Дошкольное время – очень важный период в жизни ребенка. И то, насколько успешным будет ребенок в дошкольном учреждении, будет зависеть его дальнейшее обучение в школе. Адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению определяется множеством факторов. Наиболее важными среди них являются характеристики семейных отношений, особенно отношений между детьми и родителями.
Поэтому тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации детей к дошкольным учреждениям сегодня не менее актуальна. Когда педагоги и родители работают вместе, чтобы обеспечить заботу, эмоциональный комфорт и интересную жизнь в детском саду и дома, это будет ключом к лучшему процессу адаптации маленьких детей в детском саду.
Период адаптации – сложное время для ребенка. В этот период тяжело не только детям, но и родителям. Поэтому большое значение имеет сотрудничество родителей и воспитателей [1, с. 58].
Актуальность исследования обусловлена работой воспитателя с родителями, которая является одним из условий успешной адаптации детей в детских садах. Все стороны образовательного процесса только выигрывают от сотрудничества родителей и воспитателей. Адаптация родителей к детскому саду менее болезненна, чем собственная адаптация ребенка.
Адаптация будет успешна только при правильном родительском подходе. Правильно настроить ребенка и эмоционально подготовить его к посещению детского сада является одной из важных задач родителей.
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является актуальной проблемой. Например, трудности во взаимоотношениях между семьей и образовательными учреждениями часто связаны с сомнениями и непониманием взаимных ожиданий. Проблема непонимания между детским садом и семьей ложится на детей.
Главная цель основных форм взаимодействия семей и дошкольных учреждений – это необходимость выстраивания доверительных отношений с родителями, детьми и воспитателями, объединять их в команду, разделять и решать проблемы вместе. Мы знаем, что должны максимально использовать педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и найти новые формы современного сотрудничества с родителями.
Изучением данной проблемы занимались отечественные и зарубежные психологи и педагоги, в том числе А.Н. Леонтьев, Е.А. Кудрявцева, Н.В. Евдокимова, А.В. Меренков, Н.В. Додокина, Р.Ш. Хабибуллина.
Они рассматривали условия для повышения образовательной культуры родителей с учетом необходимости решения таких проблем, как взаимодействие между семьями и дошкольными образовательными учреждениями.
Растущий интерес к проблеме адаптации личности детей раннего возраста связан со значительными изменениями, происходящими в современном обществе. Самая сложная адаптация происходит с маленькими детьми, когда родители решают, что их ребенок будет ходить в детский сад.
В понимании Л.С. Выготского адаптация - неотъемлемое свойство всего живого. Но человек – это не только живой организм, но и очень сложная биосоциальная система. Как часть животного мира, люди приобрели способность адаптироваться от животных, что является важным фактором самосохранения человека. В педагогике термин «адаптация» означает приспособление к условиям жизни или приспособление человека к социальной среде [3, с. 126].
По мнению О.Г. Заводчиковой, тип поведения ребенка в первые дни пребывания в дошкольном образовательном учреждении, а также период адаптации к новым социальным условиям зависят от особенностей личности. Дети одного возраста ведут себя по-разному [2, с. 34].
Выделяют два критерия успешной адаптации ребенка в детском саду: внешняя адекватность поведения и внутренний комфорт. В результате исследования адаптации детей учеными разных стран было выделено три стадии процесса адаптации:
- острая стадия, когда у ребенка могут быть частые заболевания, плохое настроение, проблемы со сном и отсутствие желания ходить в сад. Длиться данный период может около 1 месяца;
- в подострой стадии ребенок постепенно привыкает к новым условиям и его поведение нормализуется. Данный период длится 3-5 месяцев;
- стадия компенсации, в этом случае дети начинают вести себя спокойно и с удовольствием ходят в детский сад, в результате темпы развития психологических процессов ускоряются [5, с. 84].
Для успешной адаптации ребенка необходимо сформировать положительное отношение к дошкольному учреждению. Это зависит, в первую очередь, от воспитателя, умения и желания создать в группе атмосферу доброты, тепла и интереса.
Воспитатели должны знать родителей ребенка, и обсудить с ними основные особенности занятий группы. Общение с родителями должно быть обязательным в работе воспитателя, так как процесс общения позволяет получить полную информацию о ребенке, такую как:
- качество развития культурных и санитарных навыков (пользуется ли туалетом сам, умывается, принимает пищу и т. д.);
- здоровье, физическое развитие ребенка, и тяжесть перенесенных заболеваний;
- наиболее частую реакцию детей на новое окружение, незнакомцев;
- уровень владения навыками ситуативного делового общения, независимо от того, готов ли он участвовать в процессе сотрудничества со взрослыми, как действует с игрушками.
Для того чтобы ребенок спокойно приспособился к другой среде, воспитатели могут предложить родителям свободно навещать детей, и ребенок смог приспособиться к ситуации и поиграть с игрушками. Также можно приглашать родителей на прогулку с ребенком, чтобы он мог поучаствовать в играх с другими детьми.
Для успешной адаптации чрезвычайно важны благоприятные условия, создаваемые группой. Во-первых, воспитатель должен убедить ребенка, называть его так же как его зовут родители, потому что имя ребенка близко. Приятный контакт со взрослыми в этот период изменений и приспособлений к окружающей среде очень важен для ребенка. Работа педагога - установить этот контакт с ребенком. Во-вторых, воспитатель всегда должен быть с ребенком, знакомить его с другими детьми и приглашать их поиграть вместе. Предложить ребенку выбрать шкафчик самостоятельно и положить там какую-нибудь игрушку или вещь.
Так же, чтобы уменьшить беспокойство ребенка, воспитатели могут попросить родителей принести в группу его любимые игрушки, а также небольшой альбом с фотографиями родителей, или попросить маму или папу оставить любую вещь, которая будет напоминать ребенку о родителях [4, с. 215].
Воспитателям нелегко в то время, когда дети привыкают к среде в дошкольных образовательных учреждениях, а иногда дети не готовы адаптироваться к новой среде и не имеют положительного отношения к учреждениям. Во-первых, члены семьи, как и дети, привыкают к потребностям дошкольных образовательных учреждений и испытывают страх (тревогу) за ребенка. Позитивное отношение к детским садам для построения отношений между воспитателями и детьми необходимо, чтобы дети чувствовали себя комфортно и избегали проблем с адаптацией, которые возникают.
Эффективная форма сотрудничества воспитателей с родителями позволяет активизировать и обогатить образовательные навыки родителей, и поддержать уверенность в образовательных способностях не только во время адаптации детей раннего возраста к дошкольным образовательным учреждениям, но и в будущем. Повышение деятельности родителей при сотрудничестве ДОУ создают условия для адаптации и развития детей. Исследования ученых выявили, что около 85-93% родителей активно участвуют в родительско-детских ассоциациях и праздниках.
Кроме того, родители должны поддерживать ребенка в течение всего периода нахождения в детском саду. Родителям нужно быть готовым к тому, что этот период будет непростым и ребенку потребуется много времени, терпения и внимания.
Поступление ребенка в ДОУ связано с необходимостью адаптироваться к новым социальным ситуациям, потребностям и нормам, а также с освоением новых социальных ролей в отношении со сверстниками и взрослыми. Адаптивный процесс - важная часть онтогенного развития [4, с. 117].
Адаптационный процесс ребенка зависит от того, как воспитатели и психологи понимают потребности, интересы и склонности ребенка, в том числе знают, как своевременно уменьшить и снять стресс в необычной обстановке. Также необходимо умение взаимодействовать с семьей для решения проблем реализации дома режимных моментов ДОУ.
Поэтому сложность адаптации в основном состоит в том, что дети остаются на какое-то время без родителей в незнакомой среде. Это означает, что необходимо познакомиться с дошкольным учреждением, где находятся родители, чтобы дети чувствовали себя комфортно с родителями и были свободны от эмоциональных переживаний страха и разлуки с родителями.
Когда дети ходят в детские сады это является показателем успешности или неудачи в адаптации. Дети чувствуют внимание и заботу взрослых. Неправильное отношение во время адаптации к признакам настойчивости или слез ребенка не только задерживает сам процесс адаптации, но и создает негативное отношение к детскому дошкольному учреждению.
Если ребенок улыбается, двигается и пытается рассказать о своих впечатлениях взрослому, тогда можно говорить об успешной адаптации к дошкольным условиям. Этот успех основан на образовательных навыках воспитателей, а также на заботливом отношении родителей.
В заключении я бы хотела отметить, что очевидная важность адаптации проблемы детей к дошкольным учреждениям является основой для разработки руководящих принципов родительской образовательной поддержки для дошкольных учреждений сразу после успешного периода адаптации. Это зависит от согласованности воспитателя и семейного поведения, ориентированного на развитие ребенка. Воспитательная поддержка в дошкольных образовательных учреждениях – важнейшая мера поддержки процесса адаптации детей раннего возраста. В настоящее время накоплено много положительного опыта по приему детей в организацию детских садов. Практикуется работа с родителями, воспитатели начинают знакомиться с детьми до того, как они пойдут в ясли, и такая же система внедряется в детских садах.