Куда двигаться России?

Рассуждая о причинах повышения уровня самоубийств и снижения рождаемости в России по мере роста благосостояния, автор приходит к выводу, что в нынешней техногенной цивилизации причины этого парадокса имеют закономерный естественный характер. Выход – в повышении духовности общества.

Аннотация статьи
Россия
техногенная цивилизация
рождаемость. самоубийство
духовность
смысл жизни
Ключевые слова

В статье «Идеология перехода от потребительства к созиданию и развитию» [1] мы отмечали, что о настоятельной необходимости перевода России из нынешней социально-экономической ипостаси в некую другую, ныне говорят все: политики, экономисты, писатели, публицисты и пр. Речь шла и о том, что в России есть положительный опыт советских времен, показывающий «как» относительно быстро и эффективно переводить страну из одного состояния в другое. Особенность нынешней ситуации в том, что непонятно «куда» переводить Россию, в каком направлении двигаться?

Ясно, что для нас не приемлемо двигаться по Западному пути в сторону развития капитализма, который ныне стали называть либерализмом. Факты истории показывают, что их идеология упования на индивидуализм и рынок, частную собственность и всесилие частных банков, в принципе противоречит нашей коллективистской социокультурной идентичности. К тому же Запад ныне сам оказался в тяжелейшем кризисе, и ещё неизвестно как он из этого кризиса выберется, потому что объективно исчерпаны возможности экспансии капитала - важнейшего условия развития капитализма, - нет на Земле больше свободных территорий и стран, пригодных для безнаказанного грабежа и пр.

Также ясно, что не удастся вернуться в прежний социализм. Сталинский социализм показал беспрецедентно высокие темпы социально-экономического развития, массовый энтузиазм и настрой людей на творчество. Но эти успехи были достигнуты благодаря: а) четкой идеологии, соответствующей нашей социокультурной идентичности, б) мобилизации всей страны на решение народнохозяйственных задач, и в) репрессиям по отношению к тем, кто вредит. Сегодня власть и массы людей заражены и развращены либерализмом и потребительством, да и такой мощной фигуры руководителя как Сталин, не наблюдается. А в после сталинский социализм Хрущёва – Горбачева, (когда идеология стала выдыхаться, мобилизация сошла на нет, правящая элита стала разлагаться, а репрессии отменили) и вовсе возвращаться не следует, т.к. ясно чем это закончилось.

***

Факты говорят: темпы роста экономики в сталинский период (без учета 4-х лет Великой Отечественной войны) – более 13% в год! [2] Это позволило подготовиться к войне, победить, поразительно быстро (по Западным оценкам) восстанавливаться после войны. В после сталинский период 1956-91гг. постепенно скатились до 4,9%, а либерально-демократические перемены по западному образцу 90-х г. и вовсе привели к отрицательным, как теперь говорят, темпам роста экономики – минус 6,8%. Соответственно, исчез энтузиазм, появились настроения разочарования и пофигизма.

При В.В. Путине страна стала подниматься, темпы роста экономики (2000-2019гг.) 3,8%. Но, заметим, не идут ни в какое сравнение с темпами роста при И.В. Сталине, скорее сравнимы с темпами роста экономики в царские времена 1885-1913гг. – 3.4%. Может не случайно? И тогда, и сейчас в стране был «квазикапитализм» с российской спецификой: во главе государства – монарх\президент, но в экономике весьма значимую роль играют группы олигархов.

 ***

Так «куда» двигаться России? С тактическими целями более-менее ясно. Специалисты нелиберального толка выделяют несколько принципиальных положений, логика которых примерно следующая: чтобы выйти из нынешнего состояния «зависания» и восстановить индустриально-созидательный потенциал страны, обеспечивающий её самодостаточное возрастающее развитие, необходим мобилизационный курс, подчиняющий внутренние ресурсы страны этой задаче. Для производственно-технологического прорыва нужна экономика, ориентированная не на производство того, что можно быстро и выгодно продать, а на целевые программы развития, создание наукоёмкой продукции, которая обеспечит создание нового производства. Значит России придется отказаться от либерально-рыночной организации, придется создавать систему стратегического планирования, переходить на рельсы постиндустриальной цивилизации. Что, собственно, уже понемногу начинает делаться.

Структура экономики постиндустриальной России должна быть примерно следующей: в производстве аграрной продукции, достаточной, чтобы прокормить всю страну, должны быть заняты 3-5% трудоспособного населения, еще 15-20% должны быть заняты в промышленном производстве, которое обеспечит материальные потребности населения, обороны и нового производства. Остальные порядка 75% населения будут заняты в образовании и науке, в здравоохранении и сервисных отраслях, в обороне и управлении.

Для обеспечения прорывного развития, Россия должна будет покончить с Болонским процессом, замысел которого, как пишет С. Черняховский [3], заключается в «унификации образования для обеспечения подготовки специалистов для нужд стран Западной Европы», с их нынешним типом и уровнем технологического развития, не ставящего задачи технологического прорыва. Придется отказаться от подготовки в вузах бакалавров, которых готовят для выполнения в основном рутинных задач и вновь вернуться к подготовке инженеров – специалистов, способных системно мыслить и создавать новое производство, инициативно решать появляющиеся в ходе его создания задачи. Соответственно придется отказаться от ЕГЭ – элемента системы унификации, построенного на примитивно-тестовой проверке «натасканности» на заданные ответы и не рассчитанного на выявление наиболее подготовленных, способных к решению творческих задач будущих специалистов.

Не ясно со стратегическими целями, которые ныне имеют (или должны иметь!) мировоззренческий характер. Дело в том, что есть весьма тревожные симптомы духовного нездоровья России, которые вряд ли исчезнут, даже если структура экономики России станет такой, как обрисована выше, увеличится благосостояние россиян и пр. Речь о высоком уровне суицида и низком уровне рождаемости.

Давно замечена «странная» закономерность в проявлении такого показателя духовного здоровья общества, как уровень суицида. Пока основная масса людей почти всё время и силы вынуждена отдавать борьбе за выживание, им не до размышлений о Смысле жизни, но как только решается проблема обеспечения себя необходимым для жизни (еда, жилье и пр.), непременно возникает проблема – к чему теперь стремиться, в чем Смысл моей жизни? Причем эти вопросы носят не абстрактно\философский, а сущностный практический характер! Важными индикаторами духовной пустоты, потери смысла жизни являются убегание в алкоголизм, потребительство и развлекаловку, но это ещё «цветочки». Горькие «ягодки» в том, что нередко у массы людей, когда нет «проблемы выживания», вдруг обостряется «проблема суицида», соответственно, в стране резко возрастает количество самоубийств.

***

Вся серьёзность этой проблемы проявилась в европейских странах после 2-й мировой войны, когда страны стали восстанавливаться, люди стали отходить от стрессов военного времени, стало расти благосостояние. Казалось бы – ну наконец-то можно жить и радоваться жизни! Но именно тогда практически во всех странах начался рост числа самоубийств, причем тогдашняя криминальная статистика показывала, что основная причина суицида – ощущение бессмысленности существования!

Ныне в богатых США в результате суицида люди гибнут в 2,5 раза чаще, чем от рук преступников. В Южной Корее, стране с восточной, весьма отличной от США культурой, но тоже с весьма развитой экономикой и высоким уровнем жизни, с начала 80-х годов за 30 лет бурного экономического роста количество самоубийств выросло более чем в 4 раза. Ныне в этой высокотехнологичной стране суицид – главная причина смерти людей до 40 лет. И также, по данным полицейской статистики, из-за «психологического отчаяния» кончают жизнь самоубийством чаще, чем из-за экономических трудностей и семейных неурядиц вместе взятых. С чего бы это? С жиру бесятся? Нет, думается, все гораздо серьезней.

***

Одним из первых, кто с научной основательностью исследовал проблему суицида, был Э. Дюркгейм, автор книги «Самоубийство: социологический этюд», изданной в 1897 году. Анализируя статистические данные, характеризующие динамику самоубийств в различных европейских странах, он пришел к выводу, что не верны тогдашние теории, согласно которым самоубийство объяснялось психологическими, климатическими, географическими, биологическими, сезонными, и др. факторами. Дюркгейм показал, что самоубийство имеет прежде всего социальные причины, провоцирующие определенное психологическое состояние индивида, что типичной причиной самоубийств в обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция.

Дюркгейм ввел в научный оборот понятие аномия (от фр. anomie – безнормность), – состояние общества, когда имеет место расшатывание базовых социальных ценностей, нравственных норм и идеалов, смешение законного и незаконного, т.е. в обществе теряется единство в понимании: что хорошо и что плохо, что допустимо и что нет. Аномия проявляет себя в конфликтах между поколениями и социальными группами, в девиантном поведении, утрате воли к жизни, стремлении убежать от реальности. Самоубийство является одним из ярких проявлений аномии.

***

Рассогласованность ценностного мира в обществе приводит к социальной дезориентации: привычный мир рушится, не понимаю, что происходит, страшно жить, легче умереть! Разрыв социальных связей в силу разных причин (социальная дезинтеграция с ее коллективным бесчувствием и безразличием, смерть близких, развод и т.п.) порождают чувства одиночества, никчемности и бесцельности существования. Зачем жить? Но и чрезмерная регламентация личной жизни, навязывание неприемлемых образцов поведения и пр., тоже приводят к печальным результатам. Да пропади оно всё …!

***

В России уровень самоубийств, особенно среди молодых людей, ныне один из самых высоких в мире! Что не так в России? Какие базовые ценности и основания жизни расшатываются, не соответствуют нашей многовековой социокультурной идентичности?

Еще один важнейший естественный индикатор духовного здоровья общества – уровень рождаемости! Коэффициент рождаемости в России за последние 30 лет был на уровне 1,3-1,8, что сильно ниже уровня простого воспроизводства населения (2,15), т.е. страна постепенно вымирает.

Специалисты говорят, что в живом мире развитие популяции зависит прежде всего от трех факторов: достаточность питания, наличие пространства для экспансии и отсутствие стрессовых факторов, способных перебить инстинкт воспроизводства. Чтобы лучше понять, прочувствовать причины низкого уровня рождаемости в России, приведу пару примеров.

В середине 90-х годов автор был участником социологического исследования демографических проблем в Калужской области. Тогда мы провели более десятка групповых интервью, сфокусированных на причинах низкой рождаемости, в ходе которых приводили участвующим в них женщинам молодого и среднего возраста аргументы, что при сохранении тогдашнего уровня рождаемости (1,4) уже у их правнуков появятся проблемы сохранения России, т.к. всех рождающихся мальчиков может не хватить для охраны границ РФ и производства необходимого вооружения. Приводили данные демографов, что для исправления ситуации необходимо, чтобы в семьях вместо 1-2 было по 3-4 ребенка. Почти в каждой фокус-группе вспыхивали схожие ситуации, когда с эмоциональным надрывом женщины восклицали: «Да мы готовы рожать 3-4 детей, но куда рожать, если у нас с мужем 1-2х комнатная квартира и нет шансов на расширение жилья»? А как прокормить такую семью, при наших зарплатах? И «для кого рожать – для Абрамовича, чтобы он себе еще один остров прикупил?» (имя Р.Абрамовича в те годы было нарицательным, потому именно его часто вспоминали). Логика причин низкой рождаемости была вполне понятна: люди обозлены на свой низкий уровень жизни, ненавидят «жирных котов», не верят правительству, которое устроило им такую жизнь, не видят перспектив для страны и для себя, поэтому отказываются рожать детей «в никуда»!

Другой пример о «демографическом чуде», зафиксированном в блокадном Ленинграде. По данным И.А. Гундарова [4] в предвоенное время 1940 –начала 1941 года в Ленинграде рождалось 24 ребенка на 1000 населения. В 1942 году – обвал в три раза – до 8, что понятно – война, блокада! Но в 1944 году рождаемость вдруг превысила довоенный уровень – 32! То есть число зачатий в еще блокадном голодном, холодном, разрушенном Ленинграде в 1943 году резко увеличилось. Что же такое великое произошло в 1943 году, что резко повысило рождаемость, причем не только в Ленинграде? Победа в Сталинградской битве! Ведь тогда всем стало ясно: мы побеждаем, у нас есть Будущее! И эта уверенность в Будущем нашей страны, нашего народа оказала решающее влияние на репродуктивную способность даже блокадников!

Стоит обратить внимание на аналогичные всплески коэффициента рождаемости (далее – КР) в России в послевоенные годы и далее. В интернет легко найти подробные цифры и графики колебаний КР в России по годам. Мы здесь ограничимся проведением параллелей – события в стране и скачки уровня рождаемости [5]:

***

  • 1961 год. Полет Ю.А. Гагарина в космос! Страна ликует - и в 1962 году КР подскакивает до уровня 2,42.
  • далее в СССР, практически, до 1985 года идет относительно спокойное развитие. Экономика и благосостояние растут, но уровень рождаемости снижается до 2,0.
  • в 1986 году КР вдруг подскакивает до уровня 2,25. Что случилось в 1985 году? То, что после нескольких тоскливых лет застоя и «пышных похорон», когда один за другим умирали престарелые руководители СССР (Л.И. Брежнев в 1982г, за ним Ю.В. Андропов в 1984г., за ним К.У. Черненко в 1985г.) во главе страны оказывается относительно молодой и активный М.С. Горбачев, который выдвигает яркие и весьма привлекательные лозунги реформ: «гласность-перестройка-ускорение» развития страны! Люди воодушевились и …
  • но реальные деяния М.С. Горбачева оказались такими, что оптимизм быстро сменился разочарованием, и началось падение КР: к 1991году до 1,65. Далее – развал СССР и ельцинская смута - соответственно КР рухнул до 1,16.
  • с приходом В.В. Путина Россия начинает подниматься, медленно начинает расти и КР. После «возвращения Крыма!» в 2014 году в стране воодушевление, и в 2015-м КР подскакивает почти до 1,8. Но далее страна в социально-экономическом и политическом смысле начинает «зависать», соответственно к 2021 году КР снизился до 1,49. Только за первую половину 2021-го естественная убыль населения России составила почти 422 тыс. человек. Если сопоставить цифры, то число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза.

***

Естественно, просятся те же вопросы: что не так в России? Над кем или над чем нам нужно «одержать Победу», чтобы население России начало расти, а не убывать? Что должно произойти, чтобы изменилась атмосфера в нашем обществе и массы людей от ощущения пустоты и бессмысленности своего существования перестали убегать в алкоголизм и наркотикив ненасытное потребительство и изощренную (иногда даже связанную с риском для жизни) развлекаловку, проявления которых мы ныне видим буквально каждый день в СМИ и в интернет, а то и непосредственно на улицах наших городов?

Простых однозначных ответов для объяснения «почему по мере роста благосостояния и материального комфорта, особенно в городах, растет уровень самоубийств и снижается уровень рождаемости», конечно, нет. Но рискну предположить, что главными базовыми причинами этого парадокса, являются две:

  1. Отсутствие социальных идей, «ради которых стоит жить!». Переходя с обычного языка (отсутствие больших светлых позитивно-созидательных, объединяющих социальных идей и пр.) на язык физики социальных явлений, я бы сказал так – это отсутствие идей, способных создать мощные эгрегоры [6], которые бы аккумулировали, генерировали и подпитывали энергетику масс людей, настраивая их на реализацию этих идей, и соответственно, оттесняя энтропийные идеи мирской суеты на второстепенное место, где они и должны быть.
  2. Искусственные условия жизни, которые создаются для людей современной техногенной цивилизацией, экранируют человека (особенно в мегаполисе) от бесконечного богатства природных энергоинформационных излучений, от энергообмена, необходимого для нормальной жизни человека, как части Природы и Космоса. Т.е. искусственные условия жизни противоречат естественной природе Человека, поэтому отключается естественный инстинкт продолжения жизни, снижается уровень рождаемости.

В сущности, это та же причина, по которой в зоопарке у животных, как правило, не бывает потомства. Их кормят, лечат, создают условия для спаривания, но … Чего им не хватает? Всего остального, чем полна их жизнь на воле! Любое животное – часть лесной популяции, и как любой элемент живой системы гармонично вписано в лесной организм, обладая определенными функциями и потенциалом возможностей. Опять же, переходя на язык физики, можно сказать – любой биоорганизм в естественных условиях гармонично включен в энергоинформационный обмен с окружающей средой, при нарушении гармонии – начинаются проблемы, о которых идет речь.

***

Известен эксперимент, который весьма убедительно показывает роль энергоинформационного обмена с внешней средой в развитии живых существ. Как появляются лягушата? Сначала из икры появляются головастики, потом из них формируются лягушата. Эксперимент заключался в том, что группу уже сформировавшихся головастиков, разделили на две подгруппы, одна из которых находилась в естественных условиях, а условия другой отличались тем, что были экранированы от всех возможных излучений извне. В ожидаемое время головастики, находящиеся в естественных условиях, превратились в лягушат, а из «экранированных» получились не лягушата, а некая бесформенная живая биомасса!

***

В современном городе (с его концентрацией электрических, телевизионных, телефонных и пр. сетей), человек экранирован от массы природных излучений извне, поэтому и … результат!

Немецкий философ В. Шубарт справедливо заметил: «Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души». Потому, добавим, бездушный, бездуховный Запад и избрал смыслом своего существования обеспечение индивидов материальными благами и комфортом. Но замыкаясь в «коконе комфорта», как мы уже отмечали [1], человек, низводя смысл своей жизни до примитивной триады: «питаться, размножаться, развлекаться», по сути «расчеловечивает» себя и теряет смыслы жизни, заложенные в нас Природой. Поэтому парадоксальный рост суицида и снижение рождаемости в обществе, по мере роста комфорта и снижения уровня духовности – закономерны!

Ведь что такое духовность? Если уйти от красивых, но маловразумительных определений типа «духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности…», и перейти к понятиям, отражающим физическую сущность этого явления, то, духовность – это связи с вне человеческими, над человеческими структурами Мира (с другими людьми, с Природой, с Космосом). Потому субъективно ощущается как слияние с чем-то «большим и более высоким», чем «Я» и связана с самоопределением (читай -поиском смысла своей жизни) в этом «большом и более высоком».

Любая живая система, как говорят физики, по определению является открытой и не может быть замкнутой сама на себя, ибо если нарушаются связи с естественной природой (обеспечивающие энергообмен, управляющие, регулирующие и пр.), то «в закрытой системе возрастает энтропия как мера хаоса» и система погибает.

Так что, если отвечать на вопрос «куда двигаться России?» одной короткой фразой, то я бы сказал: в сторону развития духовности человека и общества в целом!

Соответственно, ответ на вопрос: «что должно произойти в России, чтобы массы людей перестали убегать в потребительство, развлекаловку и пр.?», думается, в общем виде могут быть сведены к тому, чтобы вспомнить о своей «разумной природе», вернуться «к смыслам жизни», заложенным в нас «Творцом – Вселенским Разумом», и в определенной мере утраченным под влиянием навязанных нам с XVII века примитивных материалистической и религиозной моделей миропонимания, характерных, прежде всего, для Западной цивилизации!

Разумеется, сказанное не означает что нам нужно возвращаться в леса и жить в шалашах и землянках. Все гораздо сложнее и интересней. Но это отдельный разговор!

Текст статьи
  1. Уланов В.В. Идеология перехода от потребительства к созиданию и развитию // Мировые тенденции развития науки, образования, технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июня 2021 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. – С. 47-53.
  2. Кристалл роста. К русскому экономическому чуду. https://crystalbook.ru/wp-content/uploads/2021/05/Презентация.-Кристалл-роста.-К-русскому-экономическому-чуду-1.pdf.
  3. Сергей Черняховский: Реиндустриализация как завершённая постиндустриализация. https://izborsk-club.ru/21493
  4. Цит. по https://www.nakanune.ru/articles/116900/
  5. Рождаемость по данным Росстат. https://rosinfostat.ru/rozhdaemost/#i-2
  6. Уланов В.В. Чем опасна сила мысли в потребительском обществе. // Актуальные социально-гуманитарные исследования и технологии: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 января 2021 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. – С 18-24.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 04 декабря по 10 декабря
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
14 декабря
Загрузка в eLibrary
14 декабря
Рассылка печатных экземпляров
22 декабря