Федеральный государственный стандарт, по которому работает современная начальная школа, особую роль отводит формированию у обучающихся младших классов познавательных универсальных учебных действий. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие УУД: навыки чтения и работы с информацией, общеучебные действия, логические, умения работать со знаковой информацией и моделирование, действия постановки и решения проблем [9].
Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [9]. Содержание познавательных УУД в практике работы педагога представлены как следующие итоговые (на финал обучения в начальной школе) действия учащихся:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
- использование индуктивного умозаключения;
- выведение следствий из определения понятия;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме [9].
Указанные действия формируются в практике работы по учебным предметам в начальной школе и в продолжающей урок внеурочной деятельности, в том числе и исследовательской работе школьников. Универсальные учебные действия формируются у учащихся начальной школы в течение всего периода обучения в 1-4 классах. В 1-2 классах школы акцент делается педагогом на социализацию ребенка к школьной жизни через уроки окружающего мира и создание классного коллектива, через парное взаимодействие детей на основе формирования высоких нравственных качеств. В 3-4 классах приоритет отдается работе в тройках-четвёрках и групповой работе по личным интересам и предпочтениям самих детей, комплексному применению УУД в проектных работах. По вертикали (исторический аспект) и горизонтали (географический аспект) расширяются и программные материалы по краеведению через знакомство детей с конкретным муниципалитетом, регионом в целом, а также через знакомство с историей и культурой города Белгорода и области, гимназии № 5, семейными и региональными традициями. Эта развивающая работа осуществлялась на основе личностного и системно-деятельностного подхода к детям как основы Стандарта с учетом принципа социального партнерства.
Важной теоретической основой нашего педагогического исследования стали историческая, педагогическая и методическая литература, работы по краеведению, исследования М.С. Жирова, С.И. Ботовой, В.В. Овчинникова, Б.И. Осыкова, Т.М. Стручаевой, Р.Л. Рождественской, Е.П. Кондаковой, Т.А. Приставкиной, Е.В. Шварева, С.Н. Шевченко и других белгородских краеведов и педагогов-специалистов по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников и студентов, использованию музейной педагогики в духовно-нравственном развитии детей [10-14].
В соответствии с требованиями ФГОС НОО в предмете «Окружающий мир» выделено 15 часов на изучение темы «Родной край – частица Родины» [1, 6, 7]. Цель изучения краеведческого модуля - формирование целостной картины мира младшего школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области; формирование метапредметных УУД.
Региональный краеведческий модуль «Белгородоведение» является составной частью курса окружающего мира предметной области «Обществознание и естествознание». Краеведческий модуль рассчитан разработчиками примерно на 16 часов – один краеведческий урок в учебную четверть. Часть краеведческого материала может быть логично интегрирована в другие уроки рабочей программы по окружающему миру. Учитывая междисциплинарный характер краеведения, региональный материал включается также педагогами в уроки по другим предметам учебного плана начальной школы (литературное чтение, технология, изобразительное искусство и др.) [1, 6, 7].
По указанным в Примерной региональной программе по «Белгородоведению» темам педагог выстраивал совместную работу с региональными музеями. При этом использовались такие формы внеурочной деятельности, как: интегрированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий, беседы, праздники, краеведческие исследования, акции, защита презентаций, походы и экспедиции по родным местам, фестивали, краеведческие конференции, создание и работа школьных мини-музеев, конкурсы, краеведческие викторины, написание сочинений, подготовка портфолио по краеведению и др. Кроме того, учебные занятия по окружающему миру и внеурочная деятельность реализовывались часто вне стен классной комнаты – в музеях, библиотеках, микрорайоне школы, парке, на берегу Везёлки, в зоопарке и др. [2, 3, 4, 8]. Например: учащиеся класса посещали Белгородский зоопарк, участвовали в его мероприятиях: помогали в сборе овощей для животных, в изготовлении кормушек и сборе корма для зимующих птиц. Полученный природоохранный опыт и эмоциональные впечатления, новые знания о животных зоопарка дополняли затем содержание страниц учебника по окружающему миру.
Во время экскурсий в Белгородский государственный историко-краеведческий музей учащиеся работали по путеводителям, подготовленных сотрудниками музея: «Удивительный мир природы» (творческие задания по залу природы для младших школьников и их родителей); «Волшебный лес чудес»; «Тайны народного мастерства» и др.
При реализации учебного раздела «Человек и общество» знакомили первоклассников в первую очередь со школой – гимназией №5, начинали с экскурсии к геральдическому уголку в вестибюле школы. Дети знакомились с символами нашей Родины и Белгородской области, с символами города Белгорода, с портретами руководителей государства и региона. Обязательным элементом этой экскурсии является посещение памятных мест школы и знакомство со стендами о лучших выпускниках нашей образовательной организации и материалами по истории гимназии. Осенью 2020 года гимназии № 5 исполнилось 55 лет. На праздничных мероприятиях школы присутствовали дети и родители учащихся, на праздничной выставке были представлены также материалы из жизни класса, исследовательские проекты школьников.
Логическим продолжением работы в так называемую «первую половину дня» – урочную - является экскурсионная, туристская деятельность, поездки по родному краю, посещение музейных уроков и других мероприятий. Такая деятельность позволяет расширить познавательные интересы учащихся, углубить программное содержание уроков окружающего мира и других предметов, позволяет также лучше закрепить знания по окружающему миру. Важным результатом соединения урочной работы с внеурочной деятельностью детей патриотического содержания является усвоение не только системы краеведческих знаний, но и формирование положительного отношения к знакомству и изучению региональных раритетов, региональных брендов, культурно-исторических ценностей. Приводим перечень наших экскурсий и поездок с учащимися в учебное и каникулярное время, во время работы школьного летнего оздоровительного лагеря:
1 класс: Экскурсии и прогулки в микрорайоне гимназии. Поездка в Белгородский зоопарк и Динопарк.
2 класс: Прохоровское поле. Звонница. Парк «Ключи». Центр развития в селе Купино.
3 класс: Борисовка. Заповедник «Белогорье». Борисовская фабрика керамики.
4 класс: Поклонный Крест. Монастырский лес. Ротонда. Ботанический сад БелГУ.
Союзниками педагога и учащихся в экскурсионной работе являются родители детей, без помощи которых экскурсии и поездки были бы невозможны. По материалам экскурсий и поездок обязательно проводим в классе обмен впечатлениями, пишем с детьми устные и письменные мини-сочинения, делаем мини-выставки фотографий и рисунков. Помещаем их в краеведческом уголке класса и делаем их достоянием родителей
Ученые-историки говорят, что дети хорошо усваивают историю, путешествуя от памятника к памятнику. Микрорайон школы позволяет провести экскурсии к стеле «Белгород - город воинской славы», Вечному огню, памятнику первому актеру России М.С.Щепкину. Это на Соборной площади. А в парке Победы – Аллея Героев Советского Союза и Героев России, памятник Георгию Жукову, живые машины-герои Великой Отечественной войны. В микрорайоне школы находятся также памятный знак Кириллу и Мефодию, памятник дирижеру Дегтяреву у здания музыкального училища, памятный уголок, посвященный городам-побратимам города Белгорода. Совсем новый памятник – памятник Богдану Хмельницкому у Славянского центра Белгорода. Географию Белгородской области мы изучаем на Соборной площади – у карт и гербов муниципальных центров и города Белгорода. История Великой Отечественной войны дополнительно к учебнику окружающего мира изучается нами в том числе и на экскурсиях по микрорайону, в парк Победы, в исторические музеи города.
Полученные на экскурсиях впечатления учащиеся затем реализуют в своей исследовательской работе по темам региональной истории, культуры края, его экономики. Руководителями детских проектов наряду с учителем являются также родители учащихся. Именно в проектной работе ярко проявляются универсальные учебные действия школьников, уровень владения ими.
В урочной и внеурочной деятельности с детьми педагог использует следующие методические приемы и виды работы: рассказ учителя (экскурсовода) о регионе; рассмотрение и изучение краеведческой литературы и музейных артефактов; включение в урок математики готовых задач с региональным содержанием, а также коллективное составление таких задач совместно с учащимися; выполнение предложенной в учебнике системы заданий об окружающем мире и выполнение заданий на региональном материале; ознакомительные и тематические экскурсии по школе, школьной территории, микрорайону, населённому пункту; выполнение проектных и исследовательских заданий по материалам учебной книги «Окружающий мир» и собственных исследовательских проектов учащихся; работа в паре постоянного состава (1 класс), переменного состава (2-4 классы) и малой группе (3-4 класс) с использованием материалов учебников, рабочих тетрадей, хрестоматий и дополнительной справочной литературы по белгородоведению; приобщение родителей учащихся класса к творческой исследовательской и проектной деятельности своих детей, участию в конкурсах проектов и др.
Именно они обеспечивают эффективность работы с детьми по формированию основ гражданственности и патриотизма. В ходе интегрированной образовательной деятельности совместно с родителями и учреждениями культуры у учащихся укреплялись учебно-познавательные мотивы и интересы, формировались и развивались познавательные универсальные учебные действия, расширялись и обогащались знания о родном крае, формировалось адекватное отношение к региональным ценностям - историческим, культурным, экологическим, экономическим, к семейным традициям и традициям нашего края.