Главная
АИ #2 (5)
Статьи журнала АИ #2 (5)
Особенности организации экспериментальной деятельности в средней группе детского...

Особенности организации экспериментальной деятельности в средней группе детского сада

Автор(-ы):

Кузнецова Виктория Николаевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

средняя группа детского сада
дошкольники
эксперимент
экспериментирование
опыты
наблюдение
способности
потенциал
свойства объектов
моделирование
образовательная деятельность

Аннотация статьи

Практика экспериментов в воспитании дошкольников – серьезный шаг на пути к полноценному формированию личности ребенка средней группы детского сада. Это обусловлено, прежде всего, активизацией деятельностной активности дошкольника, ведь, при помощи экспериментов в ребенке раскрывается потенциал и стремление к знаниям, открытиям, формируется потребность в новых впечатлениях, удовлетворение любопытства. Роль педагога в данном случае – сформировать интерес, удовлетворить все вышеуказанные потребности, сформировать базу научного потенциала, а также стимулировать развитие внутреннего интеллектуального и эмоционального мира своих воспитанников.

Текст статьи

С егодня весьма заметную роль в развитии личности дошкольника играет не тот базис знаний, который ребенок получает в процессе образовательной и воспитательной деятельности, а та методика, при помощи которой он усваивает эти навыки, а так же то, каким образом эти навыки способствуют личности в деятельности, которой он увлекается. Ввиду данных требований и условий, экспериментирование по праву считается весьма эффективным инструментом воспитания личности ребенка и является своеобразным «кодом» обучения, в условиях, когда воспитатель детского сада формирует научный потенциал и преподносит группе новые и интересные знания.

Термин «экспериментирование» введен исследователем Ж. Пиаже, который обозначил необходимость экспериментов в формировании деятельности и досуга подростков и детей. Он доказал, что эффективность экспериментов заключается в моделировании у ребенка представлений о свойствах изучаемого объекта, его физических возможностях и способностях взаимодействовать с другими объектами.

Многолетние исследования доказали исключительное воздействие экспериментов на потенциал ребенка: они способны формировать характер и личность, активизировать и усиливать процессы мышления, образовывать творческие навыки и предпочтения, устанавливать логическую и конструктивную связь между объектами и явлениями, усиливать наблюдательность, учат классифицировать и обобщать информацию, делиться ею с окружающими, а самое главное – применять полученные знания и опыт в других видах деятельности. Важным нам представляется и потребность в трансляции информации, т.е. передать увиденное старшим или сверстникам, что способствует решению достаточно остро стоящего вопроса в настоящее время – формированию и развитию речи дошкольника.

Цель, которую преследует воспитатель, проводя эксперимент в группе – накопление и воспроизведение полученных в ходе урока знаний и внедрение этих знаний в творческие и научные виды деятельности ребенка средней группы.

Массив интересной информации и активность в ее постижении, несомненно, мотивируют желание обучающегося узнавать новое. При этом, круг интересов личности расширяется, формируется ряд вопросов, на которые ребенку необходимо найти ответ: «Что если..?», «Почему это так..?», «Почему и при каких обстоятельствах это происходит?», «Как поступить, когда…?». В условиях сформировавшейся ситуации дошкольники (при помощи воспитателя) строят и выдвигают гипотезы, которые потом применяются при получении новой информации и исходя из уже полученного ранее опыта.

Возраст детей 4-5 лет – считается наиболее удачным для экспериментов: дети подготовлены, они способны контролировать свои действия и поведение, они умело концентрируют внимание и распознают суть, а также прогнозируют результат эксперимента. Ключевую роль в данном процессе играет поддержка и наставление воспитателя: очень важно обеспечить безопасность эксперимента, координировать действия воспитанников, поощрять маленьких экспериментаторов. Отсутствие подобных действий может привести к потере интереса и активности ребенка, а также нарушить правила эксперимента.

Необходимо отметить, что к среднему дошкольному возрасту воспитанники готовы со всей серьезностью отнестись к правилам и требованиям эксперимента и следовать данным правилам максимально точно. Кроме того, при помощи воспитателя, обучающиеся способны определить проблему эксперимента, и предложить собственные версии и способы течения экспериментального исследования.

Занятие, в основе которого задуман эксперимент, должно быть спланировано с учетом психологических, творческих и возрастных особенностей личности.

В соответствии с данными параметрами, цель и задачи эксперимента могут быть весьма многовариантными.                 В первую очередь, эксперимент предусматривает формирование, проектирование и моделирование мнений и представлений ребенка о свойствах и возможностях объектов окружающего мира с практических позиций, путем познания и изучения в условиях детского сада. Первостепенной задачей экспериментирования является формирование и расширение процесса мышления дошкольника в научной сфере, при помощи анализа и отслеживания предметов и процессов окружающей действительности, в том числе, явлений природы и свойств объектов.

Тематика экспериментальных исследований для детей средней группы детского сада так же может быть многопрофильной, однако, выбирается в соответствии с утвержденной образовательной программой, а занятие, которое предусматривает эксперимент, должно соответствовать требованиям безопасности и контролироваться воспитателем.

Эксперименты в группе детского сада позволяют решить ряд задач, стоящих перед воспитателем:

1) развивающая деятельность – связана, прежде всего, с развитием физиологических возможностей ребенка (моторика рук, координация действий), формирование долгосрочной памяти, совершенствование мыслительной деятельности, обучение процессу планирования, формирования первичного логического заключения, наблюдение, концентрация внимания;

2) образовательный процесс – формирования базиса простейших научных представлений (математические, физические, химические, экологические), мотивация к развитию исследовательского типа мышления, стимуляция пытливости и любознательности ребенка;

3) воспитательный процесс – моделирование внимания на всех этапах эксперимента, следование инструкциям, воспитание усидчивости, аккуратности и осторожности, порядок и чистота на рабочем месте, работа с коллективом (укрепление благоприятной среды, дружеских связей, помощи и поддержки).

Исследовательские эксперименты – поиск ответов на поставленное задание путем очевидных опытов. Эти эксперименты, на взгляд автора статьи, являются весьма эффективными при формировании научного потенциала ребенка в средней группе. Одним из любимых экспериментов обучающихся можно назвать «Танцующие горошины». Цель данного эксперимента – знакомство дошкольников с физическим явлением «сила движения», развитие смекалки, находчивости и любознательности. Необходимые материалы – вода, горошины, трубочка, емкость для воды. Ход эксперимента – научить горошины плавать и выступать так, как артисты в цирке. Обучающиеся должны опустить горошины в емкость и дуть в трубочку, постепенно увеличивая силу дыхания. В ходе эксперимента дети должны ответить на вопрос: «Почему горошки плавают то быстро, то медленно?», «Почему горошки плавают и не тонут?» и т.д. Вывод эксперимента – сила движения горошин зависит от воздействия на них.

Другой занимательный эксперимент – «Зеленая подводная лодка». Цель данного эксперимента – ознакомить воспитанников с тем, как поднимаются к поверхности подводные лодки и рыбы. Материалы, которые понадобятся для эксперимента – газированная вода, стакан и виноград. Ход эксперимента: дети бросают в стакан с газировкой виноградинку и наблюдают затем, как она опускается на дно и покрывается маленькими пузырьками газа. Покрывшись ими, виноградинка всплывает, пузырьки лопаются, и она снова погружается на дно. Процесс будет повторяться несколько раз. Детям предстоит ответить на следующие вопросы: «Почему рыба может подниматься верх и опускаться вниз?», «Что случилось с виноградинкой?», «Почему виноградинка всплывает?», «Почему виноградинка опускается?», «Что происходит с пузырьками?» и т.д. Вывод эксперимента: на основе данного принципа на поверхность воды поднимается и опускается подводная лодка. Рыба обладает воздушным пузырем, который при сжатии или наполнении его объема воздухом, позволяет рыбе опускается на дно или подниматься на поверхность воды.

Занятия с дошкольниками, в основе которых лежит эксперимент, могут быть систематическими, и не всегда игровыми, т.к. данный тип исследований становится первостепенным в ходе приобретения знаний дошкольников об окружающем мире.

На наш взгляд, эксперименты являются действенным способом в прогрессе развития мысли ребенка, его познавательной активности, наблюдательности, в формировании изобретательских навыков, установлении логических взаимосвязей между объектами, систематизации последовательности действий, а следствием всего этого становится образование творческих и научных способностей личности.

Список литературы

  1. Воробьева, Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника / Д.И. Воробьева. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 100 c.
  2. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым / В.Н. Зимонина. - М.: Владос, 2017. - 304 c.
  3. Кузнецова В.Н. Структура, методика и организация экспериментальной деятельности в средней группе детского сада // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы. – 2019. - №9 (35). – С. 7-10.
  4. Маралов, В.Г. Коррекция личностного развития дошкольников / В.Г. Маралов, Л.П. Фролова. - М.: Сфера, 2014. - 128 c.
  5. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 2017. - 972 c.
  6. Скворцова, В.О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. - М.: Феникс, 2014. - 224 c.
  7. Соколова, Е.В. Большая книга развивающих заданий для дошкольников / Е.В. Соколова, Н.Н. Нянковская. - М.: Академия развития, 2015. - 128 c.

Поделиться

4202

Кузнецова В. Н. Особенности организации экспериментальной деятельности в средней группе детского сада // Актуальные исследования. 2020. №2 (5). С. 62-65. URL: https://apni.ru/article/297-osobennosti-organizatsii-eksperimentalnoj

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня