Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы «школьного» возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
В своей работе мы обращаем внимание на продуктивные виды деятельности, которые способствуют активизации сенсорного развития ребенка, моторики, пространственного восприятия, прямо и косвенно стимулируют развитие речи, воображения и мышления. Кроме того, рисование, конструирование, лепка служат эффективными средствами психокоррекции и психотерапии детей. Знакомясь с окружающим миром, дети отражают полученные знания в своей деятельности.
Одним из действенных средств коррекции в развитии является конструктивная деятельность.
Конструирование (construo – строю, создаю) – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно или совместно с взрослым создает конструкцию из деталей, для чего он должен научиться определенным способам действия.
Конструирование, прежде всего, важное средство умственного воспитания детей. На занятиях по конструированию особое внимание уделяется коррекционно-развивающим задачам. Их решение способствует формированию навыков предварительного планирования, развитию пространственно-временных представлений, сенсорно-перцептивных способностей, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к моделированию и замещению и обогащению речи.
На начальных этапах обучения очень важно пробудить у детей интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры. С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру (машины, здания, мосты, улицы), при этом он действует эмоционально, вызывая у детей ответный отклик. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментированием, насыщен игровыми моментами. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения. Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций. Они начинают понимать, что конструкция является особым заместителем предмета, обладающим всеми присущими ему функциональными свойствами.
В своей работе мы используем различные виды строительных наборов для построения одних и тех же конструкций, для того чтобы в собственной деятельности дети также стремились их использовать самостоятельно.
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
- Конструирование из деревянного строительного материала (кубики, кирпичики, призмы, конусы, полусферы, бруски, цилиндры, дощечки и т.д.).
- Конструирование из бумаги.
- Конструирование из природного материала.
- Конструирование сборно-разборных игрушек.
- Складывание разрезных картинок.
- Складывание картинок на кубиках.
- Конструирование из палочек.
- Конструирование из конструкторов типа Lego.
Выделяют следующие виды конструирования на основе приемов, которые используются для руководства деятельностью детей:
- Конструирование по подражанию.
- Конструирование по объемному образцу.
- Конструирование по графическому образцу.
- Конструирование по замыслу.
- Конструирование по представлению.
- Конструирование по словесной инструкции.
Детям интересно работать с разноцветным и разным по величине материалом. Они хорошо работают как индивидуально, так и в группе. Дошкольники практически не переносят задания в свободную игровую деятельность. Поэтому при организации занятий по формированию умения конструировать, полезно включать разнообразные объекты и работать с разным видом строительного материала, а также закреплять умение детей обыгрывать выполненные постройки. Интересным является проведение интегрированных занятий, когда работа с конструктивным материалом вводится в другие занятия, как средство формирования иных знаний и умений.
На начальных этапах одним из основных методов обучения является подражание действиям взрослого. В ходе осуществления действий по подражанию дети должны хорошо видеть каждый элемент строительного набора, который находится в руках педагога, а также видеть, куда и как он устанавливается. То есть и выбор необходимого элемента, и способы деятельности даются в готовом виде. Демонстрируется и нужная последовательность выполнения: действуя вслед за взрослым, дети воспроизводят заданный порядок операций. Мы рекомендуем использовать следующие игры:
- «Строим вместе»,
- «Сделай, как у меня»,
- «Строим башню».
Еще большие требования к детской деятельности предъявляются в ходе конструирования по объемному образцу. Здесь можно использовать игры:
- «Построй по образцу»,
- «Дострой лестницу (заборчик, ступеньки, елочку)».
Далее организуются более сложные занятия: дети конструируют по графическому образцу. В старших группах наряду с образцами для фронтальной работы используются индивидуальные образцы.
- «Сделай, как на картине (схеме)»,
- «Построй ворота (флажок, лодочку, пароход, телевизор, елочку, лейку и т.д.)»,
- «Строим домик для зайки»,
- «Строим дома для зверюшек»,
- «Забор из больших и маленьких палочек»,
- «Разные дорожки».
На разных занятиях проводится конструирование по представлению. Конструирование по представлению проводится без образцов, показа, объяснений и прочих видов помощи со стороны взрослого. Например, игры: «Поставь рядом, справа, слева…». Конструирование несложных объектов и фигур по словесной инструкции проводится в старшей и подготовительной группе. К этому времени дети должны иметь достаточный конструктивный опыт. При решении конструктивных задач, включающих определенные условия, требуется видоизменение готовых конструкций или создание новых с соблюдением заданного условия.