Муса Мустафович Залилов (Муса Джалиль) родился 15 (2) февраля 1906 г. в деревне Мустафино Оренбургской губернии. Джалиль, Залиль (сокращенно от Джалилов, Залилов) – две транскрипции одной и той же фамилии. Татарский звук «з» по-русски можно произнести как «ж», «дж», окончания -ов в татарских фамилиях ранее не было, и писатели обычно избегают его. Значит, Джалиль – не псевдоним.
Отец Мусы был мальчиком на побегушках у купца, потом стал приказчиком. Он самоучкой выучился писать и читать по-татарски и по-русски. Скопив немного денег, Мустафа Залилов открыл в Мустафине бакалейную лавку. Но благосостояние к нему не пришло, и приходилось заниматься сельским хозяйством, чтобы как-то содержать большую семью. Вскоре он разорился. В 1913 г. Залиловы из Мустафина переехали в Оренбург, где Мустафа рассчитывал найти хороший заработок и дать детям образование. Оренбург не оправдал надежды Мустафы Залилова. В поисках средств к существованию ему приходилось браться за любую работу. Был он и дворником в духовном училище, содержавшемся на средства купцов Хусаиновых – медресе «Хусаиния». Младший сын, шестой ребенок в семье, Муса, – стал воспитанником этого медресе. Здесь впервые определились его интересы и наклонности: он много читал, рисовал, играл на мандолине; в годы Первой мировой войны под диктовку неграмотных жен и матерей охотно писал на фронт татарским солдатам письма, заканчивая их – в духе тогдашней традиции – словами народной песни или собственными стихами.
Как вспоминала сестра поэта Зейнаб, Муса с детства был любознательным, чутким и впечатлительным. Она рассказывала: «Муса очень любил читать книги. Мне самой несколько раз приходилось искать его по городу, и часто я его находила в татарской библиотеке «Белек» («Знание»). Писать стихи начал с 9 лет». Первые стихотворения Мусы появились в 1919 году на страницах красноармейской газеты «Кызыл Юлдуз» («Красная звезда»), издававшейся в Оренбурге. В редакцию он пришел не один, а вместе с одноклассником, приглашенным, вероятно, для храбрости. Преодолевая понятное смущение и робость, Муса прочел сотрудникам редакции несколько своих стихотворений. На следующий же день на первой странице газеты за подписью «Кечкенэ Джалиль» («Маленький Джалиль») – такую подпись поставили сотрудники редакции, так как автор был очень юн и не велик ростом, – было опубликовано стихотворение «Счастье»:
«… Я бы счастьем считал эту гибель в бою,
Славу смерти геройской я в песне пою».
Эти строки первого известного стихотворения Мусы Джалиля как бы намечают дальнейшую жизнь и героическую гибель поэта.
В сентября 1919 г. после смерти отца Муса возвращается в Мустафино. После полутора лет жизни в деревне, когда весь юго-восток страны был охвачен засухой, а затем и голодом, Муса, чтобы облегчить положение семьи (одним голодным ртом меньше!) решил вернуться в Оренбург, устроиться там на работу и помогать семье. С помощью сотрудников редакции «Кызыл Юлдуз» и своего бывшего учителя Муса устроился учиться в Оренбургскую военно-партийную школу, вступил там в комсомол. Однако вскоре он тяжело заболел, а поправившись, стал учиться в Татарском институте народного образования, который открылся в здании бывшего медресе «Хусаиния». Мусу все больше влекла поэзия. Он читал Омара Хайяма, Саади, Хафиза, из татарских поэтов – Дардменда (его настоящие имя – Закир Алиев). Муса и сам все больше писал стихи.
Осенью 1922 г. Муса Джалиль оставил Оренбург и по совету друзей переехал в Казань. В столицу татарской АССР, образованной 27 мая 1920 г., собирались люди, полные веры в свои силы и желания служить родной литературе. Осенью 1923 г. в Казани был открыт первый тюркско-татарский рабфак. Учиться здесь стал и Муса Джалиль. Филологические интересы его выявились сразу же. Он был отличным учеником, любознательным, аккуратным. Прилежно изучал русский язык. Тогда же он изучил и основы немецкого языка, жил мечтой о пролетарской революции в Германии. Вскоре Муса Джалиль был избран членом Центрального комитета ВЛКСМ (Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи) Татаро-Башкирского Бюро. Это дало ему шанс поехать в столицу СССР и поступить в Московский государственный университет (МГУ). В 1927 г. Муса стал студентом этнологического факультета МГУ, который позже переименовали в писательский. На протяжении всей учебы в МГУ Муса писал красивые, мелодичные стихи на родном языке, их переводили и читали на поэтических вечерах. Лирика Мусы пользовалась успехом. В 1929 г. он вступил в ВКП(б) (Всесоюзную Коммунистическую партию большевиков) [1, c.481]. В 1931 г. Джалиль получил диплом об окончании МГУ и был направлен в Казань. При ЦК ВЛКСМ издавались татарские детские журналы, Муса работал в них редактором. В 1932 г. Джалиль уехал в г. Надеждинск (ныне г. Серов Свердловской области). В 1933 г. он вернулся в столицу, там издавалась татарская газета «Коммунист», Муса стал заведовать в ней отделом литературы и искусства. В этот период он познакомился и подружился с такими крупными поэтами, как А. Жаров, А. Безыменский, М. Светлов. В 1934 г. вышли два сборника Мусы Джалиля: «Орденоносные миллионы» на комсомольские темы и «Стихи и поэмы».
В середине 30-ых годов Мусу пригласили руководить литературной частью Татарской оперной студии в Москве. Когда летом 1939 г. в Казани открылся оперный театр, выросший на основе студии, поэт переезжает в Казань и продолжает работу в театре в качестве заведующего литературно-репертуарной частью. В 1939-1941 годах он также был ответственным секретарем Союза писателей Татарской АССР.
Муса Джалиль был трижды женат. От первой супруги Раузы ханум у него родился сын Альберт Залилов. Второй женой Мусы была Закия Садыкова, она родила от него красивую и нежную девочку Люцию, очень похожую на отца. Третья супруга Мусы Амина ханум родила ему дочь Чулпан. Джалилю приходилось много работать, чтобы обеспечивать детей. Один из тех, кто часто встречался с Джалилем в Москве, критик А. Тарасенков, пишет: «Он был хорошим товарищем. Но ничего тогда не предвещало в нем удивительной биографии героя» [2, c.61]. Критик прав. Но кто мог узнать в рыбаках и столярах, токарях и учителях, мальчишках старших классов будущих героев Великой Отечественной войны? Кто мог вообще предполагать, что война станет такой затяжной и тяжелой?
Теплым солнечным утром 22 июня 1941 г. Муса Джалиль с семьей собирался ехать к друзьям на дачу. Они стояли на перроне, ждали электричку, когда по радио объявили, что началась война. Расстроенные, Муса с женой и дочерью приехали за город, вышли на нужной станции. Друзья еще ничего не знали, пришлось сообщить им горькую весть. Весь день Муса и его друзья провели вместе, не ложились спать до утра. Когда расставались, поэт горестно сказал, будто что-то предчувствовал: «Не все сойдутся за этим столом после окончания войны» [2, c.61]. 23 июня 1941 г. Джалиль явился в военкомат с заявлением об отправке его на фронт. Заявление приняли, но сказали, что каждому надо ждать своей очереди. Повестка пришла Джалилю 13 июля 1941 г. В Татарии как раз формировался артиллерийский полк, туда он и попал. Оттуда его направили в городок Мензелинск, где в течение полугода он учился на курсах политруков. Когда командованию стало известно, что Муса Джалиль – видный поэт, депутат городского совета, бывший председатель Союза писателей Татарстана, его хотели демобилизовать, отправить в тыл. Но Муса решительно воспротивился, ответив так: «Вы поймите меня, ведь я поэт! Я не могу сидеть в тылу и оттуда звать людей защищать Родину. Я обязан быть на фронте, среди бойцов, и вместе с ними бить фашистскую нечисть» [3, c.251].
Какое-то время он был в резерве при штабе в армии в маленьком городке Малая Вишера. Часто бывал в командировках на передовой, выполняя особые поручения командования, а также собирая необходимый материал для газеты «Отвага», в которой работал корреспондентом. Если поэту выпадали свободные минуты, он писал стихи. В самых сложных фронтовых буднях родились такие замечательные произведения, как «Смерть девушки», «Слеза», «Прощай, моя умница», «След» и другие. Если Мусу спрашивали о его творческих планах, он обычно отвечал так: «Я пока пишу фронтовую лирику. А большие вещи сделаю после нашей Победы, если буду живой» [2, c.62].
Весной 1942 года Джалиль был назначен старшим политруком и направлен в расположение Волховского фронта. В июне домой от него пришло тревожное письмо: «… обстановка сейчас другая. Вокруг идут тяжелые бои. Сражаемся крепко, погибнем или выживем … Предстоят серьезные бои с опасным противником …». Армия поэта уже была в окружении. Те, кому довелось тогда быть рядом со старшим политруком Ленинградского и Волховского фронтов Мусой Джалилем, поражались тому, насколько этот человек всегда мог сохранять выдержку и спокойствие. Даже в самых тяжелых условиях, попав в окружение, когда не оставалось ни одного глотка воды, ни корочки хлеба, он учил однополчан сцеживать березовый сок и находить съедобные травы и ягоды. Вплоть до конца июля 1942 г. части Волховского фронта прорывались из окружения, но не всем удалось это сделать. Не удалось и Мусе Джалилю. Получив тяжелое ранение в грудь, будучи без сознания, он попал в немецкий плен. В Красной Армии Джалиль с этого момента считался пропавшим без вести, а на самом деле начались его долгие скитания по немецким концлагерям и тюрьмам.
После поражения под Сталинградом фашисты задумали создание легиона из советских военнопленных нерусской национальности, рассчитывая на то, что смогут склонить их воевать на своей стороне. Этот легион, получивший название «Идель-Урал», формировался в польском городке Едлиньске, около Радома. Как раз там, в лагере под Радомом, находился пленённый Муса Джалиль который даже здесь, в фашистской неволе, хотел быть полезным своей Родине. Он вступил в легион «Идель-Урал», но сразу создал среди легионеров подпольную антифашистскую группу и устраивал побеги военнопленных. Пользуясь тем, что немцы поручили ему вести культурно-просветительскую работу, Джалиль, разъезжая по лагерям для военнопленных, устанавливал конспиративные связи и под видом отбора самодеятельных артистов для создания в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации. Он был связан с подпольной группой под названием «Берлинский комитет ВКП(б)», которую возглавлял Н.С. Бушманов. С помощью предателя гестапо напало на след антифашистов. В августе 1943 г. было арестовано несколько сотен подпольщиков, в их числе Муса Джалиль. Его бросили в тюрьму смерти Моабит. Почти год продолжались допросы, сопровождавшиеся побоями и пытками. Муса безмерно страдал, но его немного утешало то, что в тюрьме можно было достать бумагу, и он снова имел возможность записывать стихи.
Знаменитые, известные ныне всему миру Моабитские тетради Джалиля… Это две маленькие записные книжечки, густо исписанные мелким бисерным почерком. Самодельные картонные обложки их, пройдя через десятки рук, помялись, погнулись; края страниц, сшитых из разрозненных клочков бумаги, слегка растрепались, надписи кое-где стерлись. Первая тетрадь, написанная арабским шрифтом, содержит 60 стихотворений. В конце ее, на обложке, поэт оставил такую запись: «Другу, который умеет читать по-татарски и прочтет эту тетрадку. Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезен в Берлин. Здесь он был обвинен в участии в подпольной организации… и заключен в тюрьму. Его приговорят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в заточении. Если эта книжка попадет в твои руки, сбереги их и после войны сообщи в Казань, выпусти в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Это мое завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь» [2, c.60].
Тетрадь Джалиля прошла через многие руки. Советские патриоты, бежавшие к французским партизанам, спрятали ее в доме участницы сопротивления Марии Дубизы, а после войны бывший военнопленный Нигмат Терегулов передал ее в Союз писателей Татарии.
Вторая Моабитская тетрадь написана латинским шрифтом и содержит около 50 стихотворений. Ее поэт передал незадолго до суда своему тюремному другу, бельгийскому патриоту Андре Тиммермансу. Тиммерманс отправил эту тетрадь вместе с другими вещами своей матери, где стихи и пролежали до конца войны. В 1947 г. Тиммерманс передал стихи Джалиля в советское консульство в Брюсселе. Была и третья Моабитская тетрадь, ее вынес из фашистской тюрьмы М. Иконников, но она, к сожалению, затерялась [2, c.60].
Бесценность Моабитских тетрадей не только в том, что они донесли до нас последние стихи Джалиля, но еще и в том, что они представляли собой единственный документ героической жизни в фашистской неволе. На одной из страниц названы друзья поэта по борьбе, названо – крупными буквами наискосок через весь лист – имя предателя. После войны он был отыскан, судим и расстрелян, имя его предано забвению.
Мусу Джалиля в июле 1944 г. перевели из Моабита в Берлинскую тюрьму Плётцензее, где он 25 августа 1944 г. был казнен на гильотине. На Родине о его судьбе ничего не было известно. В 1946 г. МГБ СССР завело на Мусу Джалиля розыскное дело. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. В апреле 1947 г. имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников [3, c.251]. Когда на Родине, наконец, появились Моабитские тетради, авторство их поначалу вызывало сомнения. Но, к счастью, они попали в руки поэта Константина Симонова, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял с погибшего клеветнические наветы и доказал истинность и эффективность борьбы с немецко-фашистскими захватчиками его подпольной группы. Статья К.М. Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет СССР в 1953 г., после чего началось триумфальное «шествие» подвига поэта и его товарищей в народное сознание. Немаловажную роль в реабилитации Мусы Джалиля сыграл и его друг, писатель Гази Кашшаф.
В 1956 г. Муса Джалиль был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 г. стал лауреатом Ленинской премии [1, c.481]. В 1966 году отмечался первый юбилей поэта, 60 лет со дня рождения, организованный в колхозе его имени, на малой родине, в селе Мустафино, где присутствовали многие знаменитые писатели и поэты из разных стран. Следующий большой юбилей, 70-летие со дня рождения Мусы Джалиля 15 февраля 1976 г., уже отмечал весь Советский Союз, в школах повсеместно проходили открытые уроки литературы и классные часы, посвященные памяти татарского поэта-героя. В городах, где когда-то жил Муса Джалиль, стали появляться памятники ему, или его бюсты. Именем Мусы Джалиля названы поселок в Татарстане, проспекты и улицы во многих городах бывшего СССР, Татарский академический государственный театр оперы и балета в Казани, целый ряд школ, библиотек и кинотеатров. Имя поэта-героя носят Фонд поддержки проекта «Дань Памяти» и с 1972 г. одна из малых планет. Музей Мусы Джалиля есть в Казани (по адресу ул. М. Горького, д.17, кв. 28, – здесь поэт жил в 1940-1941 гг.) и на его родине в селе Мустафино Шарлыкского района Оренбургской области. В латвийском городе Даугавпилсе, где со 2 сентября по 15 октября 1942 г. в лагере для советских военнопленных «Шталаг-340» содержался Муса Джалиль, установлена мемориальная доска, посвященная его памяти. Текст приведен на русском и латышском языках. Также на доске выбиты слова поэта: «Песни всегда посвящал я отчизне, ныне отчизне я жизнь отдаю …». Поэту посвящены опера композитора Назиба Жиганова «Джалиль» (либретто А. Файзи, 1957 г.), повесть Сагита Агиша «Земляки» (1964 г.), книга Ю.М. Королькова «Сорок смертей» (1960 г.).
В советское время стихи Мусы Джалиля и рассказ о его подвиге вошли в школьную программу, они присутствовали, в частности, в учебнике литературы для 10 класса [3, c.251]. Но в последние десятилетия, прошедшие после распада СССР, стихов этого выдающегося татарского поэта, как и упоминаний о нем самом, в школьных учебниках не стало. Давно не переиздаются и книги Мусы Джалиля. Это прискорбно и недопустимо, поэзия татарского поэта-героя и его подвиг неизгладимы из памяти народной, они должны жить в сердцах каждого нового поколения, для этого их надо вернуть хотя бы в школьные учебники литературы. Поэзия Мусы Джалиля и память о его беспримерном подвиге в годы Великой Отечественной войны бесконечно важны для возрождения патриотизма и духовности молодежи в нашей стране.