Конструкция автомобиля играет значительную роль в обеспечении безопасности дорожного движения. Автомобильные заводы выпускают свою продукцию, которая отвечает современным стандартам, однако эксплуатационные факторы настолько различны, что совершенство конструкции, в отношении безопасности, установить нельзя и создать некий эталон по всем параметрам на сегодняшний день, не представляется возможным. Особое значение в конструкции автомобиля уделяется его безопасности, так как любое транспортное средство является его повышенным источником. А так как мощность разрабатываемых двигателей постоянно увеличивается, вследствие чего повышается скорость движения автомобиля, проблема обеспечения безопасности всех участников дорожного движения выходит на первый план [1, с.12].
Существует несколько видов безопасности автомобиля, такие как: активная безопасность; пассивная безопасность; послеаварийная безопасность и экологическая безопасность.
Активная безопасность автомобиля – это такое свойство транспортного средства, которое способствует предотвращению дорожно-транспортных происшествий. Данное свойство, как правило, проявляется в начальной фазе дорожно-транспортного происшествия, когда водитель способен изменить характер движения автомобиля.
Пассивная безопасность автомобиля определяется его возможностью снизить тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Период пассивной безопасности наступает тогда, когда даже, несмотря на принятые меры водителем избежать дорожно-транспортное происшествие, не удается изменить характер движения автомобиля и предотвратить ДТП. Существует два вида пассивной безопасности: внутренняя и внешняя. Внутренняя характеризует способность снижения тяжести травм водителя и пассажиров, а также сохранность грузов. Внешняя безопасность, снижает тяжесть травматизма другим участникам дорожно-транспортных происшествий. Иногда применяют термин «агрессивность» автомобиля, как понятие, обратное его внешней пассивной безопасности [2, с. 26].
Послеаварийная безопасность автомобиля – это свойство автомобиля снизить тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия после его остановки (конечная фаза ДТП). Это свойство характеризуется возможностью быстро ликвидировать последствия происшествия и предотвратить возникновение новых аварийных ситуаций.
Экологическая безопасность автомобиля – свойство автомобиля позволяющее уменьшить вред, наносимый участникам движения и окружающей среде в процессе его нормальной эксплуатации. Данный вид безопасности проявляется в повседневной эксплуатации автомобиля и отличается от вышеперечисленных видов безопасности, которые возникают лишь при дорожно-транспортном происшествии [3, с. 41].
Виды безопасности, которые мы разобрали выше, рассматриваются отдельно друг от друга, делается это в первую очередь для их более глубокого изучения. На само же деле, все они непосредственно связаны между собой и влияют друг на друга и не всегда получается провести четкую грань между ними.
Наше исследование направлено на совершенствование пассивной безопасности полноприводного автомобиля. С целью ее улучшения мы выделили несколько аспектов:
- возможность усовершенствовать условия обитания в кабине автомобиля; придать элементам салона оптимальные формы и свойства, которые исключат травмы водителя и пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях;
- осуществить разработку оптимальных требований к пассивной безопасности полноприводного автомобиля;
- определить эффективность мероприятий по повышению пассивной безопасности полноприводного автомобиля.
Для оценки пассивной безопасности автомобиля предложено несколько измерителей:
а) фактор тяжести – отношение числа погибших во время ДТП к числу раненых (1/5...1/40);
б) обобщенный фактор тяжести – отношение числа тяжелораненых и погибших к общему числу ДТП (0,05 при скорости автомобиля менее 14 м/с);
в) удельные показатели: число раненых и погибших при ДТП, отнесенные к 1 млн. жителей, 1 млн. пробега или 1 млн. автомобилей.
Например, для снижения инерционных нагрузок увеличивают продолжительность деформации деталей. С этой целью создают защитную стену вокруг водителя и пассажиров путем устройства жесткого каркаса в сочетании с легко сминающимся при ударах передней и задней частями кузова. Для защиты водителя применяют разнообразные конструкции безопасных рулевых управлений.
Таким образом, в процессе исследования представлены основные виды безопасности транспортного средства, их показатели и отличительные характеристики. Рассмотрены предложения по повышению пассивной безопасности полноприводного автомобиля.