Общее недоразвитие речи (ОНР) – речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Состояние словаря глаголов у детей с ОНР имеет существенные отличия от уровня развития глагольной лексики детей с нормой речевого развития.
Вместо названий действий дети используют названия предметов, и, наоборот – названия предметов заменяются названиями действий. Эти дети практически не владеют навыками грамматических изменений слова.
Обследование и сравнительный анализ речи детей 5-6-летнего возраста с нормальным речевым развитием и детей с ОНР показывает следующее. Дошкольники с нормой речевого развития легко подбирают примерно 6 названий действий (из 8 максимальных) для неодушевленного предмета и около 8 (из 14 возможных) для одушевленного. Дети с общим недоразвитием речи подбирают всего два-четыре названия действий (из 8 возможных) для неодушевленного существительного и четыре-пять (из 14 возможных) для одушевленного.
Для детей с ОНР характерно то, что слова употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений. Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространёнными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт - идёт, воркует - поёт, чирикает - поёт и др.). Особенно стойкими являются замены глаголов: кует -молотит; гладит утюгом - проводит утюгом; косит траву - подрезает траву; стирает белье - моет белье; вяжет -шьет; купает - моет. Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с другой, а также выделять оттенки значений. Нарушения актуализации словаря у дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает).
Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких сериях слов: подбежал, вышел, подошёл (подошёл); стоит, растёт, сидит (сидит); идёт, цветёт, бежит (идёт или бежит). Эти данные свидетельствуют о несформированности структуры значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при группировке глаголов.
Общее недоразвитие речи, проявляется в неточном знании и употреблении некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходный предмет. Например: названия некоторых мало знакомых действий, дети заменяют другими (вместо строгать ребенок говорит «чистить», вместо вязать-«плести»).
Иногда дети прибегают к пространным объяснениям вместо того, чтобы назвать предмет или действие. На этой стадии речевого развития у детей еще очень ограниченный речевой запас, поэтому в измененной ситуации происходит неточный отбор слов, т.е. затруднена дифференциация глаголов близких по значению («моет-купает», «ставит-поставила», «ставит-кладет»).Некоторые слова, хотя и знакомые детям, оказываются еще недостаточно закрепленными в речи вследствие редкого их употребления, поэтому при построении предложений дети стараются обходить их (растапливает печь – «кладет в печку дров и зажигает»). Такие, казалось бы, знакомые глаголы, как поить и кормить, у многих детей зачастую недостаточно дифференцируются по значению.
Ограниченность и неполноценность лексических средств проявляется в заданиях на словообразование, например: пришила юбку (вместо подшила), – шьет руку (вместо пришивает рукав). Неумение пользоваться способами словообразования приводит к весьма ограниченной возможности варьировать слова. Сама задача преобразования слова нередко оказывается для детей малодоступной. Об этом свидетельствуют примеры подбора однокоренных слов. Эти и подобные примеры показывают, что средства фонетического выражения значений и морфологический состав слов еще недостаточно подмечаются.
Можно выделить ошибки связанные с неразличением вида глаголов («сели, пока не перестал дождь», вместо сидели, «выкупались, пока было тепло, вместо купались), реже встречается неправильное согласование существительных и глаголов («мальчик рисуют», «девочки играла»).
Особенно заметны затруднения в словоизменении при выполнении специальных заданий. Так, не всегда дети могут образовать множественное число существительных и глаголов от слов, данных в единственном числе, и наоборот (пишет -«пиши», «пишите» и др.).
Дошкольники 6-летнего возраста в большинстве случаев правильно подбирают синонимы к хорошо знакомым им словам, допускают лишь единичные ошибки. В то же время дети с ОНР того же возраста допускают ошибки при подборе синонимов. В большом количестве случаев дети отказываются от ответа. Ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный характер.
В заданиях на подбор синонимов у детей с речевой патологией выявляются те же трудности, что и при подборе антонимов: ограниченность словарного запаса, трудности актуализации словаря, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, осуществлять сравнение значений слов на основе единого семантического признака.
Таким образом, изучив различные источники литературы по проблеме развития глагольного словаря у детей с ОНР, хотелось бы отметить следующее. У детей с ОНР словарный запас не соответствует возрасту. Наблюдаются расхождения в объеме активного и пассивного словаря. Если глагол имеется у ребенка в пассивном словаре, то он не всегда его использует в активном словаре или же заменяет другим, более понятным для него самого.