Введение. Волейбол (англ. volleyball от volley – «удар с лёту» и ball – «мяч») при кажущейся простоте достаточно сложная игра. В этой статье рассматриваются элементы и техника игры, а также методика обучения этим элементам студентов университетов. Приводятся некоторые оригинальные методики, в частности, в таких важных элементах игры в волейбол, как прием и передача мяча. Рассматриваемая методика опробована в течение многих на занятиях по физической культуре студентов, специализирующихся в волейболе в Уральском федеральном университете в Екатеринбурге.
Элементы волейбола. Как известно [1, 3] волейбол состоит из следующих элементов: подача, приём, передача (пас), нападающий удар, блок. Подача мяча производится из-за лицевой линии волейбольной площадки. Ни в коем случае нельзя заступать за лицевую линию до момента подкидывания (подброса) мяча. Подача бывает нижняя, верхняя, крученая, планирующая и силовая в прыжке. Самая легкая: нижняя. Подходит новичкам. Мяч в таком случае бьются снизу тыльной стороной ладони. Выходит своего рода «свечка». Самая сложная: силовая в прыжке. Является элементом нападающего удара, практикуется профессионалами или очень хорошими. Подача должна быть нацелена в поле противника и максимально трудная для приёма. Методика обучения подаче хорошо известна [1, 3]. Отметим лишь, что в вузе целесообразно обучать студентов подаче мяча сверху, которая заключается в следующем. Перед каждой подачей игроку нужно успокоиться, постучать о пол (почеканить) мячом, чтобы прочувствовать его, и без спешки выйти на место для подачи – за 1-2 шага от лицевой линии волейбольной площадки. После свистка судьи у подающего есть 8 секунд для подачи мяча (рис.).
Рис. Подача мяча сверху
Техника выполнения такой подачи очевидна. Нужно подбросить мяч на нужную высоту, зависящую от роста подающего и сильно ударить по мячу ладонью или кулаком (так обычно поступают девушки-студентки), так чтобы мяч перелетел через сетку на площадку команды-противника. При этом если подающий студент – правша при подаче левая нога ставится впереди и наоборот. Вес тела переносится на опорную ногу – правую, если подающий правша, на левую, если – левша. Ноги на ширине плеч. Методика тренировки подачи обучающимися хорошо известна [1, 3]. В основном удачная подача получается после многократных выполнений этого упражнения. Кроме того, студенты записавшиеся в специализированные группы волейбола знают, любят эту игру и хорошо овладели техникой, например, выполнения подачи сверху на занятиях физкультурой в школе. Авторы не будут останавливаться на описании этих известных методики и перейдут к описанию методики тренировки учащимися второй важнейшей фазы игры в волейбол – приёму мяча. Приём мяча. Приём мяча осуществляется двумя способами – сверху и снизу. В методике тренировки учащихся в этом элементе предложить что-то новое достаточно сложно. Это в основном достигается участием студентов в игровой части учебного занятия. Очевидно, что такие игры проводятся на каждом занятии и преподаватель может, по ходу дела, что-то подсказать или показать обучающемуся. Более тренируемым, с точки зрения авторов, представляется следующий элемент игры в волейбол – передача мяча.
Верхняя передача мяча. Обучение технике верхней передачи мяча. Цель данной работы и обосновать некоторую оригинальную сточки зрения авторов составляющая часть тренировки этого упражнения. Отметим сразу, что эта методика успешно применяется на занятиях в учебных группах волейбола в вузах Екатеринбурга. Основная задача передающего направить мяч в нужную точку или область для последующей атаки другим игроком команды. Здесь как известно широко применяются в тренировочном процессе ударные подкидывания пальцами кистей мяча вверх – до 40 повторений за один подход. Это, безусловно, полезное упражнение, как и перепасовки мяча двумя игроками друг другу. При этом иногда приходится осуществлять и прием и передачу мяча снизу. Авторы статьи эффективно используют следующее упражнение. На стене на некоторой высоте – большей чем рост обучающегося рисуется круг или окружность диаметром примерно 60 сантиметров. Студент встает на некотором расстоянии от стенки и посылает (пасует) мяч в стенку так, чтобы он попадал в круг или хотя бы достаточно близко к его границе. Отражаясь от стенки, мяч возвращается назад к пасующему и цикл повторяется снова. При многократных повторениях этого упражнения достигается, вообще говоря, некоторая меткость при попадании паса в реальной игре в нужную точку. Тренировка следующих за передачей (пасом) мяча элементов игры в волейбол – атакующего удара, блока и других осуществляется по известным методикам [1] и достигается в основном опытным путём при непосредственной игре на площадке. Конечно же эффективность занятия во многом зависит от качества разминки в начале учебного занятия перед выполнением указанных упражнения и непосредственно игры команда на команду. С комплексом разминочных упражнений можно ознакомиться, например, в работе автора [2]. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что регулярные занятия волейболом прививают студентам (обучающимся) – юношам и девушкам навыки коллективизма и имеют несомненный воспитательный характер.