научный журнал «Актуальные исследования» #38 (65), сентябрь '21

Стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся через вовлечение в творческую и исследовательскую деятельность

В статье актуализируются процессы стимулирования учебно-познавательной активности обучающихся через вовлечение в творческую и исследовательскую деятельность.

Аннотация статьи
исследовательская деятельность
творческая деятельность
стимулирование
активность
Ключевые слова

Согласно требованиям ФГОС у обучающихся должна оцениваться сформированность универсальных учебных действий [1, с. 72]. Этому способствует самостоятельной учебно-познавательной деятельности. В моём классе организуется с 1 класса.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Для пытливого ума первоклассника необходимо привить вкус к исследованию.

У школьника развиваются такие качества, как инициатива, самостоятельность, ответственность, заметно повышает его самооценку. Например, уже в 1 классе мы приготовили классный проект по теме: «Три Д – доброю дорогою добра».

2 класс индивидуальный проект двух девочек по теме: «Коса – девичья краса», проект класса «Математика вокруг нас». В рамках внеурочной деятельности «Я – исследователь» исследовательские работы по темам:

«Лук на подоконнике» – сравнительный анализ роста лука в земле и лук в воде (все замеры в таблице), « Коллекция моей семьи и моя коллекция»«Моё увлечение», работа группы «Весенняя капель» и «Спортивная площадка моего двора» – защита малой группой «Животный мир динозавров», своими руками из экологически чистого материала изготовили травянчиков (мишек), спинку игрушки заполнили семенами газонной травы и наблюдали за её прорастанием, одновременно организовали грядку с газонной травой на подоконнике и проводили сравнительный результат, где больше питательных веществ для прорастания семян.

3 класс в рамках недели математики исследовательская работа по теме: «Статистические факты в цифрах г. Абакана Государственный природный Заповедник «ХАКАССКИЙ» в величинах». Индивидуальный проект по теме: «Детство, опаленное войной»Государственный природный заповедник «Хакасский». Классный проект: «Война, Победа, Память».

Я поделюсь с вами своим педагогическим опытом организации групповой работы над проектом в 3 классе. На лето у всех обучающихся и их родителей всегда есть домашнее задание подумать над исследовательской работой класса и доказать, чем она будет интересна для всего класса.

В сентябре на первом родительском собрание идёт бурное обсуждение (так как выбор темы это всегда сложно). Всегда пытаемся с детьми ответить на три вопроса:

Знаем (давайте определим, что мы знаем по теме)

Хотим узнать

Узнали (самоанализ)

Патриотизм, как и любое другое светлое чувство, надо воспитывать с детских лет. Из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом – складывается великое чувство патриотизма. Огромный потенциал в духовно-нравственном развитии и воспитании имеет тема войны. Так как в этом году 75 лет ВОВ – поэтому и тема актуальная для работы всего коллектива.

Всегда учитываем особенности психического развития коллектива, возрастные и интеллектуальные особенности детей. Исходя из них, мы наметили цель, задачи, содержание экскурсий, определили форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Меня порадовало то, что при подготовке к данному мероприятию родители обучающихся оказали большую помощь: помогли при отборе содержания материала, давали советы, делились своими знаниями о войне из семейных архивов, договаривались с экскурсиями, принимали активное участие в конкурсах, провели мастер-класс.

Цель проекта.

Заключается в том, чтобы на основе анализа документальных источников, поисковых материалов, воспоминаний участников событий составить целостное описание об интересующих нас событий участников Великой Отечественной войны.

Задачи проекта.

  1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества прадедов в борьбе за свободу Родины.
  2. Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
  3. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
  4. Способствовать формированию у обучающихся интереса к изучению истории и родословной своей семьи, навыкам исследовательской деятельности.

Формы проведения мероприятий: беседы; исследовательская деятельность; проектная деятельность; акции; конкурсы рисунков, чтецов; просмотр видеофильмов; читательские конференции; викторины; «Уроки мужества»; праздники «День Защитника Отечества», «День Победы».

Организационно-подготовительный этап.

Сентябрь 2019 г. (первое родительское собрание)

Основной этап, который был насыщен разными видами деятельности: без планирования и последовательного выполнения этапов не добиться качественного конечного результата, который бы удовлетворил и участников проекта, и родителей, и зрителей, которые его будут оценивать [2, с.36].

Сентябрь 2019 г.

«Я читаю книги о войне» читательская конференция. Дети прочитали Любовь Воронкова «Девочка из города» (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом); Лев Кассиль «Улица младшего сына» (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана – героя Великой Отечественной войны); Юрий Яковлев «Девочки с Васильевского острова» (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника).

Посещение урока мужества в районной библиотеке. Прежде чем пройти в зал с книгами и познакомиться с разделами литературы, мы были приглашены на уроки истории, посвященный ВОВ. Нам была представлена презентация, которая напомнила нам о значимых событиях тех времен. Сотрудник библиотеки рассказала много интересных фактов. Это мероприятие запомнилось всем, кто посетил его, ведь каждый из нас принимал участие: кто-то прочитал стихотворение, а кто-то в конце урока смог ответить на сложные исторические вопросы, которые задавала учитель. Всем запомнились письма детей блокадного Ленинграда, с которыми нас познакомили. И та горбушка хлеба, которая выдавалась по карточкам. После увиденного и услышанного обо всем ужасе войны, задумываешься, как прекрасно жить в мире!

Октябрь 2019 г.

Конкурс чтецов «Поклонимся великим тем годам». Каждый ученик выучил стихотворение, посвящённое ВОВ.

Посещение классом музея истории КрасЖД по ст. Абакан им. В.С.Чепчурина. В ходе экскурсии обучающиеся рассматривали монеты железной дороги военного и сегодняшнего времени. Отдельной экспозицией здесь представлены биографии ветеранов ВОВ, их документы и награды. Нам рассказали об их героических подвигах и за что были получены награды. Также произвел впечатление рассказ о Хакасии в военное время. Слушая все это, понимаешь, какие тяжелые и нечеловеческие испытания выпали на долю наших прадедов. После экскурсии наш класс прошел в видеозал, где мы посмотрели документальный фильм о воспоминаниях ветеранов ВОВ. Надолго останутся их слова в наших сердцах!

Ноябрь 2019 г.

Конкурс рисунков и макетов «Память пылающих лет». Лучшие работы были отправлены на конкурс «Золотая кисточка – 2019».

Посещение классом музея истории органов внутренних дел по Республике Хакасия.

В 2012 году Музей был награжден Дипломом Министерства культуры и образования Республики Хакасия за лучшую программу военно-патриотического направления. Побывав в музейных стенах, мы узнали историю хакасской милиции с 1918 года и до наших дней, посетили Зал Памяти и Славы, где представлены портреты сотрудников, погибших в разные годы при исполнении служебных обязанностей, посмотрели чрезвычайно разнообразную коллекцию огнестрельного оружия, начиная с 1874 года. Благодаря мужеству и отваге каждого участника тех событий мир был избавлен от фашизманаша страна осталась свободной.

Декабрь 2019 г.

Участие в муниципальном конкурсе «Победа входит в каждый дом». Именно под этим названием проходил конкурс. 3 февраля 2020 г. были подведены итоги конкурса сувенирной продукции. На конкурс было представлено 88 работ из разных школ, Гимназии, Лицея г. Абакана. В данной номинации: среди обучающихся 3-4 классов «Гимназисты» нашего класса стали Победителями!

Январь 2020 г.

Мастер-класс в рамках классного часа: «Символ Мира – японский журавлик» – подготовила и провела родительница класса. Обучающиеся заворожено слушали историю возникновения журавлика, смотрели видеоролик, необычайное воздействие имело музыкальное сопровождение. Каждый из присутствующих принял участие в создании «Журавлика памяти», дети проникли глубоким состраданием к жизням, погубленными фашистами.

Февраль, 2020г.

Участие в муниципальном конкурсе газет под названием «Школьная газета, специальный выпуск к «75-летию Великой Победы». В неё вошли рубрики «Белый журавлик», «Война. Победа. Память», «Коробка с наградами моего прадеда», Мы Помним мы гордимся – история одноклассницы об подвиге её прадеда, захватывающая история под названием: «Ложка».

Индивидуальная исследовательская работа: «Детство, опаленное войной». В результате исследовательской работы пишет ученица – «Я узнала, что есть и такая категория ветеранов, как «Дети войны». О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные годы я почти ничего не знала. Но в ходе работы над исследованием я узнала много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Теперь с этой информацией я должна познакомить как можно больше людей».

Март 2020г.

Возложение цветов к памятникам в парке «Победы».

Акция: «Журавлики мира» Вручение журавликов на улицах города.

Исследовательская работа «Война, Победа, Память». Наша исследовательская работа помогла этим словам обрести реальный смысл.

Данная работа имеет большое практическое значение. Спустя много лет, за скромными воспоминаниями сохранившихся в материалах семейных архивов, стоят события исторического значения нашей Родины.

Наши прадеды, их верность в службе Родине – пример мужества, героизма, стойкости и патриотизма.

Создание «Книги Памяти». В эту книгу войдут все истории и фотографии из семейных архивов и второй раздел отчёт о нашей работе с исследовательской работой.

Апрель 2020 г.

Выставка макетов «Память пылающих лет» в школе. Изготовлено 8 макетов индивидуальных и 1 макет класса (выставка пройдет в Гимназии).

Участие детей в акции «Бессмертный полк».

Май 2020 г.

Оценка результативности проекта.

Проведено 21 мероприятие. Охвачено 29 обучающих, членов их семей.

Обучающиеся приобрели знания в области подбора и структурирования информации. Научились поиску и самостоятельной работе с источниками информации. Расширили кругозор. Продемонстрировали высокое качество продуктов деятельности: (акций, рисунков, докладов, исследовательских работ). Положительная оценка родителей деятельности обучающихся [3, с.123].

Практическая значимость.

Проект может быть использован в краеведческой и просветительской работе, для подготовки к урокам истории и литературного чтения, классных часов, посвященных Великой Отечественной войне.

Предполагаемые результаты. На мой взгляд, это самое важное, потому как результат работы увидят все, и от его качества зависит напрямую финальная оценка.

  • привлечение внимания обучающихся к событиям Великой Отечественной войны;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, и любви к Родине;
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • появление продуктов: исследовательская работа, «Книга памяти», макеты «Память пылающих лет», газета «Мы помним! Мы гордимся!».

В ходе индивидуальных выступлений я использую различные методы: словесный – беседа, доклады, которые читали дети; наглядный – презентация; практический – выполнение заданий. Всегда присутствует межпредметная связь с историей, литературой, музыкой.

В рамках классного проекта – был выполнен и представлен индивидуальный проект по теме: «Детство, опалённое войной».

Активность детей и родителей на протяжении всей этой работы очень высокая. Ребята проявляют большую самостоятельность, высокий уровень интеллектуального развития и воспитания, а также развивают творческие способности. Такая общая работа сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и отвечать за совместную работу.

Текст статьи
  1. Сабирова Э.Г., Закирова В.Г. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы. – Казань: КФУ. – 2015. – 167 с.
  2. Сасова И. Через проблему – к практическому результату / И.Сасова // Учитель. – 2001. - №5. – С.35-38.
  3. Талманова Т.М. Формирование исследовательской компетенции учителя начальных классов в системе непрерывного образования: Диссертация канд.пед.нак. – Москва, 2003. – 178 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля