Главная
АИ #2 (5)
Статьи журнала АИ #2 (5)
Некоторые оригинальные элементы методики преподавания волейбола на занятиях физи...

Некоторые оригинальные элементы методики преподавания волейбола на занятиях физической культуры в вузе

Автор(-ы):

Красовская Валентина Ивановна

Прохорова Ольга Викторовна

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

волейбол
коллектив
верхняя подача мяча
прием мяча
воспитание

Аннотация статьи

Рассматривается методика преподавания на занятиях по физической культуре студентам вузов, специализирующихся в волейболе. Предлагаются и обосновываются некоторые оригинальные элементы методики. Подчеркивается влияние игры в волейбол, как коллективного вила спорта на сплочённость студентов и имеющего определенное воспитательное значение.

Текст статьи

Введение. Волейбол (англ. volleyball от volley – «удар с лёту» и ball – «мяч») при кажущейся простоте достаточно сложная игра. В этой статье рассматриваются элементы и техника игры, а также методика обучения этим элементам студентов университетов. Приводятся некоторые оригинальные методики, в частности, в таких важных элементах игры в волейбол, как прием и передача мяча. Рассматриваемая методика опробована в течение многих на занятиях по физической культуре студентов, специализирующихся в волейболе в Уральском федеральном университете в Екатеринбурге.

Элементы волейбола. Как известно [1, 3] волейбол состоит из следующих элементов: подача, приём, передача (пас), нападающий удар, блок. Подача мяча производится из-за лицевой линии волейбольной площадки. Ни в коем случае нельзя заступать за лицевую линию до момента подкидывания (подброса) мяча. Подача бывает нижняя, верхняя, крученая, планирующая и силовая в прыжке. Самая легкая: нижняя. Подходит новичкам. Мяч в таком случае бьются снизу тыльной стороной ладони. Выходит своего рода «свечка». Самая сложная: силовая в прыжке. Является элементом нападающего удара, практикуется профессионалами или очень хорошими. Подача должна быть нацелена в поле противника и максимально трудная для приёма. Методика обучения подаче хорошо известна [1, 3]. Отметим лишь, что в вузе целесообразно обучать студентов подаче мяча сверху, которая заключается в следующем. Перед каждой подачей игроку нужно успокоиться, постучать о пол (почеканить) мячом, чтобы прочувствовать его, и без спешки выйти на место для подачи – за 1-2 шага от лицевой линии волейбольной площадки. После свистка судьи у подающего есть 8 секунд для подачи мяча (рис.).

Рис. Подача мяча сверху

Техника выполнения такой подачи очевидна. Нужно подбросить мяч на нужную высоту, зависящую от роста подающего и сильно ударить по мячу ладонью или кулаком (так обычно поступают девушки-студентки), так чтобы мяч перелетел через сетку на площадку команды-противника. При этом если подающий студент – правша при подаче левая нога ставится впереди и наоборот. Вес тела переносится на опорную ногу – правую, если подающий правша, на левую, если – левша. Ноги на ширине плеч. Методика тренировки подачи обучающимися хорошо известна [1, 3]. В основном удачная подача получается после многократных выполнений этого упражнения. Кроме того, студенты записавшиеся в специализированные группы волейбола знают, любят эту игру и хорошо овладели техникой, например, выполнения подачи сверху на занятиях физкультурой в школе. Авторы не будут останавливаться на описании этих известных методики и перейдут к описанию методики тренировки учащимися второй важнейшей фазы игры в волейбол – приёму мяча. Приём мяча. Приём мяча осуществляется двумя способами – сверху и снизу. В методике тренировки учащихся в этом элементе предложить что-то новое достаточно сложно. Это в основном достигается участием студентов в игровой части учебного занятия. Очевидно, что такие игры проводятся на каждом занятии и преподаватель может, по ходу дела, что-то подсказать или показать обучающемуся. Более тренируемым, с точки зрения авторов, представляется следующий элемент игры в волейбол – передача мяча.

Верхняя передача мяча. Обучение технике верхней передачи мяча. Цель данной работы и обосновать некоторую оригинальную сточки зрения авторов составляющая часть тренировки этого упражнения. Отметим сразу, что эта методика успешно применяется на занятиях в учебных группах волейбола в вузах Екатеринбурга. Основная задача передающего направить мяч в нужную точку или область для последующей атаки другим игроком команды. Здесь как известно широко применяются в тренировочном процессе ударные подкидывания пальцами кистей мяча вверх – до 40 повторений за один подход. Это, безусловно, полезное упражнение, как и перепасовки мяча двумя игроками друг другу. При этом иногда приходится осуществлять и прием и передачу мяча снизу. Авторы статьи эффективно используют следующее упражнение. На стене на некоторой высоте – большей чем рост обучающегося рисуется круг или окружность диаметром примерно 60 сантиметров. Студент встает на некотором расстоянии от стенки и посылает (пасует) мяч в стенку так, чтобы он попадал в круг или хотя бы достаточно близко к его границе. Отражаясь от стенки, мяч возвращается назад к пасующему и цикл повторяется снова. При многократных повторениях этого упражнения достигается, вообще говоря, некоторая меткость при попадании паса в реальной игре в нужную точку. Тренировка следующих за передачей (пасом) мяча элементов игры в волейбол – атакующего удара, блока и других осуществляется по известным методикам [1] и достигается в основном опытным путём при непосредственной игре на площадке. Конечно же эффективность занятия во многом зависит от качества разминки в начале учебного занятия перед выполнением указанных упражнения и непосредственно игры команда на команду. С комплексом разминочных упражнений можно ознакомиться, например, в работе автора [2]. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что регулярные занятия волейболом прививают студентам (обучающимся) – юношам и девушкам навыки коллективизма и имеют несомненный воспитательный характер.

Список литературы

  1. Беляев А.И., Савинова М.В. Волейбол: Учебник для вузов. – М.: Физкультура и спорт, 2006. 360 с.
  2. Красовская В.И., Матвеева Е.С. Бег, прыжки, метания. Учебное пособие. – Екатеринбург: УрГАУ, 2019. 76 с. (ISBN 978-5-87203-426-1).
  3. https://www.google.com/search?q=%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D0%BE%D0%BB.

Поделиться

6297

Красовская В. И., Прохорова О. В. Некоторые оригинальные элементы методики преподавания волейбола на занятиях физической культуры в вузе // Актуальные исследования. 2020. №2 (5). С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/300-nekotorie-originalnie-elementi-metodiki

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля