Взаимодействие узких специалистов ДОУ при работе с детьми ОВЗ в группе компенсирующей направленности на примере кинезиологии

Статья аргументирует положительное влияние кинезиологических приемов и упражнений, направленных на коррекцию речевой патологии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Авторы делятся собственными разработками, способствующими восстановлению связи и баланса между левым и правым полушариями головного мозга, стимулирующими речевые зоны.

Аннотация статьи
коррекционно-образовательное пространство
речевые патологии
компенсирующая направленность
дошкольное образование
кинезиология
ограниченные возможности здоровья
Ключевые слова

Опираясь на сегодняшние реалии, можно сделать вывод, что проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) является одной из самых злободневных. Специфика организации такого процесса предусматривает необходимость предварительной и последующей работы всего педагогического коллектива образовательного учреждения.

Основываясь на исследования ученых, этот процесс должен быть интегрированным, проходящим с участием специалистов различного профиля: воспитателей, логопедов, педагогов-психологов музыкальных руководителей, дефектологов, инструкторов по физической культуре и социологов.

При этом все перечисленные педагоги должны знать:

  • основы коррекционной педагогики;
  • азы специальной психологии;
  • особенности психофизического развития детей с ОВЗ;
  • методики организации образовательного процесса для детей с ОВЗ.

Вокруг детей групп компенсирующей направленности совместными действиями этих специалистов создается своеобразная команда, отвечающая за единое коррекционно-образовательное пространство и выстраивающая соответствующую предметно-развивающую среду.

В белгородском детском саду комбинированного вида №34 все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором такой коррекционной команды. Совместными усилиями педагоги:

  • составляют блочный интегрированный календарно-тематический план;
  • обеспечивают целостность и единство коррекционно-развивающей деятельности;
  • периодически обновляют формы и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • осуществляют консультационную помощь;
  • адаптируют к взаимодействию с внешней средой, готовят к
  • обучению в школе;
  • проявляют высокий профессиональный уровень и творческий характер в развивающей деятельности.

Наряду со всей вышеперечисленной деятельностью, хотелось более детально рассмотреть технологию межполушарного взаимодействия – кинезиологию, которая в нашем детском саду успешно внедрена в совместную работу всеми специалистами и уже дает положительные результаты.

Как показала практика, кинезиологические упражнения:

  • влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья;
  • корректируют речевое и двигательное развитие детей с дефектами речи и графомоторными проблемами;
  • позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка;
  • расширяют границы возможностей детского мозга;
  • активизируют различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики.

Несмотря на то, что коррекционная работа с детьми-логопатами в вязи с различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений представляет сложную проблему для многих специалистов, наша команда совместными усилиями разработала приемы, способствующие восстановлению связи и баланса между левым и правым полушариями головного мозга, что благотворно сказывается на стимуляции речевых зон.

Таблица

Специалист

Кинезиологический прием

Коррекция

Учитель-логопед

1. Артикуляционная гирлянда

– нормализация произносительной и интонационной стороны речи, укрепление мышц органов артикуляции, повышение их подвижности при синхронизации речевого аппарата и конечностей;

– укрепление мышц органов артикуляции, повышение их подвижности;

2. Биоэнергетические сказки

– стимуляция речевых зон головного мозга;

– формирование гностических зрительных функции: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез);

3. Схемочтение

– профилактика и коррекция оптических нарушений [4];

Педагог-психолог

1. Психо-гимнастика

– релаксация, расслабление и снятие психического напряжения;

2. Обоюдорукое рисование

– четкость и координированность движений во взаимосвязи с речью при обоюдоруком рисовании;

– оптимизация психологической базы речи [1];

– восстановление связи и баланса между левым и правым полушариями

Инструктор по ФК

1. Двигательная синхронизация

– синхронизация работы речевой и мелкой моторики при нарушении связи и баланса между левым и правым полушариями;

2. Массажные игры

– воздействие на биологически активные точки лица и ушных раковин;

– нормализация гипертонуса и гипотонуса

Муз.руководитель

1. Фонетические разминки в движении

– улучшение мелодико-интонационного и просодического (греч. prosodia – ударение, мелодия) компонента;

– координированных движений во взаимосвязи с речью;

2. Слого-музыкальные композиции

– развитие слухового внимания, двигательной памяти и фонематического слуха;

– развитие кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, организация пространственных движений;

Воспитатель

1. Логоритмика

– коррекция нарушений координации движений, присутствия непроизвольных или непреднамеренных движений, а также мышечных зажимов;

2. Синхродиктанты

– совершенствование зрительно-пространственных представлений, («сверху – снизу», «спереди – сзади», «слева – справа»).

Речевой аппарат, дыхание, грамматическая и лексическая сторона речи, восприятие на фонематическом уровне, двигательная координация, внимание (слуховое и зрительное), а также память и мышление детей, страдающих различными речевыми патологиями, станут более совершенными, если при коррекционной работе с ними, будут внедрены специальные кинезиологические приемы и упражнения [3].

Таким образом, тесная взаимосвязь специалистов в ДОУ возможна при:

  • совместном планировании работы всей команды;
  • правильном и четком распределении задач каждого участника;
  • осуществлении преемственности в работе на каждом этапе;
  • соблюдении единства предъявляемых требований.
  • «логопедизации» режимных моментов [2].

Наши специалисты считают, что если делать упор на развитие обоих полушарий, произойдет активизация мыслительных процессов и стимуляция графомоторных навыков, улучшится не только работа нервной системы за счет развития нейронных обменов между двумя долями мозга, но и усовершенствуется связная речь, фонематическое и психические процессы детей с ОВЗ.

Текст статьи
  1. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
  2. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М. А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  3. Фадеева М. Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.maam.ru/detskijsad/-kineziologija-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
  4. Яковлева Н.В. Технология «Перекодирование» в группах компенсирующей направленности как стимул интеллектуального и творческого потенциала дошкольника // «Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях» / Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Томск, 2013.
Список литературы