Роль взаимоотношения руководителя и подчиненных в жизни организации

Актуальность статьи заключается во взаимоотношениях руководителя и подчиненных как одного из приоритетных факторов в жизни организации. Развитие взаимоотношений позволяет повысить производительность труда и эффективность деятельности, что является основой благополучия жизни организации.

Аннотация статьи
руководитель
подчиненный
коммуникации
организация
управленческое решение
Ключевые слова

В нашем мире процветает общество потребления. Всё быстро меняется, один интерес сменяется другим потом третьим. Множество организаций строятся и начинают бизнес, но далеко не все избегают банкротства.

Для успешного продвижения компании нужно приложить немало усилий, где большую роль играет деловая коммуникация между руководителем и исполнителями.

Деловая коммуникация представляет собой обмен информацией интеллектуального и эмоционального содержания, значимой для участников общения для достижения целей совместной деятельности [2, с.20].

Правильная коммуникация с исполнителями – ключ к успеху. Не многие руководители могут ответственно выполнять необходимые функции, управлять персоналом и поддерживать связь, обеспечивая эффективность компании.

Руководитель не только направляет и координирует, но и контролирует деятельность подчинённых.

Существуют основные функции менеджмента:

  • Планирование – это одна из функций, с помощью подфункции прогнозирования руководство составляет стратегическое направление компании и усилие всех членов к достижению общих целей. Административная. В неё входит: стимулирование сотрудников, налаживание внутренних связей компании, проведение совещаний, распределение полномочий, координация работы подчинённых и многое другое.
  • Организация. Организовать – значит создать некую структуру. Организация как функция менеджмента представляет собой координацию задач и взаимоотношения людей, а также процесс создания структуры предприятия (департаментализация).
  • Мотивация – механизм, с помощью которого формируются условия, побуждающие людей к деятельности
  • Контроль – это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация.
  • Принятие управленческого решения – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели управления.

В управлении организацией принятие решения – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки и знания современных технологий и методов управления. Для выполнения управленческого решения необходима коммуникация, т.е с помощью проведения совещаний и переговоров, распространения информации доводится до исполнителей суть принятого решения. Большое значение имеет создание благоприятного морально- психологического климата в коллективе, поддержание традиций и норм поведения, оказание помощи подчиненным и т.д. [1].

Таким образом, можно сказать, что от руководителя зависит жизнеспособность компании. Подчинённые такая же неотъемлемая часть организации.

Однако на любом предприятии возникают конфликты. Они являются неотъемлемой частью жизни любого коллектива, ведь все люди разные и имеют свои взгляды, интересы и характеры.

Причины конфликтных отношений между подчиненными и руководителем могут быть субъективные и объективные. Объективные причины содержат в себе субординационный характер отношений, не сбалансированное рабочее место, интенсивность взаимодействия выше положенного, не обоснованная близость рабочих мест при которых они не согласованы, если нет достаточного обеспечения всем необходимым для выполнения поставленных задач. Личностные и управленческие предпосылки как раз являются субъективными причинами конфликтов «по вертикали». Часто случатся причины управленческого характера. Это неоптимальные, необоснованные и ошибочные решения, излишняя контролируемость подчиненных со стороны руководителя, или руководитель непрофессионал неравномерное распределение служебных обязанностей среди рабочего персонала, а также необоснованные лишения персонала премиальных. Если говорить о личностных причинах, то это, прежде всего, грубость и низкая культура общения [3].

Руководитель должен уметь решать возникшие конфликты, т.к. эффективные взаимоотношения начальника и подчинённого зависят от:

  • взглядов и позиции по отношению к реализации задач, поставленных перед компанией или отдельным человеком (отделом);
  • подхода к методам выполнения этих задач;
  • симпатии или антипатии подчиненных к руководству и наоборот;
  • отношения персонала к стилю управления начальника, его поведения в целом.

Существует несколько стилей управления персоналом:

  1. Авторитарный. Власть основанная на принуждении. Всем управляет один руководитель. Решает вопросы, распределяет обязанности. Подчинённые не проявляют инициативу в какой-либо сфере, делают все точно по плану начальника.
  2. Демократический. Взаимосвязь управляющего с подчинённым. Руководитель-демократ прислушиваться к сотрудникам, принимает во внимание их идеи, поощряет, помогает развитию профессионального и личностного роста. Однако при этом не забывает о своей роли руководителя и контролирует всю выполняемую работу как полагается. Власть основана на поощрении.
  3. Либеральный. Руководитель по минимуму влияет на подчиненных. Его управление сводится только к постановке задачи и обеспечением необходимыми ресурсами. В этой системе управления сотрудникам предоставляется полная свобода действий.

Из трёх стилей управления самым эффективным способом является демократический. В нем, как никогда, важно правильное взаимоотношение в отношении руководитель - подчинённый.

На данное время коммуникации между начальством и сотрудниками занимают значительную часть нашей жизни. Всё ходят на работу, где непосредственно все и происходит. От взаимоотношений начальника и подчинённого зависит сама компания, ее прибыльность и дальнейшее процветание. Однако сейчас действительно мало организаций с благоприятными взаимоотношениями руководителя и подчиненных.

Частая проблема в нашем обществе – это проблема с начальством. Многие называют начальника "тираном" и с негативом выполняют свои обязанности. Однако отношение к работе напрямую влияет на качество продукции, которую предоставляет компания.

Долг любого руководителя не только раздавать поручения, но и уметь вовремя увидеть проблему, решить её и предотвратить её повторное возникновение.

С точки зрения эффективного управления руководитель должен понимать, насколько важным является формирование необходимого образа у подчиненных.

Таким образом, эффективность управленческого общения нельзя рассматривать в отрыве от управленческой деятельности в целом. Коммуникация является условием и элементом деятельности менеджера, поэтому эффективным следует считать такое управленческое общение, которое обеспечивает достижение целей компании посредством оперативной передачи необходимой информации, оптимального психологического воздействия, взаимопонимания между руководителем и подчинённым, а также их оптимального взаимодействия.

Текст статьи
  1. Удалов, Ф.Е. Основы менеджмента: Учебное пособие / Ф.Е. Удалов, О.Ф. Алёхина, О.С.Гапонова – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 363 с.
  2. Чернышова, Л. И. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров / Под редакцией профессора А Г. Тюриков и доцента Л.И. Чернышовой – Москав: КноРус, 2019. – 280 с.
  3. Эффективные механизмы управления: монография / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. – 244 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря