В настоящее время основная задача всей системы образования, связанная с формированием всесторонне и гармонично развитой личности, предполагает дифференцированный, индивидуально ориентированный подход к воспитанию и обучению детей и подростков. Для обеспечения максимального раскрытия способностей и талантов школьников в различных областях: творчестве, спорте, интеллектуальной сфере – создаются специализированные учебные заведения. Чаще всего – это учреждения интернатного типа, поскольку именно в таких учреждениях возможно создать наиболее оптимальные условия для развития одаренности обучающихся в конкретной сфере. Для работы в подобных интернатных учреждениях привлекаются педагоги, обладающие высоким профессионализмом и глубокими знаниями в области преподаваемых предметов [1].
В школах-интернатах значительное время уделяется развитию специальных способностей обучающихся, исходя из специфики их одаренности. Это занятия тем или иным видом спорта, музыкой, вокалом, художественным творчеством, научно-исследовательской деятельностью. При этом условия обучения и проживания в интернатных учреждениях заметно отличаются от одновременного проживания в семье и обучения в общеобразовательных школах. Эти отличия заключаются в том, что:
– школьники проживают отдельно от семьи;
– обучение и вся жизнь в условиях школы-интерната происходят в строго регламентированных условиях;
– обучающимся необходимо формировать межличностные отношения на различных уровнях: со сверстниками и педагогами [3].
Все это требует от детей и подростков адаптации к условиям пребывания в интернатном учреждении.
В самом общем виде понятие адаптации связано с приспособлением субъекта к изменяющимся условиям среды. В контексте приспособления обучающихся к условиям школы-интерната речь идет о социальной адаптации, которая представляет собой процесс приспособления человека к изменившимся условиям окружающей социальной среды, интеграцию личности в новые социальные группы, принятие ценностей и норм новой социальной среды [2]. Рассматривая процесс адаптации одаренных детей к условиям школы-интерната, можно отметить значительную сложность и длительность данного процесса, что требует приложения усилий всего педагогического коллектива интернатного учреждения.
В связи с этим в Президентской школе-интернате для одаренных детей была построена и экспериментально апробирована модель управления процессом адаптации обучающихся к условиям школы-интерната. Эта модель была построена на основе соблюдения таких педагогических условий, как:
– определение форм и технологий управления системой адаптации обучающихся в учреждениях интернатного типа;
– подготовка педагогических работников школы-интерната к решению проблем адаптации одаренных детей в образовательной организации;
– учет индивидуальных образовательных потребностей детей, стимулирование их творческой активности.
Данные педагогические условия были реализованы в школе-интернате в урочной и внеурочной деятельности воспитанников посредством создания в интернатном учреждении среды успешности, участия обучающихся в Российском движении школьников и взаимодействия с обучающимися и их родителями в социальных сетях. Также была проведена работа по дополнительной профессиональной подготовке педагогов к работе с творчески одаренными детьми.
Данная модель была экспериментально апробирована в условиях ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» (г. Йошкар-Ола) период 2018–2019 учебного года на выборке обучающихся пятых классов, поступивших в школу из школ районов республики. Эффективность выделенных педагогических условий была проверена. В ходе оценки уровня адаптации обучающихся к условиям школы-интерната при помощи адаптированной анкеты Н. Лускановой, экспертной оценки адаптированности детей к школе (авторы – В. И. Чирков, О. Л. Соколова, О. В. Сорокина), а также в результате применения опросника личностной ориентации А. Маслоу были выявлены следующие показатели
Таблица 1
Результаты изучения адаптации обучающихся к условиям школы-интерната на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Этап эксперимента |
Анкета Н. Лускановой |
Экспертные оценки |
Личностный опросник А. Маслоу |
Констатирующий этап |
12,8 |
15,97 |
7,27 |
Контрольный этап |
24,07 |
24,47 |
9,07 |
Сопоставление средних арифметических значений показателей адаптации обучающихся к условиям школы-интерната показало, что показатель школьной мотивации вырос почти в двое, на 11,27 баллов, показатель экспертных оценок адаптации обучающихся к условиям школы-интерната, вырос на 8,5 баллов, а показатель благоприятной адаптации улучшился на 2,2 балла. Полученные результаты позволяют говорить, что реализованные педагогические условия способствовали положительной социальной адаптации обучающихся к условиям интернатного учреждения.
Достоверность роста социальной адаптации обучающихся к условиям интернатного учреждения, была доказана при статистическом сравнении данных по t-критерию Стьюдента (таблица 2).
Таблица 2
Результаты изучения адаптации обучающихся к условиям школы-интерната на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по t-критерию Стьюдента
Этап эксперимента |
Анкета Н. Лускановой |
Экспертные оценки |
Личностный опросник А. Маслоу |
t- эмпирическое |
14,4 |
8,9 |
6,9 |
t- критическое |
2 |
2 |
2 |
Все полученные эмпирические значения t-критерия Стьюдента превышают критические (для уровня значимости р=0,05), что говорит о статистической значимости роста социальной адаптации обучающихся к условиям школы-интерната.
Таким образом, процесс социальной адаптации обучающихся к условиям школы-интерната для одаренных детей происходит успешно, если реализуются педагогические условия.