Понятие «аутизм» впервые было введено в 1920 г. Э. Блейером. Ранний детский аутизм был описан Лео Каннером в 1943 г., а еще позже в 1949 г. Гансом Аспергером [4]. Под термином «аутизм» понимали «разобщенность человека с внешним миром», то есть когда поражаются речь, интеллект и мышление, поэтому проблемой аутизма можно назвать непонимание таким человеком окружающих его событий [5].
Развитие детей с расстройствами аутистического спектра – наиболее сложная проблема современной психологической и педагогической практики.
Причины аутизма еще не выяснены, эта область до конца не изучена. Ребёнку с аутизмом свойственны отсутствие потребности в контакте с другими людьми, изоляция от внешнего мира и слабая эмоциональная реакция. Такие дети склонны к однообразному стереотипному поведению.
Наиболее трудной областью для вмешательств в области развития является коммуникативное общение.
«Коммуникативность» – это способность к установлению социальных и речевых связей, общительность. Определяется типом высшей нервной деятельности, типом акцентуации характера человека. Для инвалидов является одним из основных мотивов занятий физическими упражнениями и спортом. Средствами коммуникативности являются речь, жесты, позы, звуки, мимика и т.д.» [3, с. 64].
Общение ребенка с аутичным расстройством на протяжении всей жизни имеет отличительные особенности: дистанцирование, трудности с выражением мыслей, трудности с пониманием намерений и поведения другого человека. Развитие детей с расстройствами аутистического спектра требует комплексного подхода, влияющего на развитие всех аспектов коммуникации.
Перед специалистами стоит задача предоставить ребенку с РАС возможность реализовать коммуникативные навыки в среде его сверстников, в игровой деятельности, характерной для дошкольника. Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра очень актуально.
Современные научные исследования и педагогический опыт подтверждают предположение о том, что музыкальная деятельность способна формировать функции, отсутствующие у аутичного ребенка в различных сферах (поведенческой, эмоциональной, познавательной).
Музыка, как одна из форм невербального общения, является одной из областей, которая является мощным и доступным эмоциональным стимулом для коррекционной работы, направленной на формирование эмоциональных и коммуникативных навыков у детей с РАС.
В ряде зарубежных методик (П. Кушваха, Ф. Эллис) достаточно успешно применяются методы воздействия на пациентов средствами музыкального искусства и музыкального сопровождения.
Известный метод музыкальной терапии Нордоффа – Роббинса широко использует методы «невербальной коммуникации». Это музыкальный творческий подход, в котором делается акцент на уникальную роль «живой» музыки как средства коммуникации. Пациенты всех уровней вовлекаются в процесс создания музыки совместно с педагогом через использование музыкальных инструментов.
Методика музыкальной коммуникативной терапии, предложенная Л.М. Шипициной и И.Л. Первовой (2007) также направлена на работу с аутичными детьми. Цель этой методики – … «создать отношения не между ребёнком и музыкой, а между ребенком и тем важным для него человеком, с которым он проводит время. Такие занятия позволяют тренировать навыки музыкального сопровождения в общении» [6, с. 250].
Музыкальный педагог не должен ставить перед собой цель развивать музыкальные способности. Для детей с проявлениями аутизма на первый план выходят другие задачи: получение эмоциональной реакции на музыкальную деятельность, стимулирование речи и общения. Музыкальные навыки будут освоены позже, в результате естественного эмоционального развития, и для того, чтобы это развитие произошло, ребенок должен чувствовать поддержку, настоящие отношения со взрослым, именно в этих отношениях возможно развитие.
Первая реакция ребенка на звук музыки может быть непредсказуемой, поскольку поведение аутичных детей с точки зрения обычного человека иррационально. Музыка может подавлять активность детей, и она может быть стимулирующей. Поэтому важно следить за реакцией дошкольника на звучание музыки. В процессе наблюдения за поведением ребенка необходимо обращать внимание на непроизвольные реакции организма, возникающие в ответ на громкость, тембр, высоту или темп проигрываемой музыки. Ребенок может проявлять страх, волнение или безразличие.
По мнению английских музыкотерапевтов Д. Алвина и Э. Уорик обстановка, в которой находится ребенок, может влиять на его способность действовать активно. «Среда играет важную роль в ощущении свободы, которую мы хотим дать ребенку: свободы шуметь, кричать, двигаться, чувствовать себя в безопасности, когда ничто не угрожает. Это не только возможность вести себя определенным образом и как-то организовать себя, но и освобождение от страха или навязчивых состояний, которые могут создавать эмоциональные, интеллектуальные или социальные барьеры» [1, с.4].
Во время занятий дети с аутизмом могут изучать различные музыкальные инструменты, такие как духовые инструменты, ударные и клавишные. Это помогает в развитии творческих способностей. Дети с диагнозом аутизм вместе с педагогом музыки совершают различные движения под ритмичную музыку. Такие движения развивают чувство ритма и концентрацию внимания у детей с аутизмом, а также стимулируют активность, улучшают физическое состояние. Подобные занятия развивают любознательность, мелкую моторику и обучают групповому взаимодействию. Иногда игра на музыкальном инструменте побуждает аутичного ребенка подпевать. Это уже первый шаг к речевому диалогу.
Рассматривая музицирование как игру, можно сказать, что оно играет важную роль в развитии коммуникативной деятельности и построении партнерских отношений. Педагог, играя вместе с ребенком, тем самым обеспечивает ему поддержку [2, с. 34].
Педагог принимает сторону наблюдателя, не пассивного, а активного, который сопровождает ребенка музыкальными средствами. Совместная игра на музыкальных инструментах может построить более доверительные отношения. Педагог не стремится добиться музыкального эффекта и не корректирует действия (если они явно недеструктивные), важно дать ребёнку почувствовать, что музыка исходит от него самого.
Смена видов музыкальной деятельности (прослушивание музыки, танцевально-ритмических движений, пение, музицирование) позволяет выстраивать и модифицировать занятие. Довольно часто музыкальный руководитель, работающий с детьми с расстройством аутистического спектра, должен отступать от определенного плана занятия, исходя из состояния, в котором находятся дети. Так, например, если дети взволнованы и им сегодня сложно усидеть на месте, педагог начинает с подвижных игр, импровизированных танцев, постепенно создавая необходимую атмосферу для дальнейшей работы.
Особенность работы с детьми, страдающими РАС, заключается; – не в поиске средств овладения различными танцевальными движениями, а в стимулировании элементарной активности у детей; – не в улучшении произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний; – не в обучении танцевальным навыкам, а в нахождении способов побудить ребенка танцевать творчески.
Во время музыкальной деятельности важен ритуал (одни и те же повторяющиеся действия), который создает структуру деятельности с четким началом и концом для каждого из элементов занятия. Таким образом, стереотип поведения становится для детей привычным. Это заставляет детей чувствовать себя в безопасности. Основные ритуалы связаны с началом и окончанием занятия по музыке – музыкальным приветствием и прощанием. Они состоят из пения слов каждому ребенку или всем детям вместе. Пение может сопровождаться или не сопровождаться музыкальным инструментом.
Приветствие, ставшее узнаваемым для детей, становится обучающим инструментом, вовлекающим детей в работу. Прощание – заключительная фраза, которым педагог резюмирует занятие. Важно постараться, чтобы каждый ребенок уходил в хорошем настроении.
Взаимодействуя с детьми с аутизмом, необходимо использовать все доступные им средства общения, использовать различные коммуникативные техники и методы, чтобы помочь им овладеть самым широким диапазоном коммуникативных навыков, возможных для каждого ребенка в отдельности.
Таким образом, можно сказать, что музыкальное воспитание является эффективным средством налаживания общения ребенка с РАС с окружающим миром, поскольку музыка действует как стимулятор эмоций, что положительно сказывается на его умственном, психическом развитии и на коррекции коммуникативных навыков. На занятиях многое зависит не только от самого ребенка, но и от педагога, который должен уметь воспринимать эмоциональное состояние ребенка, его потребности, реагировать на проявления его личности, сопереживать ему, учитывать его индивидуальные задатки и способности – это единственный способ создать максимально подходящие условия для гармонизации личности ребенка с РАС.