Введение. Развитие общества на современном этапе определяется эффективностью использования электронных ресурсов. Потребности развития общества вызваны необходимостью использования эффективных способов приобретения знаний, в том числе и за счет использования новых форм организации обучения [1].
В условиях непрерывного развития информационно-коммуникационных технологий, перехода образования на новый, качественно другой уровень, возникает необходимость в формировании и развитии информационной образовательной среды [2].
Не так давно в педагогической среде появился термин «электронное обучение» (от англ. Electronic Learning). Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с использованием компьютерных технологий обучения, интерактивные, мультимедиа, обучение на основе веб-технологий, онлайн обучение, обеспечивающие передачу необходимой информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1,3].
В последние годы вся образовательная система переходит на электронную базу обучения. Самые ведущие университеты не только в Европе, но и в России переходят на электронные курсы обучения. Наиболее популярными в России являются Moodle и Blackboard, наиболее простые для размещения материалов и легкие в использовании для студентов.
В Удмуртском государственном университете используется учебная среда, известная как Moodle – Modular Object-oriented Dynamic Learning Environment, что означает модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда.
Цель исследования – система электронного обучения как средство формирования и контроля теоретических знаний по дисциплине «Физическая культура».
Результаты и их обсуждение. Для работы в системе электронного обучения нужен, любой смартфон, планшет, ноутбук или ПК с подключением к Интернету. Если говорить об оценки уровня знаний при помощи тестовых заданий, студенту достаточно иметь при себе смартфон или планшет, но для комфортного изучения учебного материала, дисплей должен иметь достаточное разрешение (не менее 1280х1024 пикселей) и физические размеры.
На каждом из устройств должна быть установлена программа для работы в Интернете – браузер, вне зависимости от предустановленной операционной системы (OC). Желательно использовать любой браузер (веб-обозреватель) из перечисленных ниже (рис. 1).
Рис. 1. Браузер (веб-обозреватель)
Войти в систему можно с официального сайта Удмуртского государственного университета, URL: http://udsu.ru/, через раздел «Обучение» и кликнуть надпись СЭО или набрать в адресной строке адрес сайта Системы – URL: http://distedu.ru/ (рис. 2).
Рис. 2. Официальный сайт Системы электронного обучения Удмуртского государственного университета
Следующий шаг – авторизация в системе. Авторизация осуществляется с помощью логина и пароля, который присваиваются каждому студенту при поступлении в университет.
Навигация в Системе электронного обучения устроена логично и интуитивно понятно. Список доступных электронных курсов упорядочен иерархично, начиная от институтов и кафедр, вплоть до каждой дисциплины и преподавателя в отдельности. В нашем случае обучающий электронный курс по дисциплине «Физическая культура» для студентов неспортивных институтов (рис. 3), находиться в категории «Институт физической культуры и спорта», далее - кафедра физического воспитания.
Рис. 3. Обучающий электронный курс по дисциплине «физическая культура» для студентов не спортивных институтов
Записавшись на курс в зависимости от специализации (в нашем случае специализация Аэробика), студент получает доступ к обучающему материалу.
Центральную часть экрана занимает окно с элементами электронного курса (Аннотация, Рабочая программа, План-график, Глоссарий, Информация о преподавателях и методические рекомендации) (рис. 4), далее идут разделы с обучающим материалом и контрольным тестированием после изучения каждого раздела (рис. 5).
Рис. 4. Элементы электронного курса
Рис. 5. Разделы с обучающим материалом
Заключение. Система электронного обучения служит в качестве одного из условий инновационного развития высшего образования, способствует развитию новых образовательных концепций и форм преподавания, что напрямую связано с совершенствованием качества учебного процесса.