Главная
Конференции
Общество, человек, культура: современный контекст гуманитарных исследований
Эффект «обратной связи» (по материалам сетевого сообщества Youtube)

Эффект «обратной связи» (по материалам сетевого сообщества Youtube)

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

эффект «обратной связи»
медиапотребление
рейтинг репутации и популярности
подкасты
индердискурсивность
конвергентность

Аннотация статьи

Многопрофильность медиапотребления – один из основных показателей качественного контента YouTube. Цифровые технологии открывают широкие перспективы для индивидуализации медиапотребления. Культурно-образовательные программы известного ведущего «Радио России» А. Варгафтика достигают высокого рейтинга репутации популярности. В YouTube можно ознакомиться с серийными подкастами журналиста-просветителя, представленными на канале Московской филармонии и на других частных каналах. Интерактивность и конвергентность коррелирует эффект «обратной связи», что подтверждает мысль о том, что современные массмедиа укрепляют свою социальную значимость.

Текст статьи

Качество информирования становится первостепенным критерием журналистики, работающей по принципу интердискурсивных практик. Музыкально-просветительские подкасты А. Варгафтика в YouTube обогащают образовательный уровень потребителей соцсетей и открывают широкие возможности для изучения поликодовых средств, активно используемых в создании новых медиажанров. Авторские интенции ведущего, расширяя нарративный речевой план, проецируют эффект «обратной связи». Без сомнения, выбор правильной коммуникативной стратегии – неотъемлемая часть жизнедеятельности интернет-пространства. «Описание современной медиасистемы России было бы неполным и однобоким без рассмотрения аудитории, которая занимает особое место в этой системе, являясь конечным потребителем СМИ. Именно взаимодействие с аудиторией является в итоге целью и смыслом существования медиасистем. И именно возможность взаимодействия и воздействия на многомиллионные аудитории лежит в основе социальной значимости и влиятельности массмедиа в современном обществе» [5, с. 333]. Важно отметить, что эффект «обратной связи» соотносится с качеством медиапотребления. Культурно-просветительский контент YouTube, без сомнения, обусловливает рейтинг репутации и популярности этого канала. Основные показатели и тенденции медиапотребления – интерактивность и конвергентность [2]. Кроме того, сетевое сообщество YouTube – это многопрофильная аудитория, интердискурсивность является неотъемлемой частью структурированного интернет-пространства.

Пользовательский контент сетевой коммуникации детерминирован источниками информации. Московская филармония активно функционирует в соцсетях, предоставляя широкий выбор просветительских тем: можно прослушать концерты, заглянуть в архив или отправиться в гастрольное путешествие вместе с музыкантами. Сотрудничество с А. Варгафтиком, ведущим филармонических программ и радиожурналистом, является неотъемлемой частью медиамодели аккаунта Московской филармонии в YouTube. В плейлисте без труда находим рубрику «Варгафтик в ответе», состоящую из 17 подкастов, структурированных по трем сезонам [6]. Серийность и воспроизводимость – типологические черты подкастинга – придают этому медиаформату динамичность и популярность. Конечно, действует и определенная PR-стратегия: привлечь пользователя можно интересными рубриками и темами, пообщаться в прямом эфире, используя опосредованный язык – месседж. Это наиболее популярный интерактивный способ коммуникации: интервьюер задает вопросы А. Варгафтику, зачитывая текст из месседж.

Интересно отметить, что интерсемиотичность как языковое явление структурирует медийный формат подкастинга. Язык музыки – основной семиотический центр – детерминирует просветительские вариации рассказов ведущего. История о Моцарте и Сальери – «главная легенда истории классической музыки до сих пор будоражит умы и вызывает споры. Было ли отравление? Злодей ли Сальери? Послушаем мнение А. Варгафтика» (14 января 2021 года). Этот текст на посте настраивает слушателя на эмоциональное восприятие происходящего. В ответе Варгафтика чувствуется мягкая ирония, он обыгрывает семиотический архитип: «Конечно, Сальери отравил Моцарта, земля – плоская, вся мировая политика – это борьба Ротшильдов с Рокфеллерами, только мы об этом ничего не знаем…» Такой оксюморон, закрепленный в сознании человека как семиотический код, придает беседе непринужденность. Мы привыкли воспринимать трагедию А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» как данность, но сюжет – это отнюдь не намеренное фактическое искажение, а художественная реальность. Вспомнить А.С. Пушкина, соотнести художественный мир и историческую правду… Без сомнения, вступить в такой диалог с просветителем, знатоком музыкального искусства, представляется для каждого из нас большой удачей.

Итак, интервьюер зачитывает вопросы, спонтанность и интерактивность усиливают эффект «обратной связи». Крайне актуальный вопрос. Елена, судя по профилю, играет на скрипке, спрашивает: «Сейчас в условиях пандемии камерная музыка звучит чаще в эфире. Считаете ли вы, что это на пользу исполнительскому искусству и останется ли такой высокий процент камерной музыки после снятия ограничений?» В тексте на посте мы читаем: «Камерная музыка, как и любое другое хорошее дело, выигрывает, когда идет поток свежих сил и идей» (19 октября 2020 года). А. Варгафтик расставляет нужные акценты и считает, что процент камерной музыки не увеличился, просто оркестровых концертов стало меньше. Действительно, мы можем погрузиться в мир квартетов, фортепианных сонатных вечеров, и эти программы не обязательно тиражировать. Возрастает исполнительское качество, появляются эксклюзивные композиции. Нельзя не отметить, что продолжение темы «камерной музыки» можно найти в серии подкастов А. Варгафтика «Партитуры не горят» [1]. Такой интерконтекстуальный мейнстрим подтверждает мысль о том, что цифровые технологии помогают наладить медийные контакты в сетевых сообществах.

Влияние Интернета на процесс медиапотребления бесспорный. Вопрос: «Повлиял ли Интернет на исполнение классической музыки, как проходят музыкальные конкурсы и почему так успешно тиражируется мейнстрим?» – не может не найти отклик среди пользователей соцсетей (7 октября 2020 года). А. Варгафтик выделяет как положительные, так и отрицательные стороны интернетолизации. Сейчас каждый исполнитель может расширить свою музыкальную практику с помощью онлайн-прослушиваний. Например, в ХХ веке, для того чтобы найти запись какого-либо известного исполнителя, требовалось немало времени, не было интерактивных механизмов взаимодействия. Но возникает другое явление – тиражирование мейнстрима – «если всем это нравится, то нравится и мне». В интернет-мире есть опасность заблудиться, не найти нестандартные, оригинальные исполнительские вариации. Компенсаторная функция – важная составляющая культурного наследия, поэтому необходимо прислушаться к мнению просветителя А. Варгафтика, который открывает границы интердискурсивного анализа музыкального искусства.

Нельзя не ощутить атмосферу далекого прошлого, когда узнаешь атмосферу Древней Греции. «Мелодия, ритм, гармония, оркестр и хор – все эти понятия пришли из древнегреческой культуры. Какой была античная музыка? Как греки обходились без аккордов и тональностей?» (14 июля 2021 года). Может быть, для кого-то из нас высказывание А. Варгафтика о том, что в Древней Греции вообще не было аккордов и созвучий, звучит настоящим откровением. Важен факт: многоголосное музыкальное исполнение утвердилось только в позднем «высоком» Средневековье, а в Греции преобладали одноголосные мелодии («мелос», т.е. «сладкий»). Раскрывается путь семиотической музыкальной культуры, которая приобретала свое художественное богатство из века в век. В современной медиалингвистике такое понятие, как интерсемиотичность, знаменует новую эпоху культурных ценностей. Без сомнения, беседа с А. Варгафтиком интересна для людей разных профессий и поколений.

«Интервью – подкастинг» – этот утвердившийся в XXI веке медиафомат – имеет большое значения не только для жанровых и стилевых исследований, но и для диджитал (цифрового) маркетинга, когда речь идет о цифровых технологиях, использующихся для привлечения и потенциальных, и реальных потребителей. Рубрика «Варгафтик в ответе» как нельзя лучше демонстрирует качество сетевой аудитории. Прямой диалог с ведущим, открытые вопросы и ответы, тексты-описания на посте и комментарии подписчиков – все это сегментированная картина медиапотребления. К сожалению, некоторые вопросы отражают далеко не высокий уровень осведомленности. Например, «Раньше под классику можно было есть, сейчас не похлопаешь. Почему?» (16 сентября 2020 года). Не вызывает сомнения, что произошел смысловой сбой терминов и понятий – приходится объяснять по сути исконные истины: что такое классическая музыка, каковы исторические традиции и этические нормы. А. Варгафтик смягчает нравоучительный тон беседы и приводит в пример исторический факт, который обрел форму светской шутки. Однажды известный меценат Надежда фон Мекк, покровительствовавшая П.И. Чайковскому, захотела, чтобы в ее рабочем кабинете звучала музыка и пригласила молодого Клода Дебюсси, который два сезона зарабатывал деньги, исполняя музыкальные композиции. Слушаем другие вопросы: «Правда ли, что классическая музыка влияет на интеллект?» (16 марта 2020 года) или «Не могу долго слушать классическую музыку. Что со мной не так?» (3 сентября 2020 года). Наверное, с такими вопросами стоит обращаться не к профессионалу-музыканту, ведущему филармонических концертов. Но А. Варгафтик аккуратно объясняет, вводит в свой рассказ конкретные жизненные ситуации, т.е. микширует контент. И что еще немаловажно: мы, как в зеркале, видим некий усредненный тип медиапотребления. Не стоит нравоучительно указывать на прошлый ХХ век, но музыкальная культура несколько потеряла свою значимость и стала достоянием прежде всего моды – светским выходом в мир искусства.

Хочется завершить анализ сезонных подкастов «Варгафтик в ответе», обратившись к ответу на простой и мудрый вопрос: «Кто ваш любимый композитор?» (24 марта 2020 года). Интервьюер, конечно, улыбается: «Нет, это невозможно! Честно – я написал бы список на пятьдесят фамилий…». Действительно, слушая программы ведущего «Радио России», или его выступления на концертах в соцсетях, или перелистывая его подкасты в YouTube, можно многое понять, переосмыслить, узнать. На многие вопросы, связанные с темой искусства, нет прямых ответов, они скрыты в тайнах творчества. Кроме того, мы все-таки получаем важную информацию: «Я как работник радио провожу сезонные рейтинги. И что показательно: в мировом рейтинге популярности первые позиции занимают Моцарт и Бетховен. Чайковский попадает в топ-10, но других русских композиторов нет, также нет и имени другой великой музыкальной державы – Италии, хотя если речь идет об операх, то Россини, Верди, Пуччини лидируют и конкурируют с Моцартом». Мы понимаем, что статистика – явление относительное, лучше слушать и наслаждаться красотой музыки. Серия подкастов «Варгафтик в ответе» – медийная пользовательская платформа – образец интерактивных участников сетевого сообщества.

Качество информирования становится первостепенным критерием журналистики, работающей по принципу интердискурсивных практик. Можно ли назвать А. Варгафтика профессиональным журналистом? Созданные им подкасты иллюстрируют синтез разных направлений публичной деятельности. Но прежде всего это публицистический, авторский принцип оценки медиасобытий. Исходя из классических законов жанроведения (публицистические и художественно-публицистические жанры), нужно сделать акцент на имплицитном выражении авторской позиции. Классика жанра в подкастах в какой-то степени претерпевает изменения: достигается эксплицитный эффект «погружения» – адресат становится ведомым, вовлеченным в живую речевою парадигму. Популярность программ А. Варгафтика не вызывает сомнений. Эффект «образной связи» – качественный показатель просветительско-образовательного контента, который является важной составляющей частью канала Московской филармонии и частного канала А. Ковалева в YouTube. А. Варгафтика можно назвать «универсальным журналистом» [3], программы которого активно транслируются на веб-сайтах. «В результате цифровой революции у многих журналистов появились веб-сайты и блоги, благодаря которым они прямо получают обратную реакцию публики, и такая форма подотчетности является отличительной чертой большинства онлайновых новостных служб» [4, с. 247]. Действительно, концепция «ответной реакции», обоснованная теоретиком СМИ Д. МакКуэйлом, целиком и полностью отвечает требованиям массмедийной коммуникации.

Список литературы

  1. Артем Варгафтик. Партитуры не горят. Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PLg55D6u8NNFgOdJM40rNNy80X1-WbpVOj (дата обращения: 12.09.2021)
  2. Виноградский В.С., Куницына Н.В. Конвергентные жанры в современной периодике // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 3. С. 370–381.
  3. Куницына Н.В. «Универсальный журналист» в контексте радиоэфира // Проблемы современных социокультурных исследований: сб. науч. тр. Белгород: АПНИ, 2020. С. 20–25.
  4. МакКуэйл Д. Журналистика и общество / пер. с англ. М.Ю. Полевой. М.: МедиаМир, 2013. 362 с.
  5. Медиасистема России / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2017. 384 с.
  6. YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PLg55D6u8NNFgOdJM40rNNy80X1-WbpVO (дата обращения: 12.09.2021)

Поделиться

1115

Куницына Н. В. Эффект «обратной связи» (по материалам сетевого сообщества Youtube) // Общество, человек, культура: современный контекст гуманитарных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 9-13. URL: https://apni.ru/article/2943-effekt-obratnoj-svyazi-po-materialam-setevog

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря