Главная
Конференции
Общество, человек, культура: современный контекст гуманитарных исследований
Использование интерактивных методов обучения в формировании языковой компетенции...

Использование интерактивных методов обучения в формировании языковой компетенции студентов-иностранцев

Автор(-ы):

Минеева Светлана Николаевна

Пирмагомедова Аида Султанахмедовна

Эфендиев Исрафил Исмаилович

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

метод
обучение
компетенция
студенты-иностранцы

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу применения интерактивных методов обучения в процессе формировании языковой компетенции студентов-иностранцев.

Текст статьи

Язык – универсальный инструмент передачи человеком не только собственных мыслей, чувств и эмоций, но и инструментом взаимопонимания, общения, познания, осмысления и усвоения содержания всех дисциплин мирового и национального высшего образования. Изучение языка крайне важно для обеспечения качественной подготовки специалистов в любой стране мира, потому что является важным условием успешной деятельности человека в различных отраслях народного хозяйства.

Формирование речевой компетенции включает следующие составляющие компетенции: лингвистическую, коммуникативную, социокультурную, дискурсивную и другие. Для формирования речевой компетенции будущего специалиста-иностранца актуальным и эффективным является использование интерактивных методов обучения, которые ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но с другими студентами.

Во время интерактивного обучения практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлектировать относительно своих мыслей и знаний. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает познавательную деятельность, повышая ее на более высокие формы сотрудничества [1, с. 24].

Интерактивные методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности иностранных студентов, самостоятельному осмыслению учебного материала. При интерактивных формах используются технические и аудиовизуальные средства обучения, что позволяет привлекать в процессе обучения различные виды памяти (зрительную, слуховую, моторную), ставить студентов в ситуацию реального выбора, проигрывать различные профессионально-ориентированные, бытовые и культурно-социальные сценарии, прорабатывать модели поведения, присущие определенной национальной среде.

К интерактивным формам обучения можно отнести работу в малых группах, тренинги, деловые игры, проблемные дискуссии, предметные олимпиады, студенческие научные конференции, учебные экскурсии, проектная деятельность, метод "мозговой атаки", метод кейсов, метод "круг идей", метод "аквариум" и др.

В парах и группах с иностранными студентами можно проводить активную работу с предметами. На занятиях используются национальную атрибутику, которая эффективно помогает закреплять материал, развивают речь, делают занятия интересным, учат страноведению.

Тренинги позволяют практически отрабатывать изучаемый материал, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций студенты имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки. Творческие тренинги многократно повторяют лексико-грамматический материал в различных ситуациях и контекстах, развивают навыки трансформации грамматических конструкций на примерах научной речи, отражают коммуникативные потребности иностранных студентов в учебно-профессиональной сфере.

Ситуативно-ролевые игры (например, "Моя группа», "Как я маме помогая" и т.д.) активизируют деятельность иностранных студентов в усвоении языкового материала, помогают в выборе нужного речевого варианта и готовят к свободному общению.

Деловая игра моделирует отношения, характерные для определенной ежедневной или профессиональной деятельности. Процесс обучения в игре максимально приближается к реальной практической деятельности. В ходе деловой игры студенты начинают анализировать специфические ситуации и решать для себя профессиональные задачи [4]. Деловая игра представляет собой практическое занятие, которое моделирует различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых. Во время проведения игр каждый студент самовысказывается, повышает собственную самостоятельность, развивает навыки общения.

Использование учебных дискуссий позволяет организовать живое общение студентов, охватить их различные точки зрения, развить самостоятельность суждения. Иностранные студенты усваивают учебный материал намного лучше и качественнее, проявляют свои речевые умения.

Подготовка иностранцев к участию в различных олимпиадах и конференциях развивает исследовательские навыки, развивает мышление, формирует коммуникативную компетенцию. В своих докладах студенты могут раскрыть дополнительные вопросы к основному учебному материалу, показать свое умение владеть научной речью.

Учебные экскурсии позволяют реализовывать лингвокультурологический подход к обучению, отрабатывать лексический и грамматический материалы. Компьютерная техника открывает направление развития учебных виртуальных экскурсий, которые позволяют студентам, находясь в учебной аудитории, совершать заочные прогулки к наиболее важным памятникам мировой и отечественной архитектуры. Приемом экскурсии в аудитории является создание студентами с помощью разноцветных маркеров вывесок названий магазинов, развешивание их в аудитории с последующей экскурсией по смоделированном городу.

Доступ к большому количеству электронных ресурсов способствует формированию и развитию речевой компетенции иностранных студентов. Интернет-ресурсы используются студентами для самостоятельного поиска и получения информации, организуют их учебную деятельность. На основе материалов из Интернета иностранцы готовят различные сообщения, рефераты, эссе, презентации, материалы для участия в дискуссиях на актуальные современные и профессиональные темы.

Проектная деятельность предоставляет студентам возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих знаний из различных предметных отраслей. Преподаватель выступает координатором и экспертом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов-индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного времени. Этот метод применяется по наличию практической, научной, творческой или жизненной проблемы, для решения которой необходим исследовательский поиск. Например, иностранным студентам-медикам была предложена тема: "пищевые добавки и здоровье людей". Работа над этим проектом была нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и имела целью получение практического результата – видеофильма. Во время выполнения проекта студенты активно погружаются познавательный творческий поиск, развивают исследовательские и коммуникативные умения и навыки работы в команде.

Примерами проектов, которые используются как формы внеаудиторной работы, могут быть разнообразные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанные с любыми событиями в жизни университета, а также подготовка творческих вечеров и концертов. Практика доказывать, что иностранные студенты проявляют большую активность и заинтересованность, выполняя подобные задания; их мотивация к обучению повышается.

Таким образом, в высшем учебном заведении есть все условия для качественной речевой подготовки будущих медиков-иностранцев. Использование интерактивных методов обучения позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является формирование и развитие коммуникативных умений и навыков иностранных студентов, а также помогает установить эмоциональные контакты между ними, обеспечивает воспитательную задачу, потому что приучает их работать в команде и прислушиваться к мнениям своих товарищей. Широкое применение интерактивных методов обучения в процессе профессиональной подготовки студентов-иностранцев способствует их активной мыслительной и практической деятельности, развивает познавательные интересы и способности, творческое мышление, умения и навыки самостоятельного и умственного труда, что позволит в дальнейшем активно и постоянно овладевать знаниями и применить их на практике [2 с, 204].

Список литературы

  1. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. – М.: Русский язык, 1983. – 170 с.
  2. Бельчиков Я.М. Деловые игры / Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн. – Рига, 1988. – 304 с.

Поделиться

1119

Минеева С. Н., Пирмагомедова А. С., Эфендиев И. И. Использование интерактивных методов обучения в формировании языковой компетенции студентов-иностранцев // Общество, человек, культура: современный контекст гуманитарных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 14-17. URL: https://apni.ru/article/2965-ispolzovanie-interaktivnikh-metodov-obuchen

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Филологические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля