деятельности называется «слушание музыки».

Основные задачи педагогов в музыкальном развитии ребенка

В своей работе мы ставим ряд специфических задач:

  1. Воспитание любви и интереса к музыке. Воспитательное воздействие музыки возможно только при развитии восприимчивости и эмоциональной отзывчивости.
  2. Приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков области игры на детских инструментах, пения, ритмики.
  3. Знакомство детей с различными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности с целью обогащения впечатления детей.
  4. Развитие общей музыкальности детей, сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха, формирование певческого голоса и выразительности движений. Если в данном возрасте ребенка приобщать к активной практической деятельности, то произойдет становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействие начальному развитию музыкального вкуса. Получая представление и впечатление о музыке, ребенок в дальнейшем формирует избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

Психика ребёнка и музыка

Эти два понятия не так уж далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Музыка и психология имеют общий объект – человека. Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка.

Работая музыкальным руководителем в ДОУ, я всё чаще осознаю, что в работе с детьми мне помогают не только знания, полученные в моей профессиональной музыкальной сфере, но и психологические познания, данные мне педагогами в университете. Музыка и психология оказались для меня неотделимыми друг от друга и одинаково важными в развитии маленького человека.

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод.

Какую музыку должны слушать дети?

Учитывая огромное количество музыкальных стилей и направлений, можно без преувеличения сказать, что музыка – это не просто искусство, а очень мощный инструмент воздействия на человеческую психику. Это средство общения и коммуникации, а еще – значимый фактор в развитии и воспитании человека.

Музыка давно проникла во все сферы жизни и непосредственно окружает, и сопровождает как взрослых, так и детей, повсюду. Мультфильмы, кино, театральные спектакли и представления, концерты, радио, и даже уже «пространство» торговых комплексов и крупных магазинов – все это просто немыслимо без музыки. Соответственно роль ее трудно переоценить. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос – какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Как влияет музыка на детей, на их детскую психику и физическое здоровье, на воспитание духовных качеств?

Как вы можете помочь вашему ребенку избежать «вредного» воздействия музыки?

Вот несколько простых правил:

  1. Постарайтесь создать условия для того, чтобы Ваш ребенок как можно чаще имел возможность слушать классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что музыка таких композиторов как П.И.Чайковский, В.А.Моцарт, А.Вивальди, Л.Бетховен очень благотворно влияет на процессы в детском организме.
  2. Отбирайте музыкальные произведения по принципу мелодичности и легкости звучания. Старайтесь выбирать музыку без ярко выраженных ударных партий, так как они способны «зомбирующе» действовать на психику, оказывать негативное влияние.
  3. Минимум низких частот! Отнеситесь к этому внимательно: давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.
  4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия для ребенка в будущем.
  5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку (особенно в младшем возрасте) слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что звук в наушниках воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросотрясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более.
  6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку – именно она способна нанести непоправимый урон детской психике.
  7. Обратите внимание на песни, которые звучат на Ваших любимых радиостанциях – содержание текста не всегда соответствует тому, что способен адекватно понять ребенок.
  8. Как можно чаще ставьте детям детские песни, разучивайте и пойте их вместе с ними, но не забывайте следить за реакцией ребенка на ту или иную песню или мелодию – если ребенок выражает недовольство, смените песню. Музыка должна вызывать у ребенка ощущение комфорта.
  9. Учитывайте время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру лучше прослушивать песни и мелодии плавного, спокойного характера, постепенно переходя к «колыбельным».
  10. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки – например, 20 минут утром, 30 днем и 10 минут вечером, перед сном. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.
  11. Ходите с детьми в театры на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, отдавая приоритет «советскому» кинематографу и мультипликации.
  12. Старайтесь не пропускать время, отведенное в детском саду для совместной музыкальной деятельности детей с музыкальным руководителем или хореографами.

Музыкотерапия противопоказана:

  • Детям с предрасположенностью к судорогам. Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
  • Больным отитом.
  • Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что музыка имеет очень важное значение в развитии ребенка как личности. С самых первых дней жизни она помогает всесторонне развиваться малышу: учиться разговаривать, формировать восприятие окружающего мира, тренировать память и внимание, развивать воображение и мышление, строить взаимоотношения в коллективе. В дальнейшем все эти умения и навыки, полученные в дошкольном возрасте, окажут большое влияние на такой важный шаг в жизни ребенка. Следует помнить, что в руках мастера-педагога музыка будет подобна инструменту ювелира, который постепенно, шаг за шагом превращает неграненый алмаз сознания ребенка в бриллиант.

Список литературы

  1. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания / Н. Давыдова // Дошкольное воспитание. – 1994. – №6. – С. 89.
  2. Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя / О. Радынова // Дошкольное воспитание. – 1994. – №11. – С. 52.
  3. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке / Л. Школяр // Дошкольное воспитание. – 1992. – С. 39.
  4. Выродова И. И вот так! Музыкальное развитие /И. Выродова. – М.: Карапуз. – 2004. – 10 с.
  5. Куприна Н. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка / Н. Куприна. – Academia. – 2007. – 448 с.
  6. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста/ Л.В. Малахова. – М.:Феникс. – 2008. – 144 с.
  7. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада -к начальной школе. – 1998. – 352с.
  8. Чернега А.А. Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории. Г. Егорьевск МДОУ № 29 «Росинка», апрель 2021 г.

Поделиться

2093

Щербинина А. Л. Формирование личности дошкольника через музыкотерапию // Актуальные исследования. 2021. №38 (65). С. 55-57. URL: https://apni.ru/article/2929-formirovanie-lichnosti-doshkolnika-cherez-muz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря