Главная
АИ #40 (67)
Статьи журнала АИ #40 (67)
Видовая типологизация информационных технологий, применяемых в высшей военной шк...

Видовая типологизация информационных технологий, применяемых в высшей военной школе

Автор(-ы):

Нагорный Евгений Алексеевич

Левченко Георгий Николаевич

Секция

Информационные технологии, телекоммуникации

Ключевые слова

информационная технология
информационные технологии обработки данных
информационные технологии управления
информационные технологии автоматизации организации
информационные технологии поддержки принятия решений

Аннотация статьи

В данной статье приведена видовая типологизация информационных технологий, применяемых в высшей военной школе.

Текст статьи

Информационная технология в образовании – это совокупность способов, методов и программно-технических средств, обеспечивающих выполнение информационных процессов образовательной деятельности: сбор, преобразование, хранение, обработка, передача, распространение, тиражирование учебных материалов, а также анализ, принятие управленческих решений и контроль исполнения – с точки зрения функций управления высшей военной школой [1, 2].

Основными составляющими информационной технологии являются: элементарные операции с клавиатурой и мышью (например, ввод символа, выбор пункта меню и т.п.)технологические действия (совокупность элементарных операций (например, сохранение файла выбор диска, папки, ввод имени файла)технологические операции (совокупность технологических действий и элементарных операций – например, создание архивного файла)технологические этапы (состоят из технологических операций и действий и реализуют длительные технологические процессы – например, формирование и печать текстового документа) [1, 2, 3].

По выполняемым функциям информационные технологии делятся на:

  • информационные технологии обработки данных;
  • информационные технологии управления;
  • информационные технологии автоматизации организации;
  • информационные технологии поддержки принятия решений.

Информационные технологии обработки данных предназначены для решения задач, по которым имеются входные данные и известны алгоритмы их обработки. Технологии применяются на уровне исполнителей невысокой квалификации в целях автоматизации постоянно повторяющихся операций.

Сбор данных предполагает запись в базу данных всех проведенных операций образовательного процесса.

В процессе обработки данных используются следующие типовые технологические операции:

  • сортировка, с помощью которой упорядочиваются данные;
  • вычисления, включающие арифметические и логические операции;
  • агрегирование, служащее для уменьшения количества данных и реализуемое в форме расчетов итоговых и средних значений;
  • поиск и фильтрация.

Хранение данных реализуется путем создания баз данных. Отчеты создаются как периодически (в конце занятия или в конце семестра (месяца), например), так и по запросу пользователя в электронном виде или в виде документа.

Информационные технологии управления предназначены для ин­формационного обеспечения лиц, принимающих решения. Обрабатываемая информация при этом представлена в агрегированном виде и имеет вид управленческих отчетов (суммирующих, сравнительных и т.п.), содержащих данные о текущем состоянии дел и прогнозе их развития, необходимые для анализа возможных решений (например, сведения о наличии денежных средств на счете) [5].

В суммирующих отчетах данные сгруппированы, отсортированы и представлены в виде итоговых значений.

Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или сгруппированные по различным признакам (например, по периодам), и используются в целях сравнения.

Информационные технологии автоматизации офиса (организации) предназначена для организации и поддержки коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой за счет использования компьютерных сетей и других средств передачи и работы с информацией [5].

Основным инструментарием подобных информационных технологий является программное обеспечение: текстовый и табличный процессор, электронная почта, система автоматизации документооборота и контроля исполнения, система управления проектами. Многие из перечисленных задач решаются с помощью MS Office.

Информационные технологии поддержки принятия решений [5] предназначены для аналитического обеспечения принимаемых решений. Выработка решения, что является основной целью данной технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют: система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и оператор, задающий входные данные и оценивающий полученные варианты возможных решений. Окончательное решение принимается оператором.

К отличительным характеристикам данных технологий можно отнести:

  • ориентацию на решение слабо структурированных задач (не имеющих четкого алгоритма решения);
  • сочетание традиционных методов информационных технологий обработки, управления, автоматизации офиса (сортировка, вычисления, агрегирование, формирование отчетов) с возможностями математических моделей.

Все вышеперечисленные информационные технологии могут быть реализованы в режиме централизованной (все данные хранятся и об­рабатываются на центральной ЭВМ, доступ к данным осуществляется с терминалов) или децентрализованной обработки данных (данные и их обработка распределены между рабочими станциями и серверами в компьютерной сети).

Хочется отметить, что информационные технологии тесно связаны с информационными системами, которые выступают для них основной средой функционирования.

Под информацией образовательного процесса понимается информация, которая возникает в процессе образовательной деятельности и используется для управления этой деятельностью.

Процесс управления образовательной деятельностью является информационным процессом.

Потоки информации образовательной деятельности, используемой в учебном процессе и процессе управления организацией, дискретны и состоят из отдельных элементов, называемых единицами информации. К их числу относятся символы, реквизиты, показатели, записи, документы, массивы, подсистемы и системы информации.

Для реализации технологического процесса по сбору, обработке, хранению, передаче информации комплексно используются информационные технологии (обработки данных, управления, автоматизации офиса, поддержки принятия решений).

Основным программно-техническим средством реализации инфор­мационных технологий является информационные системы.

Информационная система представляется, как человеко-компьютерная система, предназначенная для сбора и обработки информации, а также поддержки принятия решений с использованием компьютерной информационной технологии [2].

Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программное обеспечение, информационные массивы и базы данных, персонал, средства связи и телекоммуникации.

Основная цель информационной системы, является реализация информационной технологии (организация хранения, обработки, передачи информации и т.п.).

Понятия "информационная технология" и "информационная система" тесно взаимосвязаны, но в то же время имеются существенные отличия. Функционирование информационной системы невозможно без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне среды информационной системы, однако высокая эффективность информационной технологии достигается только в информационных системах, разработанных с учетом специфики соответствующих технологических операций.

По степени автоматизации информационных процессов в организации информационные системы делятся на [4]:

  • неавтоматизированные ИС (без использования современных средств автоматизации);
  • автоматизированные (в процессе обработки информации участвуют оператор и компьютер);
  • автоматические (все операции по обработке информации выполняются без участия человека).

Все современные ИС являются автоматизированными.

По функциональному признаку (применительно к деятельности производственного объекта) информационные системы делятся на:

  • управленческие (планирование и управление учебным процессом);
  • финансовые (бухгалтерский учет, зарплата, финансовый анализ и прогнозирование);
  • кадровые (работа с кадрами, ведение служебной документации, планирование подготовки кадров).

По уровням управления информационные системы делятся на:

  • информационные системы операционного уровня (постоянно действующая ИС для исполнителей, обрабатывающая данные о жизнедеятельности организации в том числе успеваемости (расписание занятий, графики сдачи сессии, экзаменационные ведомости, и т.п.), данная информационная система является основным источником данных для остальных типов ИС);
  • информационные системы специалистов (автоматизация офисной деятельности и решение специальных задач - например, САПР);
  • информационные системы руководителей (управленческий анализ, принятие решений).

В организации желательно иметь несколько локальных ИС различного назначения, которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях. Современный подход к организации взаимодействия основан на применении локальных компьютерных сетей с выходом на аналогичные ИС других организаций или филиалов через региональные и глобальные сети.

На основе интеграции информационных систем различного назначения создаются кафедральные (корпоративные) информационные системы. Подобные информационные системы будут иметь наибольший эффект, если в их основу будет положена информационная структура организации (образовательная деятельность, методическая деятельность, научная деятельность и т.д.).

Рассмотрев основные принципы создания и использования информационных систем можно выделить следующее [4, 5]:

  1. Структура ИС, ее функциональное назначение должны соответствовать структуре и целям организации. Построение ИС должно начинаться с анализа структуры управления организации (организационная структура; уровни управления; квалификация, права и обязанности персонала; документооборот и стандартные процедуры принятия решений).
  2. При построении ИС необходимо использовать системный подход (информационная система должна соответствовать используемым информационных технологиям обработки, управления, автоматизации офиса, поддержки принятия решений; техническим и программным средствам, уровню квалификации персонала).
  3. Учет объективных ограничений (унаследованные информационные системы, стоимость, время внедрения).

Внедрение информационных систем обеспечивает:

  • обеспечение достоверности и оперативности информации;
  • совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота;
  • снижение доли рутинных операций;
  • получение оптимальных управленческих решений за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем.

В заключении хочется остановиться на ряде проблем создания и использования информационных систем это проблема внедрения (быстрое устаревание ИС, унаследованные ИС, отсутствие единой методологии внедрения) [1, 9, 11].

И вторая проблема, это совместимости локальных информационных систем (на уровне техническом, программном, информационном и т.п.) при построении корпоративных информационных систем [2].

В данном докладе многоаспектная проблема информатизации сферы образования не может быть рассмотрена в полном объеме. Поэтому ограничимся рассмотрением вопросов, касающихся весьма актуальной задачи «технологизации» педагогического процесса, то есть построения этого процесса на научной основе и практических достижениях современных ИТ, а не только на индивидуальных знаниях, способностях и интуиции педагога. Искусством преподавания владеют немногие, а передовой технологией могут овладеть все преподаватели высшей военной школы. Понятно, что данная задача может быть эффективно решена в том случае, если организация имеет четкую стратегию информатизации всей своей деятельности.

Список литературы

  1. Информатика. Базовый электронный учебник [Электронный ресурс]. – Электронные данные. - ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого», 2018. – 1 эл. опт. диск (СD-ROM).
  2. Нагорный Е.А. Классификация информационных технологий по выполняемым функциям в образовании высшей школы. Актуальные исследования. Электронное издание: № 10 (37). 2021.
  3. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. 2-е изд./ В.Л. Бройдо. – СПб.: Питер, 2004.
  4. Карганов В.В Формирование модели предметной области для информационной системы / Г.Н. Левченко, В.О. Драчев // В сборнике Инновационные технологии и технические средства специального назначения. Труды десятой общероссийской научно-практической конференции, 2018.
  5. Левченко Г.Н. Ретроспективный анализ организации физической подготовки летного состава военно-воздушных сил США / О.С. Боцман, К.А. Федоров // Актуальные проблемы современной системы физической подготовки в высших военно-учебных заведениях министерства обороны российской федерации. Сборник научных статей заочной Межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020.

Поделиться

504

Нагорный Е. А., Левченко Г. Н. Видовая типологизация информационных технологий, применяемых в высшей военной школе // Актуальные исследования. 2021. №40 (67). С. 26-29. URL: https://apni.ru/article/3004-vidovaya-tipologizatsiya-informatsionnikh-tek

Другие статьи из раздела «Информационные технологии, телекоммуникации»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня