Опираясь на сегодняшние реалии, можно сделать вывод, что проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) является одной из самых злободневных. Специфика организации такого процесса предусматривает необходимость предварительной и последующей работы всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
Основываясь на исследования ученых, этот процесс должен быть интегрированным, проходящим с участием специалистов различного профиля: воспитателей, логопедов, педагогов-психологов музыкальных руководителей, дефектологов, инструкторов по физической культуре и социологов.
При этом все перечисленные педагоги должны знать:
- основы коррекционной педагогики;
- азы специальной психологии;
- особенности психофизического развития детей с ОВЗ;
- методики организации образовательного процесса для детей с ОВЗ.
Вокруг детей групп компенсирующей направленности совместными действиями этих специалистов создается своеобразная команда, отвечающая за единое коррекционно-образовательное пространство и выстраивающая соответствующую предметно-развивающую среду.
В белгородском детском саду комбинированного вида №34 все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором такой коррекционной команды. Совместными усилиями педагоги:
- составляют блочный интегрированный календарно-тематический план;
- обеспечивают целостность и единство коррекционно-развивающей деятельности;
- периодически обновляют формы и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми;
- осуществляют консультационную помощь;
- адаптируют к взаимодействию с внешней средой, готовят к
- обучению в школе;
- проявляют высокий профессиональный уровень и творческий характер в развивающей деятельности.
Наряду со всей вышеперечисленной деятельностью, хотелось более детально рассмотреть технологию межполушарного взаимодействия – кинезиологию, которая в нашем детском саду успешно внедрена в совместную работу всеми специалистами и уже дает положительные результаты.
Как показала практика, кинезиологические упражнения:
- влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья;
- корректируют речевое и двигательное развитие детей с дефектами речи и графомоторными проблемами;
- позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка;
- расширяют границы возможностей детского мозга;
- активизируют различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики.
Несмотря на то, что коррекционная работа с детьми-логопатами в вязи с различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений представляет сложную проблему для многих специалистов, наша команда совместными усилиями разработала приемы, способствующие восстановлению связи и баланса между левым и правым полушариями головного мозга, что благотворно сказывается на стимуляции речевых зон.
Таблица
Специалист |
Кинезиологический прием |
Коррекция |
---|---|---|
Учитель-логопед |
1. Артикуляционная гирлянда |
– нормализация произносительной и интонационной стороны речи, укрепление мышц органов артикуляции, повышение их подвижности при синхронизации речевого аппарата и конечностей; – укрепление мышц органов артикуляции, повышение их подвижности; |
2. Биоэнергетические сказки |
– стимуляция речевых зон головного мозга; – формирование гностических зрительных функции: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез); | |
3. Схемочтение |
– профилактика и коррекция оптических нарушений [4]; | |
Педагог-психолог |
1. Психо-гимнастика |
– релаксация, расслабление и снятие психического напряжения; |
2. Обоюдорукое рисование |
– четкость и координированность движений во взаимосвязи с речью при обоюдоруком рисовании; – оптимизация психологической базы речи [1]; – восстановление связи и баланса между левым и правым полушариями | |
Инструктор по ФК |
1. Двигательная синхронизация |
– синхронизация работы речевой и мелкой моторики при нарушении связи и баланса между левым и правым полушариями; |
2. Массажные игры |
– воздействие на биологически активные точки лица и ушных раковин; – нормализация гипертонуса и гипотонуса | |
Муз.руководитель |
1. Фонетические разминки в движении |
– улучшение мелодико-интонационного и просодического (греч. prosodia – ударение, мелодия) компонента; – координированных движений во взаимосвязи с речью; |
2. Слого-музыкальные композиции |
– развитие слухового внимания, двигательной памяти и фонематического слуха; – развитие кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, организация пространственных движений; | |
Воспитатель |
1. Логоритмика |
– коррекция нарушений координации движений, присутствия непроизвольных или непреднамеренных движений, а также мышечных зажимов; |
2. Синхродиктанты |
– совершенствование зрительно-пространственных представлений, («сверху – снизу», «спереди – сзади», «слева – справа»). |
Речевой аппарат, дыхание, грамматическая и лексическая сторона речи, восприятие на фонематическом уровне, двигательная координация, внимание (слуховое и зрительное), а также память и мышление детей, страдающих различными речевыми патологиями, станут более совершенными, если при коррекционной работе с ними, будут внедрены специальные кинезиологические приемы и упражнения [3].
Таким образом, тесная взаимосвязь специалистов в ДОУ возможна при:
- совместном планировании работы всей команды;
- правильном и четком распределении задач каждого участника;
- осуществлении преемственности в работе на каждом этапе;
- соблюдении единства предъявляемых требований.
- «логопедизации» режимных моментов [2].
Наши специалисты считают, что если делать упор на развитие обоих полушарий, произойдет активизация мыслительных процессов и стимуляция графомоторных навыков, улучшится не только работа нервной системы за счет развития нейронных обменов между двумя долями мозга, но и усовершенствуется связная речь, фонематическое и психические процессы детей с ОВЗ.