Адаптация одаренных детей к условиям школы-интерната

В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью целенаправленного управления процессом социальной адаптации одаренных детей к условиям обучения и проживания в школе-интернате. Приведены данные экспериментальной работы по формированию адаптации к условиям школы-интерната. Эмпирически доказана эффективность проводимых в школе-интернате для одаренных детей педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса адаптации обучающихся к условиям школы-интерната.

Аннотация статьи
адаптация
социальная адаптация
одаренные дети
школа-интернат
педагогический эксперимент
Ключевые слова

В настоящее время основная задача всей системы образования, связанная с формированием всесторонне и гармонично развитой личности, предполагает дифференцированный, индивидуально ориентированный подход к воспитанию и обучению детей и подростков. Для обеспечения максимального раскрытия способностей и талантов школьников в различных областях: творчестве, спорте, интеллектуальной сфере – создаются специализированные учебные заведения. Чаще всего – это учреждения интернатного типа, поскольку именно в таких учреждениях возможно создать наиболее оптимальные условия для развития одаренности обучающихся в конкретной сфере. Для работы в подобных интернатных учреждениях привлекаются педагоги, обладающие высоким профессионализмом и глубокими знаниями в области преподаваемых предметов [1].

В школах-интернатах значительное время уделяется развитию специальных способностей обучающихся, исходя из специфики их одаренности. Это занятия тем или иным видом спорта, музыкой, вокалом, художественным творчеством, научно-исследовательской деятельностью. При этом условия обучения и проживания в интернатных учреждениях заметно отличаются от одновременного проживания в семье и обучения в общеобразовательных школах. Эти отличия заключаются в том, что:

– школьники проживают отдельно от семьи;

– обучение и вся жизнь в условиях школы-интерната происходят в строго регламентированных условиях;

– обучающимся необходимо формировать межличностные отношения на различных уровнях: со сверстниками и педагогами [3].

Все это требует от детей и подростков адаптации к условиям пребывания в интернатном учреждении.

В самом общем виде понятие адаптации связано с приспособлением субъекта к изменяющимся условиям среды. В контексте приспособления обучающихся к условиям школы-интерната речь идет о социальной адаптации, которая представляет собой процесс приспособления человека к изменившимся условиям окружающей социальной среды, интеграцию личности в новые социальные группы, принятие ценностей и норм новой социальной среды [2]. Рассматривая процесс адаптации одаренных детей к условиям школы-интерната, можно отметить значительную сложность и длительность данного процесса, что требует приложения усилий всего педагогического коллектива интернатного учреждения.

В связи с этим в Президентской школе-интернате для одаренных детей была построена и экспериментально апробирована модель управления процессом адаптации обучающихся к условиям школы-интерната. Эта модель была построена на основе соблюдения таких педагогических условий, как:

– определение форм и технологий управления системой адаптации обучающихся в учреждениях интернатного типа;

– подготовка педагогических работников школы-интерната к решению проблем адаптации одаренных детей в образовательной организации;

– учет индивидуальных образовательных потребностей детей, стимулирование их творческой активности.

Данные педагогические условия были реализованы в школе-интернате в урочной и внеурочной деятельности воспитанников посредством создания в интернатном учреждении среды успешности, участия обучающихся в Российском движении школьников и взаимодействия с обучающимися и их родителями в социальных сетях. Также была проведена работа по дополнительной профессиональной подготовке педагогов к работе с творчески одаренными детьми.

Данная модель была экспериментально апробирована в условиях ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» (г. Йошкар-Ола) период 2018–2019 учебного года на выборке обучающихся пятых классов, поступивших в школу из школ районов республики. Эффективность выделенных педагогических условий была проверена. В ходе оценки уровня адаптации обучающихся к условиям школы-интерната при помощи адаптированной анкеты Н. Лускановой, экспертной оценки адаптированности детей к школе (авторы – В. И. Чирков, О. Л. Соколова, О. В. Сорокина), а также в результате применения опросника личностной ориентации А. Маслоу были выявлены следующие показатели

Таблица 1

Результаты изучения адаптации обучающихся к условиям школы-интерната на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Этап эксперимента

Анкета Н. Лускановой

Экспертные

оценки

Личностный опросник А. Маслоу

Констатирующий этап

12,8

15,97

7,27

Контрольный этап

24,07

24,47

9,07

Сопоставление средних арифметических значений показателей адаптации обучающихся к условиям школы-интерната показало, что показатель школьной мотивации вырос почти в двое, на 11,27 баллов, показатель экспертных оценок адаптации обучающихся к условиям школы-интерната, вырос на 8,5 баллов, а показатель благоприятной адаптации улучшился на 2,2 балла. Полученные результаты позволяют говорить, что реализованные педагогические условия способствовали положительной социальной адаптации обучающихся к условиям интернатного учреждения.

Достоверность роста социальной адаптации обучающихся к условиям интернатного учреждения, была доказана при статистическом сравнении данных по t-критерию Стьюдента (таблица 2).

Таблица 2

Результаты изучения адаптации обучающихся к условиям школы-интерната на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по t-критерию Стьюдента

Этап эксперимента

Анкета Н. Лускановой

Экспертные оценки

Личностный опросник А. Маслоу

t- эмпирическое

14,4

8,9

6,9

t- критическое

2

2

2

Все полученные эмпирические значения t-критерия Стьюдента превышают критические (для уровня значимости р=0,05), что говорит о статистической значимости роста социальной адаптации обучающихся к условиям школы-интерната.

Таким образом, процесс социальной адаптации обучающихся к условиям школы-интерната для одаренных детей происходит успешно, если реализуются педагогические условия.

Текст статьи
  1. Кашин С.Г. Абилитационно-воспитательное пространство – императив качества образования в школе-интернате. / С.Г. Кашина, И.П. Чепурышкин // Слвременные проблемы науки и образования. – 2014. - №4. – С. 121.
  2. Колчина К.С. Особенности социальной адаптации детей и подростков, живущих в учреждениях интернатного типа / К.С. Колчина, Н.Н. Зыкова // В сб.: Инновации и пути их внедрения в практику социальной деятельности. Межвузовский сборник статей. – Йошкар-Ола, 2016. – С. 14-17.
  3. Савельникова И.К. Социально-педагогическое сопровождение адаптации учащихся к условиям образовательного учреждения / И.К. Савельникова // В сб.: Студенческая наука: проблемы, тенденции и перспективы развития. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет». – 2018. – С. 223-230.
Список литературы