Актуальность публикации обусловлена следующими факторами:
- произошедшими политическими и социально-экономическими изменениями в Российской Федерации;
- потребностью страны в грамотных, высококомпетентных профессионалов, конкурентоспособных на современном рынке труда;
- важностью наличия у каждого выпускника вуза сформированной активной гражданской позиции, включающей не только гражданственность и патриотизм, развитое национальное самосознание и толерантность, но и законопослушность, правовую воспитанность и правовую культуру;
- деструктивными процессами, происходящими в молодежной среде, наличием правового нигилизма, индифферентности к требованиям законов, морали и нравственности.
В сложившихся реалиях, каждый выпускник вуза должен:
- знать свои права и обязанности как гражданина, декларируемые Конституцией Российской Федерации;
- знать права и обязанности как патриота и защитника Отечества, установленные отечественным законодательством;
- знать права и обязанности как специалиста, содержащиеся в международных и отечественных конвенциях, кодексах, положениях, инструкциях, СанПинах и других нормативных актах;
- знать права и обязанности по конкретной должности (указаны в инструкциях и функциональных обязанностях, разработанных, одобренных и утвержденных работодателем).
Следовательно, формирование у курсантов высокого уровня правовой культуры в период обучения в морском университете – это важнейшая задача профессорско-преподавательского состава и самих учащихся вуза.
Правовой основой данной задачи является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [4], в котором провозглашено, что воспитание правовой культуры у обучающихся, в том числе и курсантов современных морских образовательных организаций, является ключевым, основополагающим принципом политики и правового регулирования российского государства в сфере отечественного образования.
На необходимость и важность правовой культуры учащейся молодежи, будущих профессионалов, указывают Л.И. Москалева [1], Л.Н. Николаева [2], А.Н. Томилин [3] и др. По мнению данных авторов, правовая культура является специфическим базисом деятельности и поведения личности, надежным ориентиром в сложном водовороте быстроизменяющейся жизнедеятельности, коммуникации, взаимодействии, профессиональной деятельности.
Исходя их значимости и потребности данного феномена для будущей профессиональной деятельности специалистов морского транспорта, автором статьи в течение пяти лет – с января 2017 года по настоящее время проведено исследование в интересах формирования правовой культуры у курсантов морского вуза.
В проводимом исследовании, мы исходили из понимания термина «правовая культура» как сложного интегративного компонента культуры личности, представляющий собой целостное личностное образование включающее комплекс правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, конструируемых в процессе жизнедеятельности и реализуемых в добросовестном труде, учебе, общении и поведении.
Проведенный на начальном этапе исследования констатирующий эксперимент показал, что многие курсанты не понимают смысла термина «правовая культура», его структуру, предназначение и потребность для профессиональной деятельности. В ходе опроса и индивидуальных бесед, некоторые респонденты заявляли, что не видят необходимости в обладании правовой культурой, т.к. они в будущем не будут работать в юридических организациях, а вся их служба на судах морского транспорта и морских учреждениях будет сопровождаться соответствующей юридической службой и профессиональными юристами, нанятыми адвокатами.
Такое банальное представление о правовой культуре высказали в среднем до 42% курсантов.
Проведенное анкетирование и тестирование курсантов второго курса позволило получить, следующие результаты: всего у 14,3% был установлен высокий уровень правовой культуры; у 62,1% этот уровень соответствовал средним показателям; у 23,6% он был низким.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволили оценить сложившийся уровень правовой культуры у курсантов морского вуза как недостаточный и слабый, требующий должной организации и проведения активной целенаправленной учебно-воспитательной работы.
Исходя из реального состояния правовой культуры курсантов морского вуза, нами был организован и проведен формирующий эксперимент.
Цель формирующего эксперимента: опытное испытание и внедрение комплекса педагогических условий, предопределенных для формирования высокого уровня правовой культуры у курсантов морского вуза.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
- творчески разработать и применить по назначению педагогическую технологию формирования правовой культуры у курсантов морского вуза;
- совершенствовать профессиональную подготовку курсантов, акцентируя при этом должное внимание вопросам формирования правовой культуры, её потребности для последующей жизни и деятельности;
- отобрать и использовать потенциал комплекса педагогических условий в интересах формирования правовой культуры у курсантов;
- разработать авторскую целевую программу и внедрить её в учебно-воспитательную практику;
- организовать изучение тематики модулей целевой программы с курсантами экспериментальных групп;
- провести итоговый зачет с курсантами, изучившими авторскую целевую программу;
- подготовить и провести итоговую педагогическую диагностику курсантов экспериментальных и контрольных групп;
- осуществить всесторонний сопоставительный анализ итогов педагогического эксперимента.
Реализация этих задач осуществлялась по следующим направлениям:
а) формирование правового сознания курсантов, путем:
- расширение мировоззрения и обогащения знаний, навыков и умений в сфере права, международного и отечественного законодательства;
- уяснения специфики и особенностей морского права;
- развития умений и навыков конструктивно и творчески применить полученные знания в морской служебной деятельности, повседневной жизнедеятельности.
б) формирование правовых ценностных ориентаций. Это требует:
- формирование у курсантов твердого, стойкого убеждения о ценности права, непозволительности нарушений законов и правовых норм;
- выработка собственной системы правовых ценностей и руководство ими в жизни и деятельности.
в) вовлечение курсантов в разнообразную правовую работу:
- участие в мероприятиях правовой направленности, проводимых в вузе (конференции, лекции, встречи с сотрудниками Следственного комитета, судов, прокуратуры, МВД, адвокатуры, ветеранов-юристов и др.);
- участие в работе курсантского юридического консультативного центра;
- создание законодательной информационной базы в курсантской роте;
- подготовка уголка правовых знаний (содержит юридическую информацию необходимую для повседневной деятельности курсанта);
- оказание правовой помощи ветеранам.
г) исследовательская и проектная деятельность, что позволяет:
- разработать и защитить индивидуальный и групповой проект по правовым вопросам;
- творчески применить имеемые знания и получение новых знаний в сфере правовой культуры;
- развить критическое мышление курсантов в сфере права.
Все эти направления легли в основу авторской целевой программы, включающей четыре модуля: «Установочный» (предназначен для ориентации курсантов на изучение целевой программы и дальнейшее самообучение, самосовершенствование после её освоения); «Теоретический» (предусматривает изучение вопросов теории и практики правовой культуры); «Аксиологический» (знакомит курсантов с правовыми ценностями и правовыми ценностными ориентациями); «Деятельностный» (охватывают мероприятия разнообразной воспитательной и правовой деятельности); «Культурно-досуговоый» (включает комплекс культурно-досуговых мероприятий, имеющие правовую направленность).
Проведенная в конце формирующего эксперимента педагогическая диагностика позволила получить следующие результаты: высокий уровень правовой культуры отмечается у 44% респондентов; средний уровень зафиксирован у более 51%; низкий уровень имеется всего у 4,8% курсантов.
Таким образом, задачи формирующего эксперимента решены, намеченная цель достигнута.
Проведенное исследование показало, что проблема формирования правовой культуры у будущих специалистов морского транспорта очень существенна. В современных условиях, когда большинство отечественных моряков, работают в иностранных компаниях, на судах, плавающих под иностранным флагом, обладание каждым из них высоким уровнем правовой культуры жизненно важно.