К вопросу усовершенствования пассивной безопасности транспортного средства

В статье проводится анализ возможностей совершенствования пассивной безопасности транспортного средства, с целью снижения дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Аннотация статьи
модернизация
транспортное средство
пассивная безопасность
улучшение
Ключевые слова

Конструкция автомобиля играет значительную роль в обеспечении безопасности дорожного движения. Автомобильные заводы выпускают свою продукцию, которая отвечает современным стандартам, однако эксплуатационные факторы настолько различны, что совершенство конструкции, в отношении безопасности, установить нельзя и создать некий эталон по всем параметрам на сегодняшний день, не представляется возможным. Особое значение в конструкции автомобиля уделяется его безопасности, так как любое транспортное средство является его повышенным источником. А так как мощность разрабатываемых двигателей постоянно увеличивается, вследствие чего повышается скорость движения автомобиля, проблема обеспечения безопасности всех участников дорожного движения выходит на первый план [1, с.12].

Существует несколько видов безопасности автомобиля, такие как: активная безопасность; пассивная безопасность; послеаварийная безопасность и экологическая безопасность.

Активная безопасность автомобиля – это такое свойство транспортного средства, которое способствует предотвращению дорожно-транспортных происшествий. Данное свойство, как правило, проявляется в начальной фазе дорожно-транспортного происшествия, когда водитель способен изменить характер движения автомобиля.

Пассивная безопасность автомобиля определяется его возможностью снизить тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Период пассивной безопасности наступает тогда, когда даже, несмотря на принятые меры водителем избежать дорожно-транспортное происшествие, не удается изменить характер движения автомобиля и предотвратить ДТП. Существует два вида пассивной безопасности: внутренняя и внешняя. Внутренняя характеризует способность снижения тяжести травм водителя и пассажиров, а также сохранность грузов. Внешняя безопасность, снижает тяжесть травматизма другим участникам дорожно-транспортных происшествий. Иногда применяют термин «агрессивность» автомобиля, как понятие, обратное его внешней пассивной безопасности [2, с. 26].

Послеаварийная безопасность автомобиля – это свойство автомобиля снизить тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия после его остановки (конечная фаза ДТП). Это свойство характеризуется возможностью быстро ликвидировать последствия происшествия и предотвратить возникновение новых аварийных ситуаций.

Экологическая безопасность автомобиля – свойство автомобиля позволяющее уменьшить вред, наносимый участникам движения и окружающей среде в процессе его нормальной эксплуатации. Данный вид безопасности проявляется в повседневной эксплуатации автомобиля и отличается от вышеперечисленных видов безопасности, которые возникают лишь при дорожно-транспортном происшествии [3, с. 41].

Виды безопасности, которые мы разобрали выше, рассматриваются отдельно друг от друга, делается это в первую очередь для их более глубокого изучения. На само же деле, все они непосредственно связаны между собой и влияют друг на друга и не всегда получается провести четкую грань между ними.

Наше исследование направлено на совершенствование пассивной безопасности полноприводного автомобиля. С целью ее улучшения мы выделили несколько аспектов:

  • возможность усовершенствовать условия обитания в кабине автомобиля; придать элементам салона оптимальные формы и свойства, которые исключат травмы водителя и пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях;
  • осуществить разработку оптимальных требований к пассивной безопасности полноприводного автомобиля;
  • определить эффективность мероприятий по повышению пассивной безопасности полноприводного автомобиля.

Для оценки пассивной безопасности автомобиля предложено несколько измерителей:

а) фактор тяжести – отношение числа погибших во время ДТП к числу раненых (1/5...1/40);

б) обобщенный фактор тяжести – отношение числа тяжелораненых и погибших к общему числу ДТП (0,05 при скорости автомобиля менее 14 м/с);

в) удельные показатели: число раненых и погибших при ДТП, отнесенные к 1 млн. жителей, 1 млн. пробега или 1 млн. автомобилей.

Например, для снижения инерционных нагрузок увеличивают продолжительность деформации деталей. С этой целью создают защитную стену вокруг водителя и пассажиров путем устройства жесткого каркаса в сочетании с легко сминающимся при ударах передней и задней частями кузова. Для защиты водителя применяют разнообразные конструкции безопасных рулевых управлений.

Таким образом, в процессе исследования представлены основные виды безопасности транспортного средства, их показатели и отличительные характеристики. Рассмотрены предложения по повышению пассивной безопасности полноприводного автомобиля.

Текст статьи
  1. Афанасьев Л.Л., Дьяков А.Б., Иларионов В.А. Конструктивная безопасность автомобиля. - М.: Машиностроение, 2004 г. - 212 с.
  2. Великанов Д.П. Автомобильные транспортные средства. - М.: Транспорт, 1998 г. - 323 с.
  3. Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения. - М.: Транспорт, 2002 г. - 182 с.
  4. Иванов В.Н. Активная и пассивная безопасность автомобилей. – М.: Высшая школа, 1994 г. - 518 с.
  5. Самойлов Д.С., Шестокас В.В. Конфликтные ситуации и безопасность движения в городах. - М.: Транспорт, 1997 г. - 205 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября