С егодня весьма заметную роль в развитии личности дошкольника играет не тот базис знаний, который ребенок получает в процессе образовательной и воспитательной деятельности, а та методика, при помощи которой он усваивает эти навыки, а так же то, каким образом эти навыки способствуют личности в деятельности, которой он увлекается. Ввиду данных требований и условий, экспериментирование по праву считается весьма эффективным инструментом воспитания личности ребенка и является своеобразным «кодом» обучения, в условиях, когда воспитатель детского сада формирует научный потенциал и преподносит группе новые и интересные знания.
Термин «экспериментирование» введен исследователем Ж. Пиаже, который обозначил необходимость экспериментов в формировании деятельности и досуга подростков и детей. Он доказал, что эффективность экспериментов заключается в моделировании у ребенка представлений о свойствах изучаемого объекта, его физических возможностях и способностях взаимодействовать с другими объектами.
Многолетние исследования доказали исключительное воздействие экспериментов на потенциал ребенка: они способны формировать характер и личность, активизировать и усиливать процессы мышления, образовывать творческие навыки и предпочтения, устанавливать логическую и конструктивную связь между объектами и явлениями, усиливать наблюдательность, учат классифицировать и обобщать информацию, делиться ею с окружающими, а самое главное – применять полученные знания и опыт в других видах деятельности. Важным нам представляется и потребность в трансляции информации, т.е. передать увиденное старшим или сверстникам, что способствует решению достаточно остро стоящего вопроса в настоящее время – формированию и развитию речи дошкольника.
Цель, которую преследует воспитатель, проводя эксперимент в группе – накопление и воспроизведение полученных в ходе урока знаний и внедрение этих знаний в творческие и научные виды деятельности ребенка средней группы.
Массив интересной информации и активность в ее постижении, несомненно, мотивируют желание обучающегося узнавать новое. При этом, круг интересов личности расширяется, формируется ряд вопросов, на которые ребенку необходимо найти ответ: «Что если..?», «Почему это так..?», «Почему и при каких обстоятельствах это происходит?», «Как поступить, когда…?». В условиях сформировавшейся ситуации дошкольники (при помощи воспитателя) строят и выдвигают гипотезы, которые потом применяются при получении новой информации и исходя из уже полученного ранее опыта.
Возраст детей 4-5 лет – считается наиболее удачным для экспериментов: дети подготовлены, они способны контролировать свои действия и поведение, они умело концентрируют внимание и распознают суть, а также прогнозируют результат эксперимента. Ключевую роль в данном процессе играет поддержка и наставление воспитателя: очень важно обеспечить безопасность эксперимента, координировать действия воспитанников, поощрять маленьких экспериментаторов. Отсутствие подобных действий может привести к потере интереса и активности ребенка, а также нарушить правила эксперимента.
Необходимо отметить, что к среднему дошкольному возрасту воспитанники готовы со всей серьезностью отнестись к правилам и требованиям эксперимента и следовать данным правилам максимально точно. Кроме того, при помощи воспитателя, обучающиеся способны определить проблему эксперимента, и предложить собственные версии и способы течения экспериментального исследования.
Занятие, в основе которого задуман эксперимент, должно быть спланировано с учетом психологических, творческих и возрастных особенностей личности.
В соответствии с данными параметрами, цель и задачи эксперимента могут быть весьма многовариантными. В первую очередь, эксперимент предусматривает формирование, проектирование и моделирование мнений и представлений ребенка о свойствах и возможностях объектов окружающего мира с практических позиций, путем познания и изучения в условиях детского сада. Первостепенной задачей экспериментирования является формирование и расширение процесса мышления дошкольника в научной сфере, при помощи анализа и отслеживания предметов и процессов окружающей действительности, в том числе, явлений природы и свойств объектов.
Тематика экспериментальных исследований для детей средней группы детского сада так же может быть многопрофильной, однако, выбирается в соответствии с утвержденной образовательной программой, а занятие, которое предусматривает эксперимент, должно соответствовать требованиям безопасности и контролироваться воспитателем.
Эксперименты в группе детского сада позволяют решить ряд задач, стоящих перед воспитателем:
1) развивающая деятельность – связана, прежде всего, с развитием физиологических возможностей ребенка (моторика рук, координация действий), формирование долгосрочной памяти, совершенствование мыслительной деятельности, обучение процессу планирования, формирования первичного логического заключения, наблюдение, концентрация внимания;
2) образовательный процесс – формирования базиса простейших научных представлений (математические, физические, химические, экологические), мотивация к развитию исследовательского типа мышления, стимуляция пытливости и любознательности ребенка;
3) воспитательный процесс – моделирование внимания на всех этапах эксперимента, следование инструкциям, воспитание усидчивости, аккуратности и осторожности, порядок и чистота на рабочем месте, работа с коллективом (укрепление благоприятной среды, дружеских связей, помощи и поддержки).
Исследовательские эксперименты – поиск ответов на поставленное задание путем очевидных опытов. Эти эксперименты, на взгляд автора статьи, являются весьма эффективными при формировании научного потенциала ребенка в средней группе. Одним из любимых экспериментов обучающихся можно назвать «Танцующие горошины». Цель данного эксперимента – знакомство дошкольников с физическим явлением «сила движения», развитие смекалки, находчивости и любознательности. Необходимые материалы – вода, горошины, трубочка, емкость для воды. Ход эксперимента – научить горошины плавать и выступать так, как артисты в цирке. Обучающиеся должны опустить горошины в емкость и дуть в трубочку, постепенно увеличивая силу дыхания. В ходе эксперимента дети должны ответить на вопрос: «Почему горошки плавают то быстро, то медленно?», «Почему горошки плавают и не тонут?» и т.д. Вывод эксперимента – сила движения горошин зависит от воздействия на них.
Другой занимательный эксперимент – «Зеленая подводная лодка». Цель данного эксперимента – ознакомить воспитанников с тем, как поднимаются к поверхности подводные лодки и рыбы. Материалы, которые понадобятся для эксперимента – газированная вода, стакан и виноград. Ход эксперимента: дети бросают в стакан с газировкой виноградинку и наблюдают затем, как она опускается на дно и покрывается маленькими пузырьками газа. Покрывшись ими, виноградинка всплывает, пузырьки лопаются, и она снова погружается на дно. Процесс будет повторяться несколько раз. Детям предстоит ответить на следующие вопросы: «Почему рыба может подниматься верх и опускаться вниз?», «Что случилось с виноградинкой?», «Почему виноградинка всплывает?», «Почему виноградинка опускается?», «Что происходит с пузырьками?» и т.д. Вывод эксперимента: на основе данного принципа на поверхность воды поднимается и опускается подводная лодка. Рыба обладает воздушным пузырем, который при сжатии или наполнении его объема воздухом, позволяет рыбе опускается на дно или подниматься на поверхность воды.
Занятия с дошкольниками, в основе которых лежит эксперимент, могут быть систематическими, и не всегда игровыми, т.к. данный тип исследований становится первостепенным в ходе приобретения знаний дошкольников об окружающем мире.
На наш взгляд, эксперименты являются действенным способом в прогрессе развития мысли ребенка, его познавательной активности, наблюдательности, в формировании изобретательских навыков, установлении логических взаимосвязей между объектами, систематизации последовательности действий, а следствием всего этого становится образование творческих и научных способностей личности.