Почему стоит применять маркетинг в социальных сетях?
научный журнал «Актуальные исследования» #2 (5), январь '20

Почему стоит применять маркетинг в социальных сетях?

В статье говорится о роли социальных сетей в современном мире. Количество пользователей интернета составляет 4,4 миллиарда человек, Казахстан занимал 36-е место в мире по количеству интернет-пользователей. Маркетинг в социальных сетях – это современный, эффективный и недорогой инструмент для продвижения компании, товаров, который может принести максимум результата при минимуме затрат.

Аннотация статьи
интернет-маркетинг
социальные сети
маркетинг в социальных сетях
Ключевые слова

Интерес специалистов-маркетологов к социальным сетям, как к новому ресурсу для продвижения компаний и брендов, постоянно растет. Это объяснимо увеличением популярности таких социальных сетей, как ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram и многих других.

Очень быстро маркетинг в социальных сетях стал одним из элементов комплекса интернет-маркетинга. Согласно маркетинговому словарю, SMM (Social Media Marketing) – маркетинг в социальных медиа – это продвижение товаров и услуг в социальных сетях, которые воспринимаются маркетингом, как социальные медиа [1]. На данный момент SMM считается одним из самых эффективных способов развития для любого бизнеса. Это объясняется тем, что только 5% времени пользователи интернета проводят в поисковых системах и около 95% - в социальных сетях.

Согласно данным отчета отчет «Global Digital 2019» от «We Are Social» и «Hootsuite» количество пользователей интернета в мире составляет 4,4 миллиарда человек. Из них 3,2 миллиарда являются активными пользователями социальных медиа [2].

Если говорить о Казахстане, то согласно данным Всемирного экономического форума, Казахстан занимал 36-е место в мире по количеству интернет-пользователей. Министр информации и коммуникаций Республики Казахстан Даурен Абаев сообщает, что интернетом охвачено 77% населения РК, данный показатель ежегодно растет примерно на 1-4%. В 2018 году запланировано увеличение количества пользователей на 1% [3].

Согласно отчету о медиа-сфере Министерства информации и общественного развития в Казахстане в 2018 году насчитывалось 1781760 активных пользователей Вконтакте. Самая популярная социальная сеть в Казахстане, популярность данной сети по-прежнему остается доминирующей (рис. 1).

Рис. 1. Количество пользователей различных социальных сетей в Казахстане (%)

По оценкам компании Brand Analytics, самой популярной социальной сетью среди молодежи (18-29 лет) является Instagram, 1008360 активных пользователей. Среди людей более старшего возраста популярна сеть Одноклассники, 413026 - активных пользователей Facebook, 27776 - Twitter (рис. 2). По данным соцопроса лишь 10,6% казахстанцев не зарегистрированы ни в одной из соцсетей [4, 5].

Рис. 2. Популярность социальных сетей среди разных возрастных групп [4,5]

Данные независимого опроса, проведенного авторами, идентичны результатам на рисунке 2, однако 2 место по популярности (27% среди лиц от 18 до 29 лет) занимает Facebook. Из этого очевидно, что наиболее эффективными ресурсами для продвижения товаров и услуг в интернете будут являться такие социальные сети, как Facebook и Instagram – для аудитории возрастом от 18 до 29 лет, Одноклассники – для аудитории от 30 лет и ВКонтакте – для разных возрастных групп.

Так же респондентами было упомянуто, что помимо социальных сетей, они пользуются мессенджером WhatsApp. WhatsApp является лидером среди приложений-мессенджеров во многих странах. На данный момент этим приложением пользуются 1,2 миллиарда человек в мире. Широкое распространение WhatsApp является основной причиной применения приложения в маркетинге. Еще одним привлекательным фактом для продвижения в WhatsApp является скорость взаимодействия: 98% сообщений открываются и читаются, причем 90% из них в течение первых трех секунд после получения.

Однако, WhatsApp значительно отличается от социальных сетей, поэтому существует необходимость создания отдельной стратегии маркетинга. Так же минусом WhatsApp, как ресурса для продвижения, можно назвать тот факт, что для взаимодействия с клиентом необходимо знать его номер телефона, а многие люди считают свой номер телефона чем-то очень личным и не всегда согласны доверить его для рассылки рекламных сообщений. Еще одним недостатком является и то, что в WhatsApp можно сделать рассылку только 256 пользователям, что исключает возможность использования данного приложения для крупных рекламных кампаний [6].

Средний пользователь проводит в интернете около 6 часов каждый день. Согласно опросу, проведенному среди лиц старше 18 лет, лишь 32% респондентов проводят в социальных сетях менее 3-х часов. На данный момент в некоторых семьях просмотр социальных сетей пользуется большей популярностью, чем просмотр телевизора.

Люди используют социальные сети не только для общения с близкими людьми. Каждый пользователь просматривает сотни страниц с интересной ему информацией, сайты, блоги, видео, новости и многое другое. С популяризацией социальных сетей возрос и интерес к электронной коммерции. Согласно показателям отчета «Global Digital 2018», общемировые расходы на электронную коммерцию в 2017 году достигли почти 1,5 триллиона, долларов и это только на потребительские товары. Если добавить траты на другие категории, такие как онлайн - покупка билетов, туров, цифровой контент и мобильные приложения, то общая глобальная стоимость электронной торговли будет ближе к 2 триллионам долларов [2].

На данный момент существует множество встроенных возможностей в социальных сетях для продвижения. Яркий тому пример – социальная сеть Instagram, где рядом с каждой публикацией есть кнопка «Продвигать», нажав на которую можно разместить рекламу в ленте. Стоимость данного размещения начинается всего с 1$ за сутки (от стоимости зависит охват). Преимуществом данного способа является и то, что можно выбрать аудиторию, которым данная публикация будет интересна (рис. 3).

Рис. 3. Способ продвижения в социальной сети Instagram

Можно обозначить следующие преимущества социальных сетей как ресурса для продвижения компании:

1. Принцип «сарафанного радио». Пользователи делятся понравившейся информацией со своими близкими людьми. При правильном использовании можно получить определенную выгоду из этой особенности.

Следует упомянуть, что в социальных сетях существует 2 подхода к «сарафанному радио». В первом случае пользователь персонально отправляет понравившуюся ему информацию другому пользователю (межпрофильное распространение). Второй случай – встроенные механизмы соцсетей (социальное распространение). С их помощью аудитория пользователя может видеть его действия (например, в Instagram есть вкладка «подписки», где можно увидеть какие публикации нравятся подпискам пользователя, на кого они подписались и многое другое) [7].

2. Выделение целевой аудитории или таргетинг. В социальных сетях существует возможность фокусировки рекламной кампании на конкретную целевую аудиторию. Потенциальный потребитель указывает всю необходимую информацию о себе: место проживания, пол, возраст, профессию, интересы и множество других фактов. В данном случае имеется гораздо больше информации о потребителе, чем при использовании любого другого маркетингового инструмента [7].

3. Необычный формат. SMM не использует рекламный формат, однозначно это одно из основных преимуществ. В современном мире пользователи перегружены рекламой – они слышат ее по радио, видят по телевизору, Интернет так же невозможно представить без рекламы, в т.ч. навязчивой. В Интернет-сфере даже было введено понятие «баннерная слепота» – это когда мозг пользователя, который заходит на какую-либо страничку, блокирует те места странички, на которых обычно размещены баннеры. Именно «перегруженность рекламой» значительно сказывается на ее эффективности. В случае же с SMM все наоборот: здесь происходит общение с пользователем на интересные ему темы и распространение актуального для него контента.

4. Обратная связь. Другие маркетинговые инструменты объединяет то, что действия происходят в одностороннем порядке: компания дает информацию о своем продукте, не всегда имея возможность обратной связи. В соцсетях происходит более глубокое общение с целевой аудиторией: пользователи могут участвовать в опросах, высказывать свое мнение, предлагать изменения.

5. Интерактив. Благодаря социальным сетям, компании имеют возможность быстрее реагировать на отклики и вопросы пользователей.

6. Большое количество времени, которое пользователи проводят в социальных сетях. Данное преимущество так же можно использовать с выгодой. Журналы, радио, телевидение – все это уже практически заменил Интернет. Радиостанции, журналы, даже ТВ-каналы уже имеют собственные странички в Instagram и других социальных сетях. Все это нужно учитывать при формировании маркетинговой стратегии.

7. Встроенные возможности некоторых социальных сетей. Встроенные возможности значительно облегчают продвижение продукции в социальных сетях. Приложение сделает все за Вас – сфокусирует внимание на целевой аудитории, разместит публикацию в удобном месте, охватит наибольшее количество людей. У компании есть возможность следить за статистикой промоакций и в любой момент продлить или прекратить ее.

8. Низкая стоимость. Для первого этапа продвижения достаточно всего лишь создать страничку компании в социальных сетях, что совершенно бесплатно. Продвижение данной странички не требует больших затрат. При правильном ведении профиля, аудитория сама найдет страничку компании. привлекательна и цена - минимальная стоимость промоакции в социальных сетях 1$. За эту сумму публикация появляется в ленте около 1000 человек, что весьма эффективно при данном уровне затрат.

В настоящее время SMM – один из самых эффективных и недорогих способов продвижения товаров и услуг. Особенно эффективным данный инструмент будет в том случае, если компания выберет социальную сеть в соответствии со своей целевой аудиторией. В социальных сетях компания может наглядно продемонстрировать свой товар и сделать услуги более осязаемыми (например, показав процесс стрижки на своей страничке).

Маркетинг в социальных сетях – это современный инструмент для продвижения, который может принести максимум результата при минимуме затрат.

Текст статьи
  1. Электронный ресурс: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_s/social_media_marketing/
  2. Электронный ресурс: https://wearesocial.com/global-digital-report-2019
  3. Электронный ресурс: https://kursiv.kz/news/vlast-i-biznes/2018-02/kolichestvo-internet-polzovateley-v-kazakhstane-za-2017-god-vyroslo-na
  4. Электронный ресурс: http://kazakhstan.act-global.com/
  5. https://webinfo.kz/2019/08/26/nazvana-samaya-populyarnaya-soczialnaya-set-v-kazahstane/
  6. Электронный ресурс: https://rusability.ru/internet-marketing/smm/detalnoe-rukovodstvo-po-ispolzovaniyu-whatsapp-dlya-biznesa/#comments
  7. Маркетинг в социальных сетях / Дамир Халилов: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2013 – электронный ресурс: https://moi-portal.ru/upload/iblock/8b2/8b2246b6b04d87c9065730d33e451f49.pdf
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 апреля по 15 апреля
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
20 апреля
Загрузка в elibrary
20 апреля
Рассылка печатных экземпляров
25 апреля