Главная
АИ #38 (65)
Статьи журнала АИ #38 (65)
Конструктивная деятельность как необходимое и важное средство всестороннего разв...

Конструктивная деятельность как необходимое и важное средство всестороннего развития дошкольников с ОВЗ

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

ребенок
конструктивная деятельность
дошкольный возраст
вид деятельности
процесс конструирования

Аннотация статьи

В данной статье мы рассказываем о роли конструктивной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Текст статьи

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы «школьного» возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

В своей работе мы обращаем внимание на продуктивные виды деятельности, которые способствуют активизации сенсорного развития ребенка, моторики, пространственного восприятия, прямо и косвенно стимулируют развитие речи, воображения и мышления. Кроме того, рисование, конструирование, лепка служат эффективными средствами психокоррекции и психотерапии детей. Знакомясь с окружающим миром, дети отражают полученные знания в своей деятельности.

Одним из действенных средств коррекции в развитии является конструктивная деятельность.

Конструирование (construo – строю, создаю) – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно или совместно с взрослым создает конструкцию из деталей, для чего он должен научиться определенным способам действия.

Конструирование, прежде всего, важное средство умственного воспитания детей. На занятиях по конструированию особое внимание уделяется коррекционно-развивающим задачам. Их решение способствует формированию навыков предварительного планирования, развитию пространственно-временных представлений, сенсорно-перцептивных способностей, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к моделированию и замещению и обогащению речи.

На начальных этапах обучения очень важно пробудить у детей интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры. С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру (машины, здания, мосты, улицы), при этом он действует эмоционально, вызывая у детей ответный отклик. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментированием, насыщен игровыми моментами. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения. Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций. Они начинают понимать, что конструкция является особым заместителем предмета, обладающим всеми присущими ему функциональными свойствами.

В своей работе мы используем различные виды строительных наборов для построения одних и тех же конструкций, для того чтобы в собственной деятельности дети также стремились их использовать самостоятельно.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

  1. Конструирование из деревянного строительного материала (кубики, кирпичики, призмы, конусы, полусферы, бруски, цилиндры, дощечки и т.д.).
  2. Конструирование из бумаги.
  3. Конструирование из природного материала.
  4. Конструирование сборно-разборных игрушек.
  5. Складывание разрезных картинок.
  6. Складывание картинок на кубиках.
  7. Конструирование из палочек.
  8. Конструирование из конструкторов типа Lego.

Выделяют следующие виды конструирования на основе приемов, которые используются для руководства деятельностью детей:

  1. Конструирование по подражанию.
  2. Конструирование по объемному образцу.
  3. Конструирование по графическому образцу.
  4. Конструирование по замыслу.
  5. Конструирование по представлению.
  6. Конструирование по словесной инструкции.

Детям интересно работать с разноцветным и разным по величине материалом. Они хорошо работают как индивидуально, так и в группе. Дошкольники практически не переносят задания в свободную игровую деятельность. Поэтому при организации занятий по формированию умения конструировать, полезно включать разнообразные объекты и работать с разным видом строительного материала, а также закреплять умение детей обыгрывать выполненные постройки. Интересным является проведение интегрированных занятий, когда работа с конструктивным материалом вводится в другие занятия, как средство формирования иных знаний и умений.

На начальных этапах одним из основных методов обучения является подражание действиям взрослого. В ходе осуществления действий по подражанию дети должны хорошо видеть каждый элемент строительного набора, который находится в руках педагога, а также видеть, куда и как он устанавливается. То есть и выбор необходимого элемента, и способы деятельности даются в готовом виде. Демонстрируется и нужная последовательность выполнения: действуя вслед за взрослым, дети воспроизводят заданный порядок операций. Мы рекомендуем использовать следующие игры:

  1. «Строим вместе»,
  2. «Сделай, как у меня»,
  3. «Строим башню».

Еще большие требования к детской деятельности предъявляются в ходе конструирования по объемному образцу. Здесь можно использовать игры:

  1. «Построй по образцу»,
  2. «Дострой лестницу (заборчик, ступеньки, елочку)».

Далее организуются более сложные занятия: дети конструируют по графическому образцу. В старших группах наряду с образцами для фронтальной работы используются индивидуальные образцы.

  1. «Сделай, как на картине (схеме)»,
  2. «Построй ворота (флажок, лодочку, пароход, телевизор, елочку, лейку и т.д.)»,
  3. «Строим домик для зайки»,
  4. «Строим дома для зверюшек»,
  5. «Забор из больших и маленьких палочек»,
  6. «Разные дорожки».

На разных занятиях проводится конструирование по представлению. Конструирование по представлению проводится без образцов, показа, объяснений и прочих видов помощи со стороны взрослого. Например, игры: «Поставь рядом, справа, слева…». Конструирование несложных объектов и фигур по словесной инструкции проводится в старшей и подготовительной группе. К этому времени дети должны иметь достаточный конструктивный опыт. При решении конструктивных задач, включающих определенные условия, требуется видоизменение готовых конструкций или создание новых с соблюдением заданного условия.

Список литературы

  1. Лиштван, З.В. Конструирование [Текст] / З.В. Лиштван. – М.: Просвещение, 1981.
  2. Нечаева, В.Г. Конструирование в детском саду [Текст] / В.Г. Нечаева. – М.: Учпедгиз, 1961.

Поделиться

3869

Канищева Н. В., Синегубова Ю. В., Попова О. А., Павлова О. И. Конструктивная деятельность как необходимое и важное средство всестороннего развития дошкольников с ОВЗ // Актуальные исследования. 2021. №38 (65). С. 40-42. URL: https://apni.ru/article/2946-konstruktivnaya-deyatelnost-kak-neobkhodimoe

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января