научный журнал «Актуальные исследования» #38 (65), сентябрь '21

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС на музыкальных занятиях

В статье рассматривается актуальный вопрос коммуникации детей с расстройством аутистического спектра. Представлены условия успешной коммуникации таких детей через музыкальное воспитание. Обосновывается идея о том, что музыкальная деятельность, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей с РАС, в состоянии улучшить нарушенные и сформировать не достающие ребенку-аутисту функции в разных сферах: эмоциональной, коммуникативной, когнитивной.

Аннотация статьи
коммуникативные навыки
музыкальное воспитание
музыкальные занятия
аутизм
коррекция
расстройство аутистического спектра
Ключевые слова

Понятие «аутизм» впервые было введено в 1920 г. Э. Блейером. Ранний детский аутизм был описан Лео Каннером в 1943 г., а еще позже в 1949 г. Гансом Аспергером [4]. Под термином «аутизм» понимали «разобщенность человека с внешним миром», то есть когда поражаются речь, интеллект и мышление, поэтому проблемой аутизма можно назвать непонимание таким человеком окружающих его событий [5].

Развитие детей с расстройствами аутистического спектра – наиболее сложная проблема современной психологической и педагогической практики.

Причины аутизма еще не выяснены, эта область до конца не изучена. Ребёнку с аутизмом свойственны отсутствие потребности в контакте с другими людьми, изоляция от внешнего мира и слабая эмоциональная реакция. Такие дети склонны к однообразному стереотипному поведению.

Наиболее трудной областью для вмешательств в области развития является коммуникативное общение.

«Коммуникативность» – это способность к установлению социальных и речевых связей, общительность. Определяется типом высшей нервной деятельности, типом акцентуации характера человека. Для инвалидов является одним из основных мотивов занятий физическими упражнениями и спортом. Средствами коммуникативности являются речь, жесты, позы, звуки, мимика и т.д.» [3, с. 64].

Общение ребенка с аутичным расстройством на протяжении всей жизни имеет отличительные особенности: дистанцирование, трудности с выражением мыслей, трудности с пониманием намерений и поведения другого человека. Развитие детей с расстройствами аутистического спектра требует комплексного подхода, влияющего на развитие всех аспектов коммуникации.

Перед специалистами стоит задача предоставить ребенку с РАС возможность реализовать коммуникативные навыки в среде его сверстников, в игровой деятельности, характерной для дошкольника. Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра очень актуально.

Современные научные исследования и педагогический опыт подтверждают предположение о том, что музыкальная деятельность способна формировать функции, отсутствующие у аутичного ребенка в различных сферах (поведенческой, эмоциональной, познавательной).

Музыка, как одна из форм невербального общения, является одной из областей, которая является мощным и доступным эмоциональным стимулом для коррекционной работы, направленной на формирование эмоциональных и коммуникативных навыков у детей с РАС.

В ряде зарубежных методик (П. Кушваха, Ф. Эллис) достаточно успешно применяются методы воздействия на пациентов средствами музыкального искусства и музыкального сопровождения.

Известный метод музыкальной терапии Нордоффа – Роббинса широко использует методы «невербальной коммуникации». Это музыкальный творческий подход, в котором делается акцент на уникальную роль «живой» музыки как средства коммуникации. Пациенты всех уровней вовлекаются в процесс создания музыки совместно с педагогом через использование музыкальных инструментов.

Методика музыкальной коммуникативной терапии, предложенная Л.М. Шипициной и И.Л. Первовой (2007) также направлена на работу с аутичными детьми. Цель этой методики – … «создать отношения не между ребёнком и музыкой, а между ребенком и тем важным для него человеком, с которым он проводит время. Такие занятия позволяют тренировать навыки музыкального сопровождения в общении» [6, с. 250].

Музыкальный педагог не должен ставить перед собой цель развивать музыкальные способности. Для детей с проявлениями аутизма на первый план выходят другие задачи: получение эмоциональной реакции на музыкальную деятельность, стимулирование речи и общения. Музыкальные навыки будут освоены позже, в результате естественного эмоционального развития, и для того, чтобы это развитие произошло, ребенок должен чувствовать поддержку, настоящие отношения со взрослым, именно в этих отношениях возможно развитие.

Первая реакция ребенка на звук музыки может быть непредсказуемой, поскольку поведение аутичных детей с точки зрения обычного человека иррационально. Музыка может подавлять активность детей, и она может быть стимулирующей. Поэтому важно следить за реакцией дошкольника на звучание музыки. В процессе наблюдения за поведением ребенка необходимо обращать внимание на непроизвольные реакции организма, возникающие в ответ на громкость, тембр, высоту или темп проигрываемой музыки. Ребенок может проявлять страх, волнение или безразличие.

По мнению английских музыкотерапевтов Д. Алвина и Э. Уорик обстановка, в которой находится ребенок, может влиять на его способность действовать активно. «Среда играет важную роль в ощущении свободы, которую мы хотим дать ребенку: свободы шуметь, кричать, двигаться, чувствовать себя в безопасности, когда ничто не угрожает. Это не только возможность вести себя определенным образом и как-то организовать себя, но и освобождение от страха или навязчивых состояний, которые могут создавать эмоциональные, интеллектуальные или социальные барьеры» [1, с.4].

Во время занятий дети с аутизмом могут изучать различные музыкальные инструменты, такие как духовые инструменты, ударные и клавишные. Это помогает в развитии творческих способностей. Дети с диагнозом аутизм вместе с педагогом музыки совершают различные движения под ритмичную музыку. Такие движения развивают чувство ритма и концентрацию внимания у детей с аутизмом, а также стимулируют активность, улучшают физическое состояние. Подобные занятия развивают любознательность, мелкую моторику и обучают групповому взаимодействию. Иногда игра на музыкальном инструменте побуждает аутичного ребенка подпевать. Это уже первый шаг к речевому диалогу.

Рассматривая музицирование как игру, можно сказать, что оно играет важную роль в развитии коммуникативной деятельности и построении партнерских отношений. Педагог, играя вместе с ребенком, тем самым обеспечивает ему поддержку [2, с. 34].

Педагог принимает сторону наблюдателя, не пассивного, а активного, который сопровождает ребенка музыкальными средствами. Совместная игра на музыкальных инструментах может построить более доверительные отношения. Педагог не стремится добиться музыкального эффекта и не корректирует действия (если они явно недеструктивные), важно дать ребёнку почувствовать, что музыка исходит от него самого.

Смена видов музыкальной деятельности (прослушивание музыки, танцевально-ритмических движений, пение, музицирование) позволяет выстраивать и модифицировать занятие. Довольно часто музыкальный руководитель, работающий с детьми с расстройством аутистического спектра, должен отступать от определенного плана занятия, исходя из состояния, в котором находятся дети. Так, например, если дети взволнованы и им сегодня сложно усидеть на месте, педагог начинает с подвижных игр, импровизированных танцев, постепенно создавая необходимую атмосферу для дальнейшей работы.

Особенность работы с детьми, страдающими РАС, заключается; – не в поиске средств овладения различными танцевальными движениями, а в стимулировании элементарной активности у детей; – не в улучшении произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний; – не в обучении танцевальным навыкам, а в нахождении способов побудить ребенка танцевать творчески.

Во время музыкальной деятельности важен ритуал (одни и те же повторяющиеся действия), который создает структуру деятельности с четким началом и концом для каждого из элементов занятия. Таким образом, стереотип поведения становится для детей привычным. Это заставляет детей чувствовать себя в безопасности. Основные ритуалы связаны с началом и окончанием занятия по музыке – музыкальным приветствием и прощанием. Они состоят из пения слов каждому ребенку или всем детям вместе. Пение может сопровождаться или не сопровождаться музыкальным инструментом.

Приветствие, ставшее узнаваемым для детей, становится обучающим инструментом, вовлекающим детей в работу. Прощание – заключительная фраза, которым педагог резюмирует занятие. Важно постараться, чтобы каждый ребенок уходил в хорошем настроении.

Взаимодействуя с детьми с аутизмом, необходимо использовать все доступные им средства общения, использовать различные коммуникативные техники и методы, чтобы помочь им овладеть самым широким диапазоном коммуникативных навыков, возможных для каждого ребенка в отдельности.

Таким образом, можно сказать, что музыкальное воспитание является эффективным средством налаживания общения ребенка с РАС с окружающим миром, поскольку музыка действует как стимулятор эмоций, что положительно сказывается на его умственном, психическом развитии и на коррекции коммуникативных навыков. На занятиях многое зависит не только от самого ребенка, но и от педагога, который должен уметь воспринимать эмоциональное состояние ребенка, его потребности, реагировать на проявления его личности, сопереживать ему, учитывать его индивидуальные задатки и способности – это единственный способ создать максимально подходящие условия для гармонизации личности ребенка с РАС.

Текст статьи
  1. Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. Изд. Теревинф, 2008. – 208 с.
  2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей. Изд. Владос, 2004.-108с.
  3. Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура / Э.Н. Вайнер, С.А. Кастюнин. - М.: Флинта: Наука, 2012. – 144 с.
  4. Режим доступа: http://www.fl-life.com.ua/wordpress/facts
  5. Режим доступа: http://wiki.doctor.kz/index.php?title=Аутизм
  6. Шипицына Л.М., Первова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом // Детский аутизм. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. – М.,1997.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря