В современном понимании термин «стратегия» связывается с умением управлять сложными процессами на основе обоснованных средне- и долгосрочных прогнозов в различных областях человеческой деятельности.
В условиях неопределенности, турбулентности социально-экономического развития России актуальность стратегического планирования особенно возрастает.
Стратегическое планирование позволяет государственным органам и коммерческим организациям находить новые нетрадиционные приемы и методы достижения социально-экономических и финансовых целей при постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях.
Для повышения эффективности стратегического планирования принято выделять миссию, видение, ценности и стратегию. Далее следует разъяснение стратегии для стейкхолдеров, с конкретными показателями и определенными сроками. Отдельный этап отводится личному участию в процессе.
Роль и значение стратегического планирования организации возрастает, так как рынок конкурентов растет, и велика вероятность снижения покупательского спроса. Поэтому составляется стратегический план на несколько лет вперед с целями и задачами, как наработать достаточную базу клиентов и завоевать признание потребителей.
Планирование является одной из основных функций менеджмента. Планирование представляет собой процесс определения целей и путей их достижения и заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.
Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа:
1) анализ внешней и внутренней среды;
2) определение миссии и целей;
3) разработка стратегии.
Разработка стратегии предполагает ряд организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач, определение методов достижения цели образует стратегический план [1, c. 60].
Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления среднесрочных или долгосрочных стратегических планов.
Понятие «стратегия» часто вызывает в воображении многих людей образы сложных и часто разрозненных планов. Причем очень немногие люди понимают, как они в действительности работают. Поэтому необходимо демистифицировать весь процесс создания стратегических планов, чтобы каждый знал и понимал значение, место и роль своего участия в нем.
Прежде чем приступить к разработке и развертыванию стратегии организации, необходимо четко и ясно ответить на важные вопросы:
1) Какой хочет стать организация?
2) Что для этого важно?
3) Какими путями можно этого достичь?
После определения миссии, видения, ценностей и корпоративной культуры, а также определения целей и задач, проверенная методология разработки стратегии развития организации включает в себя 5 основных этапов:
1) Подготовительный этап – на этом этапе анализируются все внутренние и внешние факторы, которые влияют на деятельность организации. Этап включает в себя изучение наличия внутренних и внешних навыков, производительности, демографии, текущих и будущих потребностей, использования технологий и т. д.
2) Этап анализа – на этом этапе определяются все возможные варианты стратегического развития организации.
3) Этап согласования – на нем оценивается эффективность всех возможных вариантов.
4) Этап принятия решений – разработка стратегии "наилучшего соответствия" для организации.
5) Этап оценки и контроля – этот этап предполагает мониторинг исполнения принятой стратегии.
После разработки наиболее подходящей стратегии, начинается работа с применением проверенной методологии управления изменениями для эффективной и самоподдерживающейся реализации стратегии.
Стратегическое развитие организации обеспечивает:
1) Четкое представление о желаемом будущем состоянии организации.
2) Согласованную миссию и видение для обмена с сотрудниками и стейкхолдерами.
3) Понимание необходимых технологий, процессов и систем.
4) Согласованный, приоритетный план действий.
5) Присвоение права собственности на деятельность и проекты.
6) Процесс обзора прогресса и укрепления.
Стратегическое планирование – это процесс принятия этих решений и их документирования. Эффективный стратегический план делает выбор на основе:
1) Знания о том, кто вы есть;
2) Знания о том, что приносит изменения;
3) Прогнозирование вероятных изменений окружающей среды;
4) Строгая и честная самооценка.
Знания о том, кто вы есть - определение своего видения, миссии и ценностей, т. е. ответ на вопрос “почему мы существуем?" Полезно давать разные ответы на ряд похожих вопросов, чтобы отразить все аспекты вашей сущности. Определите основные факторы для организации в целом и всех членов команды: что мотивирует вас лучше всего?
Знание того, что приносит изменения - хороший стратегический процесс основан на знании того, что приносит изменения бенефициарам или политической среде [2, c. 48].
Прогнозирование вероятных изменений окружающей среды в будущем является важным элементом стратегического планирования, т.е. продумывание того, как они могут повлиять на деятельность организации. Прогнозирование включает в себя анализ угроз, а также выявление потенциальных новых возможностей, иногда используя такие инструменты, как PESTLE. Это явно не точная наука, но такое будущее мышление жизненно важно.
Строгая и честная самооценка включает в себя оценку прошлых действий и достижений. Но чтобы хорошо планировать, необходимо знать реальную ситуацию. Честное и открытое обсуждение существующих сильных и слабых сторон является важным элементом стратегии. Самообман никому не помогает.
Этап стратегического анализа предусматривает анализ социально-экономической ситуации, прогноз развития социально-экономических параметров, анализ условий и потенциала развития.
Для определения факторов, влияющих на состояние макросреды, используется инструмент PESTLE-анализа, помогающий выявлять и оценивать факторы внешней среды по шести категориям:
1) P – Political – политическим;
2) E – Economical – экономическим;
3) S – Social-Culture – социально-культурным;
4) T – Technological – технологическим;
5) L – Legal – правовым;
6) E – Environmental/Ecological – экологическим.
PESTLE-анализ позволяет объективно оценить потенциальное воздействие внешних факторов на стратегическое развитие страны.
Методика SWOT-анализа региона предполагает его проведение после предварительного PESTLE-анализа. В возможности и угрозы SWOT-анализа помещают факторы, влияние которых не было предварительно оценено.
SWOT-анализ состоит из четырех категорий факторов внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную социально-экономическую ситуацию, в которой находится страна в данный момент.
Каждой части факторов SWOT-анализа соответствует первая буква в аббревиатуре названия на английском языке:
1) S – Strengths – сильные факторы;
2) W – Weaknesses – слабые факторы;
3) O – Opportunities – возможности;
4) T – Threats – угрозы.
После того как конкретный список слабых и сильных факторов социально-экономического состояния страны, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для этого составляется матрица SWOT.
Майкл Портер, классифицируя стратегии деятельности, акцентировал внимание на конкурентных преимуществах, конкурентоспособности предприятия, и выделял три базовые стратегии:
1) стратегию лидерства в издержках;
2) стратегию дифференциации;
3) стратегию фокусирования.
Методика VRIO-анализа позволяет выделить четыре свойства, которыми должны обладать ресурсы организации для достижения устойчивого конкурентного преимущества, то есть они должны быть ценными, редкими, невоспроизводимыми, организованными.
Каждому из четырех свойств VRIO-анализа соответствует первая буква в аббревиатуре названия на английском языке:
1) V – value – ценными;
2) R – rarity – редкими;
3) I – imitability – их сложно и дорого имитировать/воспроизводить;
4) O – organization - организовать.
Особенность VRIO-анализа состоит в том, что он позволяет сократить список всех ресурсов до нескольких наиболее успешных результатов. При этом можно использовать не все методы, а лишь комбинации некоторых из них [3, с. 156].
В любом случае, к разработке стратегического плана должны быть подключены все структурные подразделения организации, все заинтересованные лица.
Далее предполагается выбрать самый оптимальный вариант стратегического плана.
Следующий этап связан с реализацией выбранного варианта стратегического плана. Важно, чтобы в процессе реализации плана не выпадали детали. Игнорирование деталей, как известно, способно свести к значительному снижению эффективности запланированного результата.
В этой связи важно обеспечить мониторинг выполнения каждого этапа реализации стратегического плана. И еще более значимым является контроль по выполнению индикаторов стратегического плана. В обязательном порядке должен быть организован отчет о выполнении плана.
Отсутствие преемственности в принятии стратегических планов ведет к растранжириванию ресурсов и, в конечном итоге, к снижению доверия.
Таким образом, после определения миссии, видения, ценностей и корпоративной культуры, а также определения целей и задач, проверенная методология разработки стратегии развития организации включает в себя 5 основных этапов. После тщательного и всестороннего анализа внешних и внутренних факторов, прохождения согласования и выбора наиболее приемлемого варианта стратегии развития организации, необходимо следить за ее выполнением с помощью разнообразных параметров и индикаторов.