научный журнал «Актуальные исследования» #40 (67), октябрь '21

Важные направления в обучении формирования связной речи у детей дошкольного возраста

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь. Поэтому в статье затронули важные направления в обучении формирования связной речи у детей дошкольного возраста.

Аннотация статьи
рассказ
монолог
коммуникативная речь
описание
повествование
рассуждение
диалог
пересказ
связная речь
Ключевые слова

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.
А взрослые должны приложить немало усилий,
чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
В.А. Сухомлинский

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Мир мысли ребенка напрямую зависит от его связной речи. Связность мыслей – это связность речи. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Будет ли ребенок успешно учиться в школе, во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, самостоятельно излагать свои, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Это две основные формы – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Очень важно развитие обеих форм связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.

Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Существуют требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

  • Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чём они говорят;
  • Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
  • Последовательность;
  • Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
  • Правильный ритм, отсутствие длительных пауз.

Культура изложения в широком смысле слова:

  • правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
  • интонационная выразительность речи,
  • достаточная громкость,
  • отчётливость произношения.

Задачи и содержание обучения монологической речи.

Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

Выделяют типы монологов:

Описание – это характеристика предмета.

Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.

Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.

Рассказ – это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определенного содержания.

В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребёнку способы связей в предложении, задаёт схему высказываний («Пошёл зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объём.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).

В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, даётся представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз… собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»).

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

Если монологическая речь развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется приём словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.

Работа по развитию связной речи трудоёмка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть чёткой, грамматически правильной, эмоциональной.

Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребёнком.

Последовательность работы над связной речью:

  • воспитание понимания связной речи;
  • воспитание диалогической связной речи;
  • воспитание монологической связной речи:
  • работа над пересказом;
  • работа над составлением рассказа-описания;
  • работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
  • работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
  • работа над самостоятельным рассказом.

Приёмы работы по формированию связной речи.

  1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
  2. Чтение рассказов или сказок.
  3. Беседа (диалог).

Т.А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы по развитию связной речи.

  1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
  2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.
  3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.
  4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин
  5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
  6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.
  7. Составление рассказа по одной сюжетной картине
  8. Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (схем для составления описательных и сравнительных рассказов).
  9. Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.

В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.

Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые для неё качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь сложный, интересный и вполне доступный для него путь.

Для эффективного формирования связной речи необходимо обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Целесообразно использовать на занятиях и в свободной деятельности яркое наглядное оформление, разнообразные методы и приёмы, закреплять полученные детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.

В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.

Текст статьи
  1. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно (система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет), Москва, 2004 г.
  2. Ткаченко Т.А. Формирование связной речи, «Сборник упражнений и методических рекомендаций», Москва, 2003 г.
  3. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности, Москва, 1974 г.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, Санкт-Петербург, 2001 г.
  5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии, Москва, 1989 г.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля