Контроль – неотъемлемый компонент любой деятельности человека. Контроль применяется как элемент «обратной связи» во всех областях жизни общества, в том числе и в сфере управления различными социальными системами (процессами).
В социально-экономической сфере, под контролем как функцией управления, понимают и проверку объектов для удостоверения в соответствии нормативами, и наблюдение, надзор за чем-либо или кем-либо в целях проверки, и испытание. Контроль позволяет выявлять, корректировать и исправлять отклонения в управленческом цикле, обеспечивая более эффективное достижение поставленных целей. Цель контроля не только в выявлении и анализе результатов деятельности. Контроль помогает в оптимальном расходовании различных ресурсов организации, обеспечивает готовность организации к различным (внутренним и внешним, социальным и экономическим) переменам, а также продуктивность деятельности и устойчивость развития [3].
Контроль, осуществляемый в различных сферах жизнедеятельности человека, способствует решению следующих задач:
- обеспечение обратной связи – получение экспресс-информации о процессе осуществления той или иной деятельности и ходе выполнения управленческих решений;
- получение актуальной текущей информации для принятия решения в условиях неопределенности;
- обеспечение своевременного контроля как условие предупреждения возникновения кризисных ситуаций;
- поддержка эффективных и удачных направлений в различных сферах деятельности.
Контроль, как и любая деятельность, осуществляется на основе соблюдения определенных принципов, которые формируют методологическую основу – фундамент для разработки системы и осуществления контрольной деятельности.
Принцип связи контроля с функциями управления. Контроль является одной из составляющих и неотъемлемой частью управленческой деятельности в любой сфере. И все участники системы (организации) должны понимать значимость контроля для организации эффективной работы, а не воспринимать контроль как недоверие к сотрудникам.
Принцип объективности. Оценка и принятие соответствующих решений при осуществлении контроля, не должны допускать личных симпатий или антипатий субъекта контроля. Только опора на объективные показатели, понятные каждому работнику при осуществлении контрольной деятельности, обеспечит эффективную работу.
Принцип учета специфики деятельности. Выбор средств и методов контроля должны определяться характером деятельности определенной системы (организации) и соответствовать ее миссии, функциями, стратегии.
Принцип гибкости контроля. Определение стандартов и показателей контроля должны постоянно перепроверяться и быть актуальными. В соответствии с изменением самих стандартов и система контроля должна адаптироваться к этим изменениям.
Принцип ориентации на стандарты. При определении стандартов контроля качественные показатели должны быть ясными и однозначными для понимания, а количественные отражать показатели результативности и эффективности деятельности.
Принцип активности контроля. Контрольная деятельность должна осуществляться систематично и своевременно. Только в этом случае она дает возможность вовремя обнаружить отклонения и устранить их.
Принцип экономичности означает, что временные и экономические затраты на ее осуществление не должны превышать преимущества от использования этой системы контроля.
Принцип учета человеческого фактора. Контрольная деятельность отражает личностные характеристики, как самого руководителя, так и сотрудников при ее осуществлении и при выработке решений.
Пересмотр всех функциональных компонентов процесса управления современными системами (организациями) в связи с социально-экономическими преобразования, определили необходимость строить процесс управления на основе новых научных подходов, их оптимального и целесообразного сочетания. Опора на принципы и функции менеджмента при организации управленческой деятельности, предусматривающие переориентацию на взаимодействие и стремление к достижению единых целей при учете личных и общественных интересов, определили изменения в каждом из ее компонентах, в том числе и контроле.
Общей тенденцией развития контроля, как функции управления становится усиление его адаптивности к изменениям во внешней и внутренней среде, переориентация целей и нормативов с промежуточных процессов и этапов на получение высоких конечных результатов. В условиях современного процесса управления развитие обновленной системы контроля обеспечивается через реализацию нескольких направлений ее организации [1].
Децентрализация. Контрольная деятельность в организациях должна основываться на децентрализации, т.е. распределение и закрепление контрольных функций не только за руководителем организации, но и другими лицами и структурными подразделениями, непосредственно участвующие или заинтересованные в эффективной работе данной системы. Это могут быть потребители и заказчики той или иной продукции или услуги, общественные организации, руководители структурных подразделений и т.д.
Изменение содержания контроля и новые методы его организации. Новый подход в менеджменте основывается на контроле не затрат и промежуточных показателей, а на измерении и оценивании реального результата. Контроль при адекватном и эффективном управлении должен перерасти в самоконтроль. Также важно, чтобы контроль основывался не на одностороннем воздействии, а опирался на диалог и обратную связь. Методы контроля должны создавать условия для обмена информацией, которая с одной стороны, обеспечивает эффективное и оперативное решение управленческих задач, и с другой, дает возможность подчиненным работать точнее.
Развитие новых информационных систем. Использование новых информационных технологий обеспечивает автоматизацию процесса управления и контроля. Современные телекоммуникационные технологии дают возможность оперативно организовывать контроль и анализировать содержание полученной информации.
Повышение роли общественного контроля. В связи с расширением полномочий организаций в выборе направлений и методов осуществления деятельности, в настоящее время повышается роль общественного и внутреннего контроля в различных сферах деятельности человека. В сфере образования и науки также существует общественный контроль, который в настоящее время является неотъемлемым компонентом развития системы образования.
Введение института общественного контроля в образовании позволяет обеспечить защиту прав и свобод всех потребителей образовательных услуг, дает возможность гражданам получать объективную информацию о деятельности государственных органов управления образованием и деятельности самих образовательных организаций, участвовать в публичных обсуждениях, принимаемых решений в сфере образования и др.
Одной из форм общественного контроля, реально функционирующих в современной системе образования РФ, является независимая оценка качества образования. Развитие этой формы общественного контроля, т.е. организация проведения всесторонней независимой оценки деятельности образовательных организаций, качества предоставляемых ими услуг – одно их актуальных направлений развития контрольной деятельности в области образования. Введение новых федеральных образовательных стандартов значительно расширило возможности участия общественности в управлении и контроле за качеством образования. В данном случае субъектами контроля могут быть общественные и общественно-профессиональные объединения, негосударственные некоммерческие организации, отдельные эксперты [2].
Таким образом, являясь важной составляющей функционирования и развития современной системы образования, контроль и его эффективность остается одной из наиболее обсуждаемых и актуальных проблем современности. Построение оптимальной и действующей системы контроля – задача сложная, но необходимая для предупреждения кризисных ситуаций в системе (организации) и мобилизации ресурсов для достижения эффективных результатов деятельности.