научный журнал «Актуальные исследования» #38 (65), сентябрь '21

Использование эксперимента как средства развития интеллекта учащихся на уроках физики

Статья посвящена изучению эксперимента на уроках физики как средства развития интеллекта учащихся.

Аннотация статьи
эксперимент
школа
развитие
урок
физика
интеллект
Ключевые слова

Учительский труд – это каждодневная работа со своими удачами и неудачами, победами и поражениями.

Работая в школе, считаю, что она оказывается главной хранительницей традиций общества. Школа выступает и представителем будущего в сегодняшней жизни, поскольку призвана помогать расти тем, кто это будущее создаст своими руками.

Сегодняшнее социально -экономическое положение страны требует от учителя решение одной важной задачи – подготовка к жизни творчески мыслящих, предприимчивых, инициативных людей, способных найти свое место в обществе. Будущее страны зависит от наличия в обществе талантливых и одаренных детей, которые своей деятельностью обеспечивают общественный прогресс. Хочется, чтобы каждый ученик был привержен к естественным ценностям, стал личностью, активной и ответственной, способной к творческому и добросовестному труду, к осмысленной жизни, к её преобразованию. Велика в этом плане роль знаний по физике. Эта наука даёт основополагающие знания о закономерностях и особенностях природы, двигает вперёд НТР (научно-техническую революцию). Разумеется, специалист должен быть грамотным, но помимо этого, современные успешные организации, предъявляют к своим сотрудникам такие личностные качества, как активность, инициативность, коммуникативность. В настоящее время система образования, базируясь на личностно-ориентированной концепции, нацелена на создание условий, в которых идёт становление личности, где обучаемый развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы.

В процессе изучения любого предмета в школе происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Передавая учебную информацию, учитель предстает всезнающим, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития интеллектуального мышления учащихся. Обязательным условием реализации этого на практике является устранение доминирующей роли педагога в процессе усвоения знаний и опыта. Введение в педагогические технологии элементов эксперимента позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Этот вид работы оказался очень интересным для учеников и способствовал развитию интеллектуальных способностей.

В ходе выполнения экспериментальной работы формируются исследовательские умения и навыки, развивается интеллект учащихся.

Эксперимент всегда являлся основой физических знаний. У истоков экспериментального метода в науке и обучении стояли Фалес и Архимед, Галилей и Ньютон, Фарадей и Ломоносов.

В последнее время проведены интересные исследования в области организации самостоятельного эксперимента учащихся Р. И. Малафеевым, В. А, Буровым, Н. Ф. Константиновым, А. А, Бобровым, П. П. Головиным, Е. С. Объедковым, Л. А. Горевым, Л. В. Гурьевой и другими педагогами и методистами.

Опыт моего преподавания говорит, что введение в педагогические технологии элементов эксперимента позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Этот вид работы оказался очень интересным для учеников и способствует развитию интеллектуальных способностей.

Экспериментальный метод в силу своей высокой наглядности является наиболее педагогически эффективным.

Различают следующие виды физического эксперимента:

  • Демонстрационные опыты преподавателя.
  • Лабораторные работы.
  • Фронтальные опыты.
  • Экспериментальные задачи.
  • Внеклассные эксперименты.

Все эти виды обеспечивают осуществление принципа наглядности, сознательности, активной познавательной деятельности учащихся, развитие интеллектуальных способностей, политехнизма в преподавании курса физики.

Кроме общих задач, каждый вид имеет более узкое целевое назначение, особенности в методике проведения и технике постановки.

1. Демонстрации и опыты проводятся в основном при объяснении нового материала для наглядности физических понятий и явлений. Демонстрации и опыты учитель проводит сам, иногда привлекая учащихся, что способствует привитию интересов к предмету.

Например: в 7 классе перед изучением понятия скорости учащимся предлагают пронаблюдать за движением стеаринового, пластилинового и свинцового шариков в стеклянных трубках с водой. Сравнивая движения шариков.

Ребята отвечают на вопросы: 1) Чем отличаются движения шариков? 2) Какой из шариков движется быстрее? Какой медленнее? 4) Какой из шариков движется быстрее – стеариновый или свинцовый? 5) Какой из трех шариков самый быстрый? Самый медленный? В результате выполнения опытов, их анализа на основе сравнения, учащихся вводится понятие скорости.

Общую структуру такого физического эксперимента можно представить в виде:

2. Практические самостоятельные экспериментальные работы могут быть разделены на группы по назначению.

  1. Качественные эксперименты: соберите–включите–посмотрите–зарисуйте–сделайте вывод (словесная формулировка). Такие эксперименты нужны для непосредственного ознакомления с физическими явлениями. Например, в таком эксперименте проверяется закон сообщающихся сосудов.
  2. Количественные эксперименты: соберите–измерьте–вычислите–постройте график–запишите результат в тетрадь. Этот тип экспериментов предназначен для выработки навыков применения простейших измерительных приборов и оформления экспериментальных работ. Например, эксперимент, в котором регистрируются различные удлинения одной и той же пружины, если на ней подвешены разные грузы, относится к этому типу.
  3. Творческие эксперименты: дан некий набор оборудования, которое можно использовать в эксперименте, дан объект исследования, сформулирована конечная цель, однако не даны чёткие однозначные инструкции, следуя которым можно было бы добраться до конечной цели.

Такие работы позволяют ученикам реализовывать и развивать свои творческие способности, которые в других видах учебной деятельности используются в малой степени.

3. Практические и лабораторные работы проводятся согласно программе как обобщение и закрепление пройденного материала. Проводятся они в парах или группах учащихся. Все лабораторные работы снабжены инструкциями. При проведении работы учащиеся получают необходимые навыки работы с приборами и бережным отношением к ним. При получении результатов делаются выводы и обобщения. После проведения эксперимента учащиеся отвечают на поставленные теоретические вопросы. Работа оформляется в тетради.

Особенно большую активность и самостоятельность проявляют учащиеся старших классов при решении экспериментальных задач. Среди экспериментальных заданий можно выделить такие, которые носят в известной мере исследовательский характер и требуют от учащихся максимальной самостоятельности. Одно из таких заданий это изобретение или создание самим учеником какого-либо устройства.

Например, в 7 классе при изучении темы «Давление» предлагается собрать модель фонтана. А в 9 классе при изучении темы «Колебания и волны» мастерят игрушки маятники с использованием дисков.

Большой интерес вызывают демонстрационные опыты с использованием средств, применяемых в быту. Такие эксперименты они с удовольствием повторяют дома, демонстрируют своим родителям и друзьям.

Выполнение учащимися опытов и наблюдение в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ.

Домашние опыты и наблюдения, проводимые учащимися:

  • дают возможность расширить область связи теории с практикой;
  • развивают интерес к физике и технике;
  • рождают творческую мысль и развивают способность к изобретательству.

Таким образом учебную информацию на уроке физики ученик получает на теоретическом и эмпирическом уровне. В этой связи, логично методы обучения физики разделить на три основные группы: теоретические, теоретико-экспериментальные и экспериментальные методы.

В результате систематического выполнения экспериментальных заданий знания учащихся становится глубокими, прочными и тесно связанными с жизнью.

Считаю, что экспериментальные работы на уроках физики вносят разнообразие, повышают активность учащихся, развивают интеллектуальные способности, является залогом высокого уровня знаний по предмету.

Текст статьи
  1. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе, Москва, 1981г.
  2. Марголис А.А., Парфентьева Н.Е., Иванова Л.А. Практикум по школьному физическому эксперименту, Москва, 1977г.
  3. Журналы «физика в школе» №2 (1980г), №3 (1986г), №2 (1987г).
  4. Усова А.В. Избранное. – Челябинск: ЧГПУ, 2000.
  5. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. – Москва: Просвещение, 1983.
  6. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – Москва: Просвещение, 1980.
  7. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы. // Под ред. А. В. Усовой. – Москва: Просвещение, 1990.
  8. Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике, М., «Просвещение», 1981 г.
  9. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. – Москва: Просвещение, 1983.
  10. Зверева Н. М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – Москва: Просвещение, 1980.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 октября по 22 октября
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
26 октября
Загрузка в eLibrary
26 октября
Рассылка печатных экземпляров
03 ноября