Проблемы формирования и реализации государственной политики в инновационном развитии российской нефтеперерабатывающей промышленности

Подчёркивается важность и актуальность проблемы инновационных преобразований в нефтеперерабатывающей промышленности. Рассмотрена проблема обеспечения промышленной безопасности на нефтеперерабатывающих предприятиях Российской Федерации. Отмечена особая роль государственной политики в области дальнейших преобразований для обеспечения высокого уровня промышленной безопасности на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности.

Аннотация статьи
нефтеперерабатывающая промышленность
государственная политика
промышленная безопасность
инновационные преобразования
Ключевые слова

Нефтеперерабатывающая промышленность (НПП) – это крупнейшая отрасль российской топливной промышленности, и в то же время одна из наиболее успешных и развивающихся отраслей экономики. От состояния нефтеперерабатывающей промышленности зависят показатели всей отрасли, экономика и стратегическая безопасность страны. В её составе находятся более 30 крупных нефтеперерабатывающих предприятий, около двухсот мини-НПЗ и ряд нефтехимических производств, общей производственной мощностью свыше 286 млн. т. в год [1]. Нефтеперерабатывающая промышленность на сегодняшний день обеспечивает все отрасли и население широким ассортиментом различных видов топлива (бензин различного класса, дизельное топливо) и прочими нефтепродуктами, что и определяет ее ключевую роль в российской экономике. Повышение эффективности функционирования нефтеперерабатывающей промышленности напрямую связано с возможностями достижения баланса экономических интересов коммерческих корпораций и интересов органов власти разного уровня. Это возможно только в условиях развития разных механизмов конструктивного межсекторного взаимодействия. Российская нефтеперерабатывающая промышленность - это и есть взаимосвязано функционирующие производственно-коммерческий и естественно монопольный сектора. В его структуру сегодня включают: 11 вертикально интегрированных фирм (объём добычи нефти – более 88%), более сотни мелких фирм (объём добычи - менее 9%), а также предприятия в составе ОАО "Газпром". Переработку углеводородов осуществляют 26 крупных нефтеперерабатывающих заводов, из которых 10 - топливного профиля, 3 - топливно-масляного, 4 - топливно-нефтехимического и 9 - топливно-масляно-нефтехимического. Имеются также 6 заводов по производству смазочных материалов, 2 - по переработке сланцев, 46 мини-НПЗ, 2 конденсатоперерабатывающих завода.

В инновационном развитии Российской нефтеперерабатывающей промышленности прослеживаются следующие тенденции:

  1. устаревшее и неэкономичное оборудование;
  2. недостаточный объём финансирования НИОКР (основной объём финансирования направляется в сегмент разведки и добычи: до 90% всех инвестиций в НИОКР и в малой степени - в нефтепереработку и нефтехимию);
  3. низкая доля инновационной продукции нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в объёме отгруженной продукции;
  4. малое количество организаций, осуществляющих технологические инновации.

Таким образом, инновационному развитию нефтеперерабатывающей промышленности препятствует ряд проблем, ключевые из которых связаны с низкой конкурентоспособностью отечественных предприятий на мировом рынке нефти и газа, их недостаточной инновационной активностью.

Реализация масштабных инновационных программ возможна только при условии полного переустройства как действующих мощностей на предприятиях, так и строительства и запуска новых. Только четкое соблюдение этих условий обеспечит устойчивое инновационное развитие нефтеперерабатывающих производств. Следует также отметить, что отечественная нефтепереработка нуждается в значительном усилении государственного участия в инновационном развитии предприятий. Однако, часто встречается проблема недостаточно эффективного использования инвестиционных ресурсов. Дело в том, что инвестиционные ресурсы часто направляются не на радикальные инновационные преобразования (отдача от которых может быть получена лишь через несколько лет), а на оперативное совершенствование производства для поддержания его безаварийного функционирования и текущей конкурентоспособности. Неоправданным является также фактически полное отсутствие в инвестициях средств федерального и других бюджетов. Такое не достаточно эффективное и не дающее устойчивых результатов государственное регулирование существенно тормозит приток инвестиций [2].

Необходимо отметить, что для успешной деятельности нефтеперерабатывающей промышленности одним из основных направлений промышленной политики должно стать импортозамещение и подъем основной массы организаций и отраслей промышленности. Необходимость эта возникает ввиду того, что восстановление отдельных секторов не обеспечивает ее пропорционального функционирования. Необходимо организовать собственное производство сопутствующих технологических материалов: реагентов, катализаторов, добавок, составных частей оборудования для нефтепереработки, сняв тем самым зависимость от импортных поставок [3]. Однако в России заметна ресурсная ограниченность, что делает невозможным одновременную поддержку всех отраслей. В подобных условиях необходимо выделить основные элементы промышленной структуры и именно на них сосредоточить потенциальные ресурсы [4].

Следует также отметить особую роль государственной политики в области дальнейших преобразований для обеспечения высокого уровня промышленной безопасности на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности. Привлечение инвестиций и грамотно сформированная государственная политика позволит существенно снизить риск аварий на производстве, тем самым обеспечивая высокий уровень промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности устанавливают жёсткие запреты, обеспечивающие сохранность производства от масштабных угроз крупных промышленных аварий. При этой внешней жёсткости выбор цели производственной деятельности остаётся довольно свободным. Однако, обеспечение промышленной безопасности, при планируемой технологической модернизации остаётся приоритетным и не подлежит обмену на экономическую свободу. Аналогичный подход изложен и в подготовленной Ростехнадзором и одобренной 28 июля 2011г. Президиумом Правительства РФ «Концепции государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности, с учётом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятия на 2020г.».

Таким образом, на основании Постановления Ростехнадзора, в целях обеспечения промышленной безопасности необходимо: проведение экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности. В этой связи необходимо проводить экспертизу проектной документации, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, технических устройств, зданий, сооружений. Совокупность знаний, содержащихся в отечественных правилах промышленной безопасности невозможно подменять результатами анализа риска аварий. Первые упорядочивают прошлые события и их причины, а также предупреждают известные неудачи в настоящем. Вторые ищут угрозы в будущем и изъяны в существующем обеспечении промышленной безопасности. Отказ от правил промышленной безопасности в отечественной нефтепереработке невозможен, так как он приведёт не к модернизации отрасли, а к её регрессу [5].

 Соблюдая вышеизложенные правила и рекомендации можно ожидать следующие результаты на нефтеперерабатывающих предприятиях: снижение количества аварий на промышленных объектах и количества несчастных случаев со смертельным исходом в результате аварий на промышленных объектах; снижение административной нагрузки на организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности; независимость предприятий от импортного оборудования и значительные технологические инновации.

Текст статьи
  1. Солодова Н.Л., Черкасова Е.И. Тенденции развития нефтепереработки в России / Вестник технологического университета. – 2016. – Т.19, №21. С. 57-63.
  2. Скакальская И.Г., Валеева В.Н. Проблемы технологической модернизации и промышленной безопасности нефтегазоперерабатывающих производств / Вестник Казанского технологического университета. – 2013. - №13. С. 274-276.
  3. Гражданкин, А.И. Технологическая модернизация и промышленная безопасность в российской нефтепереработке / Риск Пром, РФ, Risk Prom.ru-2012.
  4. Емельянова, Т.Ф. Особенности корпоративного управления предприятий нефтяного и нефтегазового комплекса в современных условиях / Вестник Казанского технологического университета. – 2011. - № 14. С. 259-263.
  5. Колодкина П.А., Семенова А.Н. Промышленная политика России как инструмент обеспечения национальной экономической безопасности государства / Академическая публицистика. – 2017. – №12. С. 171-179.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля