Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.
А взрослые должны приложить немало усилий,
чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
В.А. Сухомлинский
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Мир мысли ребенка напрямую зависит от его связной речи. Связность мыслей – это связность речи. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Будет ли ребенок успешно учиться в школе, во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, самостоятельно излагать свои, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Это две основные формы – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Очень важно развитие обеих форм связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.
Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Существуют требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
- Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чём они говорят;
- Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
- Последовательность;
- Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз.
Культура изложения в широком смысле слова:
- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
- интонационная выразительность речи,
- достаточная громкость,
- отчётливость произношения.
Задачи и содержание обучения монологической речи.
Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
Выделяют типы монологов:
Описание – это характеристика предмета.
Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Рассказ – это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определенного содержания.
В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребёнку способы связей в предложении, задаёт схему высказываний («Пошёл зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объём.
В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, даётся представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз… собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»).
При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Если монологическая речь развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется приём словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
Работа по развитию связной речи трудоёмка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть чёткой, грамматически правильной, эмоциональной.
Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребёнком.
Последовательность работы над связной речью:
- воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи:
- работа над пересказом;
- работа над составлением рассказа-описания;
- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
- работа над самостоятельным рассказом.
Приёмы работы по формированию связной речи.
- Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
- Чтение рассказов или сказок.
- Беседа (диалог).
Т.А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы по развитию связной речи.
- Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
- Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.
- Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.
- Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин
- Составление рассказа по серии сюжетных картин.
- Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.
- Составление рассказа по одной сюжетной картине
- Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (схем для составления описательных и сравнительных рассказов).
- Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.
В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.
Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые для неё качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь сложный, интересный и вполне доступный для него путь.
Для эффективного формирования связной речи необходимо обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Целесообразно использовать на занятиях и в свободной деятельности яркое наглядное оформление, разнообразные методы и приёмы, закреплять полученные детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.
В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.