Обращение к проблеме повышения культуры личности, формирования культуросообразного поведения неслучайно, т.к. одной из тенденций развития высшего образования сегодня рассматривается его движение в мировую культуру. Современное высшее образование ориентирует педагогическое сообщество на подготовку конкурентоспособных, активно и свободно мыслящих студентов, готовых отвечать за свои поступки и вести себя в соответствии с нормами и правилами, которые выработаны обществом в процессе исторического развития и являются социально одобряемыми.
В связи с этим одной из важных задач является формирование культуросообразного поведения будущих специалистов, которое, с одной стороны, будет способствовать повышению профессионализма деятельности, с другой стороны, обеспечит им более высокий уровень социальной адаптации.
Однако, следует признать тот факт, что не всегда сам преподаватель являет собой «образец» человека культурного, способного своим поведением, личностными качествами задавать вектор личностно-профессионального развития обучаемых, что правомерно рассматривать в качестве противоречия, требующего своего разрешения. И разрешение этого противоречия наиболее эффективно можно осуществлять посредством повышения культуры педагогов, что представляет собой неотъемлемую часть профессиональной компетентности. Именно такой преподаватель может влиять на личностно-профессиональное становление студентов, формировать у обучаемых общепринятые и одобряемые установки, нормы, стили, способы поведения и общения с учетом тенденций развития общества, образовательных систем и в соответствии с особенностями конкретной культуры.
Решение этих задач, безусловно, находится в компетенции образовательных учреждений, что не исключает актуализацию проблемы приобщения личности к культурному наследию и в других социальных институтах. При этом каждый из социальных институтов (семья, дошкольные образовательные учреждения, школа, постшкольные учебные заведения) ставит определенные цели и задачи, выбирает конкретные технологии, методы, способы, механизмы их достижения и решения.
Для того чтобы определить приоритетные задачи и направления деятельности, условия формирования культуросообразного поведения субъектов образовательной среды высшей школы, обратимся к анализу искомых понятий: «культура», «культура поведения», «культуросообразное поведение».
В общем виде культура понимается как совокупность всех проявлений жизни, а также достижений и творчества того или иного народа или группы народов [7, с.10]; ярко выраженных черт – духовных, материальных, интеллектуальных, эмоциональных, которые в большей степени характерны для конкретного общества или социальной группы [8, с.19].
Культура рассматривается и как явление общественной жизни, способ деятельности, включающий творческую саморегуляцию личности, позволяющей ей выступать в роли субъекта, проявлять свою индивидуальность и неповторимость [9]; как способ деятельности, заимствованный опыт, способствующие приобретению новых качеств и новообразований личности [1, с.37].
Эти и другие определения позволили исследователям сделать выводы о роли культуры в развитии личности. В частности, при анализе рассматриваемого феномена отмечается, что культура как система ценностей способствует формированию ценностных потребностей и ориентаций человека [10]; обеспечивает взаимосвязь субъектов определенного общества, социальных общностей, социальных институтов [12], а также способствует формированию новых, социально одобряемых в обществе качеств и новообразований личности посредством использования исторически накопленного опыта. И этот опыт, обогащая личность, формируя ее духовную составляющую, позволяет субъекту вести себя в соответствии с теми сложившимися традициями, установками, нормами, которые не противоречат его интересам и потребностям.
Ирхин Ю.В., анализируя вопросы взаимосвязи культуры и развития личности, обращается к исследованиям Шевцова Л.И., который утверждал, что истинная культура предполагает, в первую очередь, высокий уровень духовности, гуманизма, знаний, ценностей, а также способ освоения человеком всего многообразия и богатства окружающего мира [3, с.12]. Исходя из этого можно утверждать, что целевое назначение культуры – духовное совершенствование человека как субъекта общения, познания и деятельности.
А так как неотъемлемой составляющей любой культуры является гуманистическое мировоззрение, которое, по утверждению Шиянова Е.Н., представлено системой взглядов, убеждений, идеалов, в которой каждый индивид выражает свое отношение к окружающему миру (природной и социальной среде) [13], то человек, являясь центром этого пространства, выбирает те или иные способы поведения и взаимодействия в зависимости от уровня его культуры. И это проявляется в его поведении и деятельности, в отношениях с другими людьми. Этот вывод соотносится с высказыванием Г. К. Казибековой о том, что внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека [4]. Следовательно, культура позволяет человеку становится личность и проявлять всю свои личностные качества в процессе взаимодействия с другими субъектами, определяя при этом наиболее приемлемые формы поведения.
И здесь важно рассмотреть еще одно системообразующее понятие «культура поведения». Анализ существующих исследований позволяет рассматривать культуру поведения через содержание совокупности сформированных, социальных одобряемых и значимых качеств личности, ее поступков в повседневной жизни, которые основаны на нормах нравственности, этики и культуры (М.М. Леушина, 2007); основные требования и правила человеческого общежития (Л.В. Трубайчук, 2014); обычаи, традиции, нравы, привычки, этикет и связанные с поведением этические и эстетические взгляды, которые сформированы у личности (И. Н. Курочкина, 2014); общественно полезные формы поведения в общении и деятельности (С.В. Петерина,, 2016); моральные нормы в системе наиболее значимых, жизненно важных отношений человека (Т.И. Бабаева, 2017) и др.
Сущностный анализ понятия «культура поведения» показывает, что именно культура определяет социальные нормы конкретного общества и может рассматриваться в качестве регулятора поведения человека, где ведущее значение приобретает принцип культуросообразности. И особое значение этот принцип приобретает тогда, когда речь идет об образовании как институте социализации личности, приобретающим сегодня культуросообразный или поликультурный характер.
Сама идея культуросообразности образования в современной трактовке, по мнению Карпенко Н.Н. дополняется пониманием необходимости культурной идентификации личности. А это, как утверждает исследователь, предполагает в процессе социокультурного становления личности создание условий для развития ее способности к самостоятельному выбору культурных ценностей, к определению себя в контексте этой культуры [5].
Если говорить о принципе культуросообразности, то под ним понимается максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в которой находится конкретное учебное заведение [6]; соотнесение общечеловеческих ценностей с особенностями этнической и региональных культур, сложившимися в конкретном социуме традициями и стилем социализации с целью приобщения человека к различным пластам культуры [11]. И сегодня заявленный принцип используется не только в качестве ведущего при модернизации современного образования, но и в качестве основы воспитания студентов, формирования у них требуемого уровня общей культуры, в целом, и культуросообразного поведения, в частности.
Иначе говоря, в процессе подготовки будущих специалистов необходимо создавать условия для развития тех личностных качеств студентов, которые, по мнению исследователей, позволят им на более глубоком уровне осознать собственную этническую принадлежность, актуализировать потребность приобщения к этническим, национальным и общечеловеческим духовным ценностям, включая целостную культуру вуза; научиться конструктивному диалогу в ситуации наложения или пересечения культу. В свою очередь это позволяет создавать нравственную атмосферу вуза и обусловливает культурную событийность жизни студентов [2].
Как видно, в этом высказывании уже заявлены условия, определяющие воспитание культуры поведения, основанной на принципе культурособразности: вовлеченность в диалог культур, познание традиций и норм представителей других культур; познание собственной идентичности; приобщение к воспитательным мероприятиям, направленным на адаптацию в поликультурной среде вуза и формирование конструктивных, социально одобряемых форм деятельности и поведения в этой среде.
Однако, как было заявлено выше, сформировать требуемые личностные качества и выработать стратегии поведения, основанные на принципе культуросообразности, может педагогический коллектив с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, представители которого способны демонстрировать высшие образцы культуросообразного поведения. И это соотносится с идей о том, что культурная личность имеет иную мотивацию, иные притязания, иные критерии удовлетворенности; у нее происходит полная перестройка личностной организации [1].
Можно предположить, что повышение уровня общей и профессиональной культуры преподавателей вуза наиболее эффективно можно осуществлять на этапе их включения в систему последипломного образования. Иначе говоря, система повышения квалификации является детерминирующим условием, обеспечивающим достижение не только вершин профессионального мастерства, но и личностного роста, что соотносится с высоким уровнем профессионализма личности, где важное значение имеет ее культура, включающая систему социально одобряемых ценностей, установок, позиций, стилей поведения.
Сегодня в системе повышения квалификации педагогических кадров разрабатывается и внедряется множество программ, в которых значительное место занимают вопросы развития и совершенствования требуемых для поликультурной образовательной среды личностных качеств, компетенций, установок и т.д. При этом используются как традиционные, так и активные методы обучения преподавателей, которые они, при условии успешного освоения и принятия, могут использовать в работе со студентами. И это сегодня является существенным вкладом в достижение поставленной перед высшей школой цели – подготовка конкурентоспособной личности, способной свободно мыслить, активно встраиваться в сложный многополярный мир и на высоком уровне профессионализма выполнять профессиональные функции.
Проведенный анализ показал, что современное высшее образование может решать поставленные задачи, выполнять свои функции в том случае, если при подготовке будущих специалистов будут учитываться реалии современного мира, который приобретает поликультурный. А это предполагает наличие у каждого субъекта образовательной среды того уровня культуры, который обеспечивает возможность успешно адаптироваться к новым условиям, взаимодействовать с представителями разных культур, выбирать конструктивные формы и стили поведения. Ведущая роль в решении поставленных задач принадлежит преподавателям, которые сами должны быть ориентированы не только на повышение уровня профессионализма деятельности в ситуации последипломного образования, но и на повышение профессионализма личности.
Важное место в этом процессе сегодня должны занимать вопросы совершенствования ролевого поведения, основанного на принципе культуросообразности; повышения социально-психологической компетентности посредством формирования нового опыта межличностного взаимодействия с учетом требований поликультурной среды.