В настоящее время система муниципальных закупок работает недостаточно эффективно. Существует ряд политических, социальных, экономических и технологических факторов, тормозящих ее развитие. Для совершенствования взаимодействия организаций с органами власти на муниципальном уровне в системе проведения муниципальных закупок необходимо организовать обучение персонала бюджетных организаций, усовершенствовать систему электронных торгов, улучшить систему планирования и прогнозирования объемов закупок, изменить формат данных на сайтах госзакупок, законодательно закрепить льготы для местных поставщиков.
Ключевые слова: государственные закупки, муниципальный заказ, бюджет, бюджетные средства, экономия бюджетных средств, тендер, торги.
Цель этой работы - проанализировать организацию муниципальных закупок и найти пути ее совершенствования. Исследование опирается на правовые акты, регулирующие выполнение государственного заказа в Российской Федерации.
Важность исследования объясняется тем, что фактическое повышение эффективности бюджетных средств включает в себя, в частности, улучшение госзакупок на местном уровне. В настоящее время государство упрощает государственные заказы, чтобы привлечь больше компаний. Кроме того, органы исполнительной власти должны иметь возможность стратегически управлять бюджетными средствами для совершения необходимых закупок товаров, работ и услуг для нужд государства или местных сообществ.
В последние годы накоплен опыт применения новых принципов работы. Закон 94-ФЗ был принят еще в 2005 г. [3], с тех пор законодательство неоднократно изменялось и совершенствовалось. Инновации направлены на лучшее удовлетворение потребностей и защиту заказчиков, ускорение работы государственных и местных клиентов и совершенствование рыночных механизмов государственных и муниципальных заказов.
Распределение определенных требований к потребностям государства или муниципалитетов имеет значительные правовые последствия. Выполнение договоров и населения регулируется специальным законодательством и приносит много преимуществ для предпринимателя: налог на льготных условиях, предоставление ссуд на льготных условиях и т. д.
Поскольку объектом данного исследования является организация государственных закупок на местном уровне, необходимо определить, это понятие относительно новое.
В России впервые законодательное определение государственных требований было закреплено законом РФ "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" от 28.05.1992 N 2859-1 [2], в котором определяются потребности государства. В документе обозначена "необходимость Российской Федерации в продукции для решения общественных проблем, для реализации национальных программ, для осуществления социально-экономической деятельности за счет бюджетных средств и источников" [2].
Однако до 2005 года в федеральном законодательстве почти не содержались положения о закупках для муниципальных целей. Положения закона 2859-1, а также Гражданского кодекса Российской Федерации применялись для муниципальных отношений по аналогии [2]. Важную роль для процесса рационализации терминологии и собственно организации закупок государственного и местного уровня сыграл закон № 94-ФЗ, где определены потребности местного сообщества, функции и полномочия местных властей [3].
Положения Федерального Закона от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] определяют государственный или муниципальный контракт как соглашение, которое заключается от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.
Самый важный шаг в анализе закупок товаров, работ и услуг – выявление показателей экономической эффективности, поскольку принцип эффективного использования бюджетных средств отражен также в федеральном законодательстве. Поэтому расходы на государственные и муниципальные закупки должны осуществляться с учетом одного из основополагающих принципов бюджетной системы РФ: эффективности и эффективности использования бюджетных средств (Статья 1 БК РФ). В этом случае экономическая эффективность выражается в виде бюджетной экономии и бюджетной эффективности. Оценка адекватности и эффективности предложения по экономии бюджетных средств, что на практике вызывает много проблем. Бюджетные сбережения являются абсолютной величиной и выражаются как разница между первоначальной (максимальной) ценой, установленной клиентом, и общей стоимостью контракта.
Чем ниже стоимость товаров, работ и услуг в процессе тендера, тем выше экономия бюджета. Однако экономия средств означает, что средства, выделенные в разделе, не будут потрачены, если клиент не сможет вовремя изменить смету. Для клиента это может привести к сокращению финансирования в следующем году. Трудно изменить эту ситуацию, так как неизвестно, сколько сбережений будет доступно в следующем году. Из-за этого в конце года бюджетные предприятия, как правило, тратят все свои сэкономленные сбережения. Из-за этой ситуации эта экономия является просто экономией для данного учреждения. Эти сбережения не обогащают бюджет, из которого финансируется учреждение, и поэтому, на наш взгляд, их нельзя назвать "бюджетной экономией". Кроме того, эта «экономия» может сопровождаться снижением качества заказа.
Таким образом, определение бюджетной экономии не дает полной картины экономической эффективности.
К политическим, экономическим, социальным и технологическим факторам, которые приводят к проблемам в оформлении заказов на местном уровне, относятся следующие:
Политические факторы. Изменения законодательства требуют подготовки специалистов и приводят к ошибкам в производственной документации клиентов и поставщиков.
Экономические факторы. Выделение средств городским клиентам в конце года требует организации закупки товаров, строительных услуг и услуг в короткие сроки и в больших масштабах, что является тяжелым бременем для специалистов.
Социальные факторы. Рост конкуренции часто приводит к неоправданному снижению контрактных расходов поставщиками и, следовательно, к снижению качества поставляемой продукции, выполненной работы и оказываемых услуг.
Технологические факторы. Потребительские предпочтения и реклама поощряют клиентов получать продукт или услугу от конкретного поставщика, что сложно для составления технического задания.
Опыт практического применения Федерального закона 44-ФЗ позволяет сформировать руководящие принципы оптимизации местной системы управления закупками и других нормативных актов по размещению заказов.
Эти принципы заключаются в следующем:
1. Обучение контрактных управляющих и начальников контрактных подразделений бюджетных организаций.
2. Улучшение электронного взаимодействия между всеми сторонами системы муниципального заказа. Для открытых и прозрачных процедур вся информация, доступная на веб-сайте, должна обновляться ежемесячно.
4. Развитие планирования и прогнозирования системы для определения объема приобретения товаров, работ и услуг для удовлетворения местных потребностей.
4. Консолидации закупок одного и того же типа, которые ведут разные клиенты, за счет совместных тендеров на поставку тех же товаров, выполнение работ, оказание услуг, что позволит снизить затраты на покупку и будет способствовать повышению эффективности бюджета.
5. Ввести ответственность участников торгов за необоснованные жалобы в ФАС, чтобы не допустить злоупотреблений с их стороны.
6. Формат для публикации информации о государственных закупках должен быть изменен, чтобы был доступным первичный анализ этих данных в областях, предназначенных как для поставщиков, так и для налогоплательщиков.
7. Преимущества для местных поставщиков товаров и услуг для муниципальных закупок должны быть закреплены законом.
Только комплексный подход и рассмотрение всех аспектов на федеральном, региональном и местном уровнях решат все проблемы, связанные с закупками на местном уровне.