Автор(-ы):
Щербинина Алена Леонидовна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассмотрен процесс формирование личностных характеристик дошкольника на основе музыкотерапии. Даны рекомендации в отношении того, какую музыку должны слушать дети.
Текст статьи
Принципиальная перестройка жизни нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обусловливает возрастание роли музыкального образования детей как важного элемента саморазвития их личной художественной культуры
Алиев Ю.Б.
Музыка – это искусство, а любое искусство воспитывает, развивает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни. найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.
На формирование основ культуры ребенка большое влияние оказывает окружающая среда, которая позволяет познакомиться с разнообразной музыкой и научиться ее понимать и переживать…
Музыка – это голос жизни, он выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. А связующим звеном между миром музыки и миром детства выступает педагог, основной задачей которого является заинтересовать ребенка различными видами музыкальной деятельности, выявить склонности и потребности, чтобы наиболее полно раскрыть все возможности ребенка.
Современные исследователи доказали, что развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры следует начинать как можно раньше. Однако невозможно повысить музыкальность детей без специально организованного восприятия музыки. Этот вид деятельности называется «слушание музыки».
Основные задачи педагогов в музыкальном развитии ребенка
В своей работе мы ставим ряд специфических задач:
Психика ребёнка и музыка
Эти два понятия не так уж далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Музыка и психология имеют общий объект – человека. Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка.
Работая музыкальным руководителем в ДОУ, я всё чаще осознаю, что в работе с детьми мне помогают не только знания, полученные в моей профессиональной музыкальной сфере, но и психологические познания, данные мне педагогами в университете. Музыка и психология оказались для меня неотделимыми друг от друга и одинаково важными в развитии маленького человека.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод.
Какую музыку должны слушать дети?
Учитывая огромное количество музыкальных стилей и направлений, можно без преувеличения сказать, что музыка – это не просто искусство, а очень мощный инструмент воздействия на человеческую психику. Это средство общения и коммуникации, а еще – значимый фактор в развитии и воспитании человека.
Музыка давно проникла во все сферы жизни и непосредственно окружает, и сопровождает как взрослых, так и детей, повсюду. Мультфильмы, кино, театральные спектакли и представления, концерты, радио, и даже уже «пространство» торговых комплексов и крупных магазинов – все это просто немыслимо без музыки. Соответственно роль ее трудно переоценить. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос – какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Как влияет музыка на детей, на их детскую психику и физическое здоровье, на воспитание духовных качеств?
Как вы можете помочь вашему ребенку избежать «вредного» воздействия музыки?
Вот несколько простых правил:
Музыкотерапия противопоказана:
Заключение
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что музыка имеет очень важное значение в развитии ребенка как личности. С самых первых дней жизни она помогает всесторонне развиваться малышу: учиться разговаривать, формировать восприятие окружающего мира, тренировать память и внимание, развивать воображение и мышление, строить взаимоотношения в коллективе. В дальнейшем все эти умения и навыки, полученные в дошкольном возрасте, окажут большое влияние на такой важный шаг в жизни ребенка. Следует помнить, что в руках мастера-педагога музыка будет подобна инструменту ювелира, который постепенно, шаг за шагом превращает неграненый алмаз сознания ребенка в бриллиант.
Список литературы
Поделиться
Щербинина А. Л. Формирование личности дошкольника через музыкотерапию // Актуальные исследования. 2021. №38 (65). С. 55-57. URL: https://apni.ru/article/2929-formirovanie-lichnosti-doshkolnika-cherez-muz