Автор(-ы):
Оборочан Татьяна Петровна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Формирование правовой культуры у современной учащейся молодежи одна из важнейших стратегических задач подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Реализация данной задачи предполагает применение активной целенаправленной учебно-воспитательной деятельности, позволяющей заинтересовать курсантов, развить у них желание и потребность обладать такой культурой. Статья посвящена освещению некоторых результатов формирования правовой культуры у курсантов морского вуза.
Текст статьи
Актуальность публикации обусловлена следующими факторами:
В сложившихся реалиях, каждый выпускник вуза должен:
Следовательно, формирование у курсантов высокого уровня правовой культуры в период обучения в морском университете – это важнейшая задача профессорско-преподавательского состава и самих учащихся вуза.
Правовой основой данной задачи является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [4], в котором провозглашено, что воспитание правовой культуры у обучающихся, в том числе и курсантов современных морских образовательных организаций, является ключевым, основополагающим принципом политики и правового регулирования российского государства в сфере отечественного образования.
На необходимость и важность правовой культуры учащейся молодежи, будущих профессионалов, указывают Л.И. Москалева [1], Л.Н. Николаева [2], А.Н. Томилин [3] и др. По мнению данных авторов, правовая культура является специфическим базисом деятельности и поведения личности, надежным ориентиром в сложном водовороте быстроизменяющейся жизнедеятельности, коммуникации, взаимодействии, профессиональной деятельности.
Исходя их значимости и потребности данного феномена для будущей профессиональной деятельности специалистов морского транспорта, автором статьи в течение пяти лет – с января 2017 года по настоящее время проведено исследование в интересах формирования правовой культуры у курсантов морского вуза.
В проводимом исследовании, мы исходили из понимания термина «правовая культура» как сложного интегративного компонента культуры личности, представляющий собой целостное личностное образование включающее комплекс правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, конструируемых в процессе жизнедеятельности и реализуемых в добросовестном труде, учебе, общении и поведении.
Проведенный на начальном этапе исследования констатирующий эксперимент показал, что многие курсанты не понимают смысла термина «правовая культура», его структуру, предназначение и потребность для профессиональной деятельности. В ходе опроса и индивидуальных бесед, некоторые респонденты заявляли, что не видят необходимости в обладании правовой культурой, т.к. они в будущем не будут работать в юридических организациях, а вся их служба на судах морского транспорта и морских учреждениях будет сопровождаться соответствующей юридической службой и профессиональными юристами, нанятыми адвокатами.
Такое банальное представление о правовой культуре высказали в среднем до 42% курсантов.
Проведенное анкетирование и тестирование курсантов второго курса позволило получить, следующие результаты: всего у 14,3% был установлен высокий уровень правовой культуры; у 62,1% этот уровень соответствовал средним показателям; у 23,6% он был низким.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволили оценить сложившийся уровень правовой культуры у курсантов морского вуза как недостаточный и слабый, требующий должной организации и проведения активной целенаправленной учебно-воспитательной работы.
Исходя из реального состояния правовой культуры курсантов морского вуза, нами был организован и проведен формирующий эксперимент.
Цель формирующего эксперимента: опытное испытание и внедрение комплекса педагогических условий, предопределенных для формирования высокого уровня правовой культуры у курсантов морского вуза.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
Реализация этих задач осуществлялась по следующим направлениям:
а) формирование правового сознания курсантов, путем:
б) формирование правовых ценностных ориентаций. Это требует:
в) вовлечение курсантов в разнообразную правовую работу:
г) исследовательская и проектная деятельность, что позволяет:
Все эти направления легли в основу авторской целевой программы, включающей четыре модуля: «Установочный» (предназначен для ориентации курсантов на изучение целевой программы и дальнейшее самообучение, самосовершенствование после её освоения); «Теоретический» (предусматривает изучение вопросов теории и практики правовой культуры); «Аксиологический» (знакомит курсантов с правовыми ценностями и правовыми ценностными ориентациями); «Деятельностный» (охватывают мероприятия разнообразной воспитательной и правовой деятельности); «Культурно-досуговоый» (включает комплекс культурно-досуговых мероприятий, имеющие правовую направленность).
Проведенная в конце формирующего эксперимента педагогическая диагностика позволила получить следующие результаты: высокий уровень правовой культуры отмечается у 44% респондентов; средний уровень зафиксирован у более 51%; низкий уровень имеется всего у 4,8% курсантов.
Таким образом, задачи формирующего эксперимента решены, намеченная цель достигнута.
Проведенное исследование показало, что проблема формирования правовой культуры у будущих специалистов морского транспорта очень существенна. В современных условиях, когда большинство отечественных моряков, работают в иностранных компаниях, на судах, плавающих под иностранным флагом, обладание каждым из них высоким уровнем правовой культуры жизненно важно.
Список литературы
Поделиться
Оборочан Т. П. О некоторых итогах формирования правовой культуры у курсантов морского вуза // Общество, человек, культура: современный контекст гуманитарных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 92-95. URL: https://apni.ru/article/2957-o-nekotorikh-itogakh-formirovaniya-pravovoj