Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена актуальной в современном обществе теме: специфике логопедической работы с детьми с задержкой психического развития в дошкольном учреждении в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению речевого нарушения у детей.

Аннотация статьи
дети с задержкой психического развития
логопедическая работа
дошкольный возраст
Ключевые слова

Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоров.

В данное время, затрагивая любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем своих детей видеть здоровыми, счастливыми, умеющими общаться со сверстниками и с окружающими людьми. Особенно это тяжело детям с нарушениями речи, количество которых, очень возросло в настоящее время. Следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Речь тесно связано с двигательной активностью дошкольника. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия.

В настоящее время отмечается большой рост речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Причинами речевых нарушений являются: большое количество детей с врожденной патологией центральной нервной системы, психические нагрузки, плохая экологическая обстановка и, немало важную роль играет педагогическая неподготовленность родителей. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речевых нарушений. Одним из таких средств коррекции речи является логопедическая ритмика (логоритмика, которая направленна на укрепление и сохранение здоровья детей, а также проведение коррекционной деятельности по устранению различных речевых нарушений.

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Цель логоритмики:

  • обогащение словаря, развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на окружающие объекты и явления;
  • формирование интереса к произведениям музыки, литературы и изобразительного искусства.

Логоритмика, музыка и ритмика включают те виды деятельности в детском саду, которые, комплексно воздействуют на ребенка и способны включить «механизм самовыражения». Под самовыражением детей дошкольного возраста понимают возрастное проявление самостоятельности в творческой деятельности.

Чем же отличаются и что объединяет эти три вида деятельности? Логоритмика направлена на развитие речи детей, она углубленно разработана в области коррекционной педагогики, но при этом обладает очень большим потенциалом в развитии дошкольников в различных направлениях, в том числе и в самовыражении. Музыка направлена на обогащение музыкальной культуры детей, ритмика – на развитие их двигательной активности. Все три направления связаны ритмом.

Исследования многих педагогов, психологов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого самовыражения дошкольников. Л. С. Выготский, говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала он овладевает внешней структурой знака, то есть звуковой. Эльконин писал по этому поводу, что овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: восприятие звуков языка (фонематический слух) и произнесение звуков речи.

Непосредственная образовательная деятельность по логоритмике построена таким образом, что задачи обучения, воспитания и коррекции решаются на неосознанном, непроизвольном уровне, сопровождаются ярким положительным эмоциональным фоном и позволяет педагогу организовать целостный воспитательно-коррекционный процесс.

Логоритмические занятия направлены на развитие общей и мелкой моторики; на укрепление дыхательной системы; на регуляцию мышечного тонуса; на развитие слухового внимания и памяти, эмоций, мимики лица, на формирование артикуляционного аппарата.

Все занятия, как правило, связаны с лексическими темами. Ведется планомерная работа над обогащением словаря и развитием связной речи.

Детская речь, пение, движение развиваются на основе подражания взрослым, через заимствование и воспроизведение. На занятии педагог придумывает увлекательный сюжетный ход с элементами новизны, игровая форма сочетается с использованием красочного, наглядного материала, всё это стимулирует потребность в общении, развивает речевое подражание, общую и мелкую моторику, рождает эмоционально-эстетический отклик. На каждом занятии сочетаются игры разной направленности. Смена видов деятельности позволяет удерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими связей между предметами и явлениями действительности. Самой эффективной формой реализации представленной системы работы по формированию саморазвития психологических механизмов речи являются логоритмические занятия и занятия, интегрированные различными видами искусства, проводимые в едином игровом сюжете.

Ещё один большой плюс логоритмических занятий, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку социализироваться в коллективе, находить общий язык со сверстниками, активно взаимодействовать со взрослыми и друг с другом.

Занятия логоритмикой проводятся для детей с одинаковыми речевыми нарушениями или сходным уровнем речевого развития. Однако, в условиях инклюзивного образования, группы дошкольного учреждения посещают дети с различными речевыми нарушениями. Именно поэтому, предполагается особенный подход к построению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Подбирается материал на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, на развитие артикуляционной и мимической моторики, дыхательной гимнастики.

Для детей с ОВЗ важно совместить в одном занятии: речь-движение - частую смену деятельности - комфорт – позитивный настрой - визуализацию материала – релаксацию – работу в группе (навыки взаимодействия) - способность сохранить внимание и работоспособность до конца занятия.

Специалисты и воспитатели общими усилиями решают коррекционные задачи, обеспечивают углубленное и всесторонне коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ. Воспитатели коррекционных групп проводят элементы логоритмики в течение дня, а именно:

  • Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
  • Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов (умывания, одевания на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение, закаливающие мероприятия, подготовка к НОД, речевые игры перед едой).
  • Логоритмические паузы на занятиях (физминутки).
  • Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
  • Подвижные игры с пением (на прогулке).
  • Игры малой подвижности (в группе).

Наши ежегодные наблюдения показали, что занятия логоритмикой способствуют развитию речи и когнитивных процессов у детей с ОВЗ, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.

Таким образом, можно сделать вывод, что логоритмические занятия с детьми с ОВЗ в системе коррекционной работы способствуют формированию психологических механизмов речевой системы, одновременному оздоровлению, воспитанию и обучению дошкольников, что дает возможность повысить результативность коррекционной работы и значительно сократить ее сроки.

Текст статьи
  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практ. пособие. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.,2004.
  3. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. – М., 1986.
  4. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. – Минск, 1989.
  5. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М., 2004.
Список литературы