Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

В статье исследуются и анализируются особенности организации взаимодействия с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ. Статья обобщает практический опыт советских и российских ученых. Детально рассматриваются виды адаптации детей в ДОУ.

Аннотация статьи
адаптационный процесс
адаптация
дошкольное время
критерии адаптации
стадии адаптации
Ключевые слова

Дошкольное время – очень важный период в жизни ребенка. И то, насколько успешным будет ребенок в дошкольном учреждении, будет зависеть его дальнейшее обучение в школе. Адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению определяется множеством факторов. Наиболее важными среди них являются характеристики семейных отношений, особенно отношений между детьми и родителями.

Поэтому тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации детей к дошкольным учреждениям сегодня не менее актуальна. Когда педагоги и родители работают вместе, чтобы обеспечить заботу, эмоциональный комфорт и интересную жизнь в детском саду и дома, это будет ключом к лучшему процессу адаптации маленьких детей в детском саду.

Период адаптации – сложное время для ребенка. В этот период тяжело не только детям, но и родителям. Поэтому большое значение имеет сотрудничество родителей и воспитателей [1, с. 58].

Актуальность исследования обусловлена работой воспитателя с родителями, которая является одним из условий успешной адаптации детей в детских садах. Все стороны образовательного процесса только выигрывают от сотрудничества родителей и воспитателей. Адаптация родителей к детскому саду менее болезненна, чем собственная адаптация ребенка.

Адаптация будет успешна только при правильном родительском подходе. Правильно настроить ребенка и эмоционально подготовить его к посещению детского сада является одной из важных задач родителей.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является актуальной проблемой. Например, трудности во взаимоотношениях между семьей и образовательными учреждениями часто связаны с сомнениями и непониманием взаимных ожиданий. Проблема непонимания между детским садом и семьей ложится на детей.

Главная цель основных форм взаимодействия семей и дошкольных учреждений – это необходимость выстраивания доверительных отношений с родителями, детьми и воспитателями, объединять их в команду, разделять и решать проблемы вместе. Мы знаем, что должны максимально использовать педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и найти новые формы современного сотрудничества с родителями.

Изучением данной проблемы занимались отечественные и зарубежные психологи и педагоги, в том числе А.Н. Леонтьев, Е.А. Кудрявцева, Н.В. Евдокимова, А.В. Меренков, Н.В. Додокина, Р.Ш. Хабибуллина.

Они рассматривали условия для повышения образовательной культуры родителей с учетом необходимости решения таких проблем, как взаимодействие между семьями и дошкольными образовательными учреждениями.

Растущий интерес к проблеме адаптации личности детей раннего возраста связан со значительными изменениями, происходящими в современном обществе. Самая сложная адаптация происходит с маленькими детьми, когда родители решают, что их ребенок будет ходить в детский сад.

В понимании Л.С. Выготского адаптация - неотъемлемое свойство всего живого. Но человек – это не только живой организм, но и очень сложная биосоциальная система. Как часть животного мира, люди приобрели способность адаптироваться от животных, что является важным фактором самосохранения человека. В педагогике термин «адаптация» означает приспособление к условиям жизни или приспособление человека к социальной среде [3, с. 126].

По мнению О.Г. Заводчиковой, тип поведения ребенка в первые дни пребывания в дошкольном образовательном учреждении, а также период адаптации к новым социальным условиям зависят от особенностей личности. Дети одного возраста ведут себя по-разному [2, с. 34].

Выделяют два критерия успешной адаптации ребенка в детском саду: внешняя адекватность поведения и внутренний комфорт. В результате исследования адаптации детей учеными разных стран было выделено три стадии процесса адаптации:

  • острая стадия, когда у ребенка могут быть частые заболевания, плохое настроение, проблемы со сном и отсутствие желания ходить в сад. Длиться данный период может около 1 месяца;
  • в подострой стадии ребенок постепенно привыкает к новым условиям и его поведение нормализуется. Данный период длится 3-5 месяцев;
  • стадия компенсации, в этом случае дети начинают вести себя спокойно и с удовольствием ходят в детский сад, в результате темпы развития психологических процессов ускоряются [5, с. 84].

Для успешной адаптации ребенка необходимо сформировать положительное отношение к дошкольному учреждению. Это зависит, в первую очередь, от воспитателя, умения и желания создать в группе атмосферу доброты, тепла и интереса.

Воспитатели должны знать родителей ребенка, и обсудить с ними основные особенности занятий группы. Общение с родителями должно быть обязательным в работе воспитателя, так как процесс общения позволяет получить полную информацию о ребенке, такую как:

  • качество развития культурных и санитарных навыков (пользуется ли туалетом сам, умывается, принимает пищу и т. д.);
  • здоровье, физическое развитие ребенка, и тяжесть перенесенных заболеваний;
  • наиболее частую реакцию детей на новое окружение, незнакомцев;
  • уровень владения навыками ситуативного делового общения, независимо от того, готов ли он участвовать в процессе сотрудничества со взрослыми, как действует с игрушками.

Для того чтобы ребенок спокойно приспособился к другой среде, воспитатели могут предложить родителям свободно навещать детей, и ребенок смог приспособиться к ситуации и поиграть с игрушками. Также можно приглашать родителей на прогулку с ребенком, чтобы он мог поучаствовать в играх с другими детьми.

Для успешной адаптации чрезвычайно важны благоприятные условия, создаваемые группой. Во-первых, воспитатель должен убедить ребенка, называть его так же как его зовут родители, потому что имя ребенка близко. Приятный контакт со взрослыми в этот период изменений и приспособлений к окружающей среде очень важен для ребенка. Работа педагога - установить этот контакт с ребенком. Во-вторых, воспитатель всегда должен быть с ребенком, знакомить его с другими детьми и приглашать их поиграть вместе. Предложить ребенку выбрать шкафчик самостоятельно и положить там какую-нибудь игрушку или вещь.

Так же, чтобы уменьшить беспокойство ребенка, воспитатели могут попросить родителей принести в группу его любимые игрушки, а также небольшой альбом с фотографиями родителей, или попросить маму или папу оставить любую вещь, которая будет напоминать ребенку о родителях [4, с. 215].

Воспитателям нелегко в то время, когда дети привыкают к среде в дошкольных образовательных учреждениях, а иногда дети не готовы адаптироваться к новой среде и не имеют положительного отношения к учреждениям. Во-первых, члены семьи, как и дети, привыкают к потребностям дошкольных образовательных учреждений и испытывают страх (тревогу) за ребенка. Позитивное отношение к детским садам для построения отношений между воспитателями и детьми необходимо, чтобы дети чувствовали себя комфортно и избегали проблем с адаптацией, которые возникают.

Эффективная форма сотрудничества воспитателей с родителями позволяет активизировать и обогатить образовательные навыки родителей, и поддержать уверенность в образовательных способностях не только во время адаптации детей раннего возраста к дошкольным образовательным учреждениям, но и в будущем. Повышение деятельности родителей при сотрудничестве ДОУ создают условия для адаптации и развития детей. Исследования ученых выявили, что около 85-93% родителей активно участвуют в родительско-детских ассоциациях и праздниках.

Кроме того, родители должны поддерживать ребенка в течение всего периода нахождения в детском саду. Родителям нужно быть готовым к тому, что этот период будет непростым и ребенку потребуется много времени, терпения и внимания.

Поступление ребенка в ДОУ связано с необходимостью адаптироваться к новым социальным ситуациям, потребностям и нормам, а также с освоением новых социальных ролей в отношении со сверстниками и взрослыми. Адаптивный процесс - важная часть онтогенного развития [4, с. 117].

Адаптационный процесс ребенка зависит от того, как воспитатели и психологи понимают потребности, интересы и склонности ребенка, в том числе знают, как своевременно уменьшить и снять стресс в необычной обстановке. Также необходимо умение взаимодействовать с семьей для решения проблем реализации дома режимных моментов ДОУ.

Поэтому сложность адаптации в основном состоит в том, что дети остаются на какое-то время без родителей в незнакомой среде. Это означает, что необходимо познакомиться с дошкольным учреждением, где находятся родители, чтобы дети чувствовали себя комфортно с родителями и были свободны от эмоциональных переживаний страха и разлуки с родителями.

Когда дети ходят в детские сады это является показателем успешности или неудачи в адаптации. Дети чувствуют внимание и заботу взрослых. Неправильное отношение во время адаптации к признакам настойчивости или слез ребенка не только задерживает сам процесс адаптации, но и создает негативное отношение к детскому дошкольному учреждению.

Если ребенок улыбается, двигается и пытается рассказать о своих впечатлениях взрослому, тогда можно говорить об успешной адаптации к дошкольным условиям. Этот успех основан на образовательных навыках воспитателей, а также на заботливом отношении родителей.

В заключении я бы хотела отметить, что очевидная важность адаптации проблемы детей к дошкольным учреждениям является основой для разработки руководящих принципов родительской образовательной поддержки для дошкольных учреждений сразу после успешного периода адаптации. Это зависит от согласованности воспитателя и семейного поведения, ориентированного на развитие ребенка. Воспитательная поддержка в дошкольных образовательных учреждениях – важнейшая мера поддержки процесса адаптации детей раннего возраста. В настоящее время накоплено много положительного опыта по приему детей в организацию детских садов. Практикуется работа с родителями, воспитатели начинают знакомиться с детьми до того, как они пойдут в ясли, и такая же система внедряется в детских садах.

Текст статьи
  1. Волкова, А.С. Болкунова В.В. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – 234 с.
  2. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребёнка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей [Текст] / О. Г. Заводчикова. – Москва: Просвещение, 2014. – 79 с.
  3. Парамонова, Л. А. Дошкольное и начальное образование. История и современность: Уч. пособ. для студ. высш. уч. зав.– М.: ИЦ «Академия»,2014. – 240 с.
  4. Рощина, Е.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – 324 с.
  5. Трофимова, О.В. Волкова Т.М., Галка Н.А. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – 268 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 06 августа по 12 августа
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
16 августа
Загрузка в eLibrary
16 августа
Рассылка печатных экземпляров
26 августа