Главная
АИ #40 (67)
Статьи журнала АИ #40 (67)
Организация образовательного процесса для повышения мотивации школьников

Организация образовательного процесса для повышения мотивации школьников

Автор(-ы):

Павлова Ольга Александровна

Бородич Виктория Александровна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

мотивация школьников
родительские установки
профориентация
самореализация подростков

Аннотация статьи

В статье рассматривается грамотная организация образовательного процесса и влияние родительских установок в качестве главных факторов, оказывающих влияние на мотивацию школьников.

Текст статьи

Задавал ли кто-то вопрос, зачем современные дети посещают в школу. Чтобы получить знания? Потому, что это нужда? Или собственная мотивация на получение профессии? У современных детей, к сожалению, абсолютно нет истинного представления о реальности посещения школы. Для них это системное передвижение, которого требует общество. Дети не испытывают мотивации к обучению, не понимают, зачем учить предметы, которые в дальнейшем им не понадобятся [1]. Они не оценивают знания как возможность самоутверждения, самореализации, получения престижной профессии. А какая она, престижная профессия? Кто определяет ее престиж? 

Каждый человек строит свою жизнь на убеждениях, которые либо приобретаются с опытом, либо закладываются в нас родители. Такие себе “Жизненные установки”, которые зачастую нам мешают жить и делать собственный выбор.

Известный исследователь психотерапии Клаус Граве изучал психологические базовые потребности человека и их значение. Он выделил 4 потребности, в которых нуждается каждый человек для успешной самореализации (рис.):

  • потребность в привязанности,
  • потребность в самостоятельности и контроле,
  • потребность в положительных эмоциях (радости),
  • потребность в признании и собственном достоинстве [2].

Рис. Базовые потребности человека

Та или иная потребность в какой-то мере не удовлетворяется у подрастающего поколения из-за некомпетентного подхода к воспитанию со стороны родителей. Базовая потребность в самостоятельности формируется в первые 6 лет жизни ребенка. Именно в это время малыш хочет проявить себя, просит маму сделать что-то самому. Часто родители не готовы осознать, что ребенок может справиться самостоятельно. В этот момент они не только пренебрегают его важнейшей потребностью в становлении личности (быть самостоятельным), но приносят травмирующий опыт “Мама мне не доверяет”, “Я ничего не могу сам”. В дальнейшем отношения между родителями и ребенком складываются по двум возможным сценариям:

  1. Семья находится в постоянном конфликте. Подросток протестует против всего и делает назло родителям, в итоге уходя в девиантное или делинквентное поведение.
  2. Подросток становится инфантильным и безразличным. Он смирился с тем, что не управляет своей жизнью, и плывет по течению. 

Такие жизненные установки в обоих вариантах к подростковому возрасту становятся тяжелой ношей. Ребенок не способен принимать решения, не знает, чего хочет от школы и учебы. Не может определиться с кружками, факультативами, профилем обучения. За такого ребенка родители делают выбор во всем, в том числе, кем быть, какую профессию получить. Часто выбор продиктован либо нереализованными желаниями родителей, либо связями или возможностями поступления в определенное учебное заведение [3].

Проводя диагностику профессионального самоопределения учащихся, педагоги-психологи часто сталкиваются с обесцениванием рабочих профессий. Причиной этого являются семейные установки. Родители используют рабочий класс профессий как “бабайку” из детских сказок: “Не будешь учиться, пойдешь работать сапожником или дворником. Будешь грязным и неухоженным”, “Не будешь работать головой, будешь работать руками”, “Пойдешь на завод за гроши работать”.

Представления детей о мире профессий очень сильно отличается от реальности. Они видят себя блогерами, дизайнерами, моделями, выбирая профессию, где не надо много знаний и усилий, с их точки зрения. 

Заранее решив, что знания им не нужны, дети открыто демонстрируют свою пассивность в обучении. В отдельных случаях дети точно знают, что родители организуют им зачисление в ВУЗ, позволяют себе хамить педагогам, тем самым показывая свое безразличие к их урокам.

В западных странах количество ВУЗов ограничено, и они имеют не только престиж, но и высокую конкуренцию при зачислении. Чтобы поступить в ВУЗ нужно иметь не только высокий уровень знания, но и сильную мотивацию к выбранной профессии. Профориентационная работа начинается еще в начальной школе, без вмешательства родительских установок. В дальнейшем дети выбирают для обучения те предметы, которые им интересны и связаны с будущей профессией. Благодаря этому, практически все выпускники школы знают, кем они хотят быть, и прикладывают усилия для достижения успеха. Они получают ту профессию, в которой в полной мере могут раскрыться их таланты и способности, принося максимальную пользу экономике страны.

На постсоветском пространстве, несмотря на мировой прогресс, практически не изменилась система образования. Предметы для изучения не меняются десятилетиями (меняется лишь количество часов их изучения), несмотря на изменившиеся потребности общества. К родительским установкам, которые мы перечислили выше, добавляются общеобразовательные установки:

  1. Учреждение образования ориентируется на интеллектуально одаренных детей в ущерб другим видам одаренности. Творческий ребенок имеет 1 час ИЗО и 4 часа математики. В таком режиме он не способен проявить себя, и его мотивация к обучению падает, что приводит к низкой успеваемости.
  2. Дети с низким интеллектуальным уровнем, находясь в одном классе с интеллектуально одаренными детьми, чувствуют свою ущербность, что тоже снижает их мотивацию к обучению.
  3. Высокоинтеллектуальные дети, находясь в среднестатистическом коллективе, не имеют возможности для полного раскрытия своих способностей. Из-за отсутствия здоровой учебной конкуренции, у них развивается чувство собственного превосходства, нарциссизм и эгоцентризм.

В отличие от образования, система объединений по интересам, факультативов, кружков значительно изменилась. Во времена СССР все они были бесплатны, и посещать их мог абсолютно любой ребенок. Дети проводили время с удовольствием, занимаясь любимым делом. Сегодня большинство кружков, факультативов проводится на платной основе, да и мотивация детей давно сменилась на увлечение гаджетами. В государственных учреждениях нет доступных современных кружков, таких как киберспорт, робототехника, дизайн, программирование, основы маркетинга. Талантливые дети вынуждены ограничиваться небольшим выбором бесплатных кружков.

Современный мир сегодня изменился, и нам просто необходимо искать новые возможности повышения учебной мотивации учащихся. Наше будущее находится под угрозой регресса. И каждый из нас должен внести свой вклад в становление личности подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер. – 2000. – 512 с.
  2. Шталь С. Ребенок в тебе должен обрести дом. Вернуться в детство, чтобы исправить взрослые ошибки / С. Шталь. – М.: Эксмо. – 2020. – 304 с.
  3. Гиппенрейтер Ю. Как учиться с интересом / Ю. Гиппенрейтер. – М.: АСТ. – 2019.– 128 с.

Поделиться

1403

Павлова О. А., Бородич В. А. Организация образовательного процесса для повышения мотивации школьников // Актуальные исследования. 2021. №40 (67). С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/3003-organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-dlya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля