Автор(-ы):
Яковлева Наталия Викторовна
Путилина Галина Валентиновна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Статья аргументирует положительное влияние кинезиологических приемов и упражнений, направленных на коррекцию речевой патологии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Авторы делятся собственными разработками, способствующими восстановлению связи и баланса между левым и правым полушариями головного мозга, стимулирующими речевые зоны.
Текст статьи
Опираясь на сегодняшние реалии, можно сделать вывод, что проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) является одной из самых злободневных. Специфика организации такого процесса предусматривает необходимость предварительной и последующей работы всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
Основываясь на исследования ученых, этот процесс должен быть интегрированным, проходящим с участием специалистов различного профиля: воспитателей, логопедов, педагогов-психологов музыкальных руководителей, дефектологов, инструкторов по физической культуре и социологов.
При этом все перечисленные педагоги должны знать:
Вокруг детей групп компенсирующей направленности совместными действиями этих специалистов создается своеобразная команда, отвечающая за единое коррекционно-образовательное пространство и выстраивающая соответствующую предметно-развивающую среду.
В белгородском детском саду комбинированного вида №34 все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором такой коррекционной команды. Совместными усилиями педагоги:
Наряду со всей вышеперечисленной деятельностью, хотелось более детально рассмотреть технологию межполушарного взаимодействия – кинезиологию, которая в нашем детском саду успешно внедрена в совместную работу всеми специалистами и уже дает положительные результаты.
Как показала практика, кинезиологические упражнения:
Несмотря на то, что коррекционная работа с детьми-логопатами в вязи с различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений представляет сложную проблему для многих специалистов, наша команда совместными усилиями разработала приемы, способствующие восстановлению связи и баланса между левым и правым полушариями головного мозга, что благотворно сказывается на стимуляции речевых зон.
Таблица
Специалист |
Кинезиологический прием |
Коррекция |
---|---|---|
Учитель-логопед |
1. Артикуляционная гирлянда |
– нормализация произносительной и интонационной стороны речи, укрепление мышц органов артикуляции, повышение их подвижности при синхронизации речевого аппарата и конечностей; – укрепление мышц органов артикуляции, повышение их подвижности; |
2. Биоэнергетические сказки |
– стимуляция речевых зон головного мозга; – формирование гностических зрительных функции: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез); | |
3. Схемочтение |
– профилактика и коррекция оптических нарушений [4]; | |
Педагог-психолог |
1. Психо-гимнастика |
– релаксация, расслабление и снятие психического напряжения; |
2. Обоюдорукое рисование |
– четкость и координированность движений во взаимосвязи с речью при обоюдоруком рисовании; – оптимизация психологической базы речи [1]; – восстановление связи и баланса между левым и правым полушариями | |
Инструктор по ФК |
1. Двигательная синхронизация |
– синхронизация работы речевой и мелкой моторики при нарушении связи и баланса между левым и правым полушариями; |
2. Массажные игры |
– воздействие на биологически активные точки лица и ушных раковин; – нормализация гипертонуса и гипотонуса | |
Муз.руководитель |
1. Фонетические разминки в движении |
– улучшение мелодико-интонационного и просодического (греч. prosodia – ударение, мелодия) компонента; – координированных движений во взаимосвязи с речью; |
2. Слого-музыкальные композиции |
– развитие слухового внимания, двигательной памяти и фонематического слуха; – развитие кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, организация пространственных движений; | |
Воспитатель |
1. Логоритмика |
– коррекция нарушений координации движений, присутствия непроизвольных или непреднамеренных движений, а также мышечных зажимов; |
2. Синхродиктанты |
– совершенствование зрительно-пространственных представлений, («сверху – снизу», «спереди – сзади», «слева – справа»). |
Речевой аппарат, дыхание, грамматическая и лексическая сторона речи, восприятие на фонематическом уровне, двигательная координация, внимание (слуховое и зрительное), а также память и мышление детей, страдающих различными речевыми патологиями, станут более совершенными, если при коррекционной работе с ними, будут внедрены специальные кинезиологические приемы и упражнения [3].
Таким образом, тесная взаимосвязь специалистов в ДОУ возможна при:
Наши специалисты считают, что если делать упор на развитие обоих полушарий, произойдет активизация мыслительных процессов и стимуляция графомоторных навыков, улучшится не только работа нервной системы за счет развития нейронных обменов между двумя долями мозга, но и усовершенствуется связная речь, фонематическое и психические процессы детей с ОВЗ.
Список литературы
Поделиться
Яковлева Н. В., Путилина Г. В. Взаимодействие узких специалистов ДОУ при работе с детьми ОВЗ в группе компенсирующей направленности на примере кинезиологии // Актуальные исследования. 2021. №38 (65). С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/2933-vzaimodejstvie-uzkikh-spetsialistov-dou