В современном обществе понятие «духовно-нравственное воспитание» не имеет четкой трактовки, в основном из-за разных подходов к определению духовности. Молодежь – социально-демографическая категория, которая различается по возрастным рамкам; социальному статусу; социальной мобильности, связанной с переходом личности от детской зависимости к индивидуальному самоопределению в обществе; социальному и иному суверенитету со стороны опекунов с чувством полной юридической ответственности за собственное поведение и поведение, совершенное в компании. Молодое поколение по своей природе не прогрессивно и не консервативно, это потенциал, готовый для любого бизнеса. Готовясь к будущей независимой жизни, это поколение испытывает колоссальное желание высвободить свои собственные физиологические и интеллектуальные силы и, кроме того, оно желает превратить свои собственные мысли в практическую социальную деятельность. Молодые люди входят в общественную жизнь и демонстрируют инновационный потенциал возможностей, готовность к адаптации и изоляцию в обществе. Они как обладатели огромного интеллектуального потенциала считаются не только потребителями материальных и духовных ценностей, но и их производителями. Цель государства – вовлечь их в общественную жизнь, потому что только молодое поколение способно обновить её и внести в неё существенные изменения.
Для духовно-нравственного развития современной молодежи серьезной опасностью является распространение асоциальных субкультур, низменных ценностей, преступности, терроризма, наркомании, сект и других негативных явлений, которые оказывают разрушительное воздействие на становление их личности. Рассматривая проблему духовно-нравственного воспитания молодого поколения, их отношения к окружающему миру, необходимо отметить, что студенческая молодежь разная по социальному положению, ценностным ориентациям, жизненным принципам, нравственным позициям. У большинства студенческой молодежи не сформированы мировоззренческие позиции, невысокий уровень общей культуры, духовности, нравственности, вредных привычек. У них теряется смысл существования и опора в жизни, появляются проблемы – наркомания, алкоголизм, преступность целесообразно, поэтому необходимо рассматривать причины возникновения «внутренней пустоты» [1].
Во многих определениях духовности принято различать материальные и нематериальные потребности и человеческие устремления. Таким образом, духовность рассматривается как сочетание двух человеческих потребностей: идеальной (знание смысла жизни) и социальной (служение людям). С этих позиций духовность можно представить как фактор самоконструирования личности, способность человека сознательно контролировать себя и свое поведение, разумно регулировать свою деятельность. Это означает, что духовно-нравственное воспитание – это процесс поддержки духовно-нравственного становления человека, формирование:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма);
- понятия нравственного облика (терпение, милосердие, толерантность);
- моральной позиции (умения различать добро и зло, проявления любви, готовности преодолевать жизненные испытания);
- патриотизма (готовности служить народу и стране, проявления духовной осторожности, послушания и доброй воли).
На наш взгляд, особенно важную роль во всей сложной структуре воспитания личности играет ее основа – семья. Так как ребёнок – зеркало семьи. Он приносит в детский сад, школу, а позднее и в жизнь то, что принял в своей семье, и всё то, что в ней отвергается. Вряд ли существуют родители, которые осознанно хотели бы вырастить плохого человека. Родители хотят открыть ему мир, обучить правильной жизни, дарить всё богатство своей души. Ведь семья – это корень, на котором должна создаваться свободная, гуманная, духовная, творческая личность, обладающая эстетическим вкусом, хорошими манерами, способная творить повседневную жизнь по законам красоты; создавать материальное благополучие семьи и ее благосостояние [2].
Семейное счастье рождается благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. Родной дом для ребёнка – это место, где он усваивает основы нравственности, где он творит, размышляет, обогащается жизненным опытом. Однако в условиях экономического и политического реформирования существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. Это вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия, что отрицательно сказалось на российской семье. Произошла резкая дифференциация доходов, многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы.
Продолжает разрушаться сложившиеся нравственно-этические нормы и семейные традиции. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации подрастающего поколения. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция); учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности.
Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания [3].
В то же время необходимо отметить, для духовно-нравственного воспитания молодёжи необходимо переходить к реальному партнерству «на равных», «с равной мерой ответственности и заинтересованности» – это семья, социальные институты и образовательные организации.
Одни не владеют соответствующей компетентностью, а другие не привыкли открыто обсуждать с родителями проблемы своей профессиональной деятельности, возникающие проблемы. Только в партнёрском сотрудничестве может вестись работа по воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, к сверстникам, к людям других национальностей, к своей Родине и её истории.
Формирование гражданского общества предполагает достаточно высокий уровень правовой культуры населения. Правовое образование, воспитание законопослушного поведения – одна из актуальных задач в работе с молодёжью. Необходимо учитывать воспитание у молодёжи поведенческой культуры, культуры быта, т.к. человек, общаясь с окружающими его людьми, выражает свои чувства, эмоции, реализует себя в поступках.
Как писал Аристотель: «Человек без моральных устоев оказывается самым злым и причудливым существом». В сложившейся ситуации необходимо принять срочные меры по сохранению нравственных и духовных устоев личности, развитию эстетической культуры, которая через знакомство с прекрасным миром будет способствовать формированию системы духовно-нравственных ценностей. Важно сформировать у молодежи лучшие качества - любовь к Родине, доброту, коллективизм, трудолюбие и ответственность за свою судьбу и за все человечество. Если каждый из нас приложит максимум усилий, нас ждет прекрасное будущее.