Оптимизация маршрутов поставок продукции ОАО «1-я Минская птицефабрика»

Рассмотрена методика оптимизации маршрутов поставок продукции посредством применения информационных технологий на базе пакета программ математического моделирования MATLAB.

Аннотация статьи
производство
эффективность
информационные технологии
логистика
транспортные затраты
маршруты
подмаршруты
Ключевые слова

Предприятие ОАО «1-я Минская птицефабрика» является одним из основных поставщиков яйца куриного в торговую сеть г. Минска. Современная технология поставки продукции предусматривает ежедневную доставку продукции в многочисленные торговые точки города по заявкам предприятий торговли. В связи с нестабильным спросом на продукцию транспортному подразделению птицефабрики ежедневно требуется строить маршруты доставки продукции от склада до торговых точек. Снижение транспортных затрат на эту доставку может быть достигнуто применением информационных технологий в организации транспортной логистики ОАО «1-я Минская птицефабрика».

ОАО «1-я Минская птицефабрика» осуществляет поставку яиц в крупнейшие магазины города Минска и Минского района со склада, расположенного на территории предприятия в агрогородке «Большевик», Минского р-на. Торговые точки с адресами представлены в таблице.

Таблица

Реализация яйца куриного ОАО «1-я Минская птицефабрика» (магазины г. Минска и Минского р-на)

№ п/п

Наименование магазина

Адрес торговой точки

Объем поставки, кг

1

Грузоотправляющий пункт

агрогородок . «Большевик»

 

2

CООО «АРВИТФУД», магазин «Престон Маркет»

ул. Лобанка, 94

25

3

СООО «Баниар», дискаунтер «Копилка»

д. Боровая, 1

25

4

ЗАО «Доброном»

ул. Толбухина, 10-1

75

5

ИООО «Март Инн Фуд»

ул. Богдановича, 254

100

6

ИУП «БелВиллесден» (ГИППО)

д. Боровая

150

7

ОАО «ДОРОРС», Бел. ж.д., магазин №68

ул. Воронянского 50/3

175

8

ОАО «ГУМ», магазин № 4 «Щедрый»

ул. Каховская, 47

25

9

ОАО «Заводской райпищеторг», магазин №9

Партизанский пр-т, 120

50

10

ОДО «Виталюр»

ул. Мирошниченко, 3

100

11

ОДО «Виталюр»

пр-т газ. Звезда, 22к1

150

12

ОДО «Виталюр»

ул. Рафиева, 56

50

13

ООО «Белмаркеткомпани», магазин №133

ул. Связистов, 13

25

14

ООО «Белмаркеткомпани», магазин № 157

ул. Кольцова, 10

25

15

ООО «Евроторг»

ул. Одинцова, 65

200

16

ООО «Евроторг»

ул. Филимонова, 13/1

75

17

ООО «Либретик»

Долгиновский тракт, 188

175

18

ООО «Либретик»

пр-т Победителей, 89

75

19

ООО «Чистые родники»

ул. Нововиленская, 24-2

50

20

Филиал ООО «Табак-Инвест», торговый центр «Корона-Уручье»

пр-т Независимости, 154

350

В короб для доставки продукции помещается входит 25 кг яйца куриного. Поэтому данные в четвертом столбце таблицы пропорциональны 25. Общий объем заказанной продукции составляет 1900 кг. Следовательно, для доставки продукции в торговые точки необходимо использовать два автомобиля – фургона, имеющих каждый грузовместимость 1 т. Характер каждого маршрута кольцевой, т.е. перевозки осуществляются по замкнутому маршруту.

Исходя из приведенных данных, необходимо рассчитать оптимальные маршруты для доставки продукции. В математическом программировании подобная задача получила название «задача коммивояжера» [1, 2, 3]. Для ее решения необходимо построить матрицу расстояний между всеми рассматриваемыми пунктами, затем занести ее в выбранную компьютерную среду, например, MATLAB (рис. 1) и присвоить ей некоторое имя, например, A.

Далее поиск оптимального маршрута движения осуществляется путем применения процедуры MatLab vrpsaving (vrp – vehicle routing problem) (рис. 2) [1]. Эта процедура реализует алгоритм Кларка – Райта [2, 3]. Достоинством этой процедуры является возможность построения для совокупности рассматриваемых пунктов группы оптимальных маршрутов, если перевозку грузов нельзя выполнить одним транспортным средством, недостатком – приближенный характер алгоритма.

В этой процедуре:

A – вышеуказанная матрица расстояний, км;

TC (total costs) – длина искомого маршрута, км;

rte (route) – искомая последовательность пунктов в маршруте, вывод этой последовательности на экран осуществляется опцией rte{1}.

В той же среде следует задать величину Q, равную грузовместимости автомобиля: Q = 1000 и вектор размерности 1˟20, элементами которого являются данные четвертого столбца таблицы.

Рис. 1. Матрица расстояний между пунктами, км

Из решения, представленного на рисунке 2, следует, что длина оптимального маршрута составляет 112 км. Последовательность пунктов оптимального маршрута соответствует их нумерации в таблице.

Решение рассматриваемой задачи также может быть также выполнено в компьютерной среде MS Excel, с помощью функции ИНДЕКС и процедуры Поиск решения. Алгоритм решения представлен на рисунке 3.

Рис. 2. Расчет оптимального маршрута по процедуре vrpsaving в среде MatLab

Решение задачи по алгоритму, представленному на рисунке 3, дает более оптимальный маршрут доставки яиц из грузоотправляющего пункта (Минский р-н, а.г. Большевик) в магазины г. Минска: 1-17-8-19-18-15-2-12-11-7-9-16-13-20-4-5-14-6-3-10-1. Длина маршрута составляет 108 км.

Рис. 3. Расчет оптимального маршрута по процедуре “Поиск решения” в среде MS Excel

Текст статьи
  1. Оптимизация работы автотранспортных предприятий: методические указания для выполнения дипломных работ по специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» / БГАТУ, кафедра моделирования и прогнозирования экономики АПК; сост. Б.М.Астрахан. – Минск. 2005. – 30 c.
  2. Геронимус, Б.Л. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте / Б.Л. Геронимус, Л.В. Царфин. – Москва: Транспорт, 1988. – 192 с.
  3. Задача коммивояжера и ее применение в сельском хозяйстве [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zadacha-kommivoyazhera-i-eyo-primenenie-v-selskom-hozyaystve. Дата доступа: 21.04.2019.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 октября по 22 октября
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
26 октября
Загрузка в eLibrary
26 октября
Рассылка печатных экземпляров
03 ноября