Главная
Конференции
Стратегия развития сферы науки и образования в современном глобализирующемся мире
Источники финансирования террористических и экстремистских формирований

Источники финансирования террористических и экстремистских формирований

Автор(-ы):

Бутырская Анна Валерьевна

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

терроризм
экстремизм
источники финансирования
материальное обеспечение

Аннотация статьи

В работе рассматриваются основные мотивы создания террористических и экстремистских организаций, источники финансирования данных криминальных формирований, способы перевода денег.

Текст статьи

В настоящее время наблюдается тенденция активизации преступной деятельности организаций, созданных по политическим мотивам, направленной против государственной и общественной безопасности. Основной мотив, который преследуют лидеры террористических и экстремистских сообществ – это политический мотив, но можно ли утверждать, что в действиях этих лиц отсутствует корысть и нет стремлений получить материальную выгоду, в том числе для личных нужд.

Для понимания данное вопроса следует прежде всего разобраться в таких понятиях как «государственная безопасность» и «общественная безопасность».

Под государственной безопасностью следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов государства, т. е. конституционного строя, суверенитета, обороноспособности и территориальной неприкосновенности Российской Федерации. О создании таких формирований свидетельствует деятельность преступных сообществ на территории г. Москвы и Республики Башкортостан («Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами»), направленная на изменение в России государственного строя, построение исламского государства в форме «Халифат» путем тотальной исламизации населения, не исключающая и насильственные способы политической борьбы. Верховным судом Республики Татарстан рассмотрено уголовное дело в отношении членов «Джамаат» (в переводе с арабского – общество), созданного летом 2003 года «Г» на территории Рыбно-Слободского района Республики Татарстан. В состав сообщества вошли молодые мусульмане, являющиеся приверженцами ваххабизма. Деятельность данного сообщества была направлена на организацию вооруженного захвата власти и построение на территории Татарстана и ряда иных регионов России исламского государства – так называемого Великого Исламского халифата. Верховным судом Республики Дагестан признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 210, 279 УК РФ, участники преступного сообщества, созданного «М» для организации вооруженного мятежа и насильственного свержения конституционного строя в Республике Дагестан, отторжения её от России и создания Исламского государства.

Общественная безопасность – это нормальное состояние общественных отношений, чувство защищенности у граждан, их жизнь, здоровье, собственность, а также нормальная деятельность органов власти, государственных, общественных учреждений, иных социальных институтов. Ставропольским краевым судом осуждены члены преступного сообщества (преступной организации), созданного «Г» для дестабилизации обстановки на территории Российской Федерации, осуществления террористических актов и массового убийства граждан. Данной организацией были совершены взрывы в городах Пятигорск, Минеральные воды, Ессентуки, п. Адыгее-Хабль Карачаево-Черкесской Республики, результатом чего явилась гибель более 200 человек, в том числе сотрудников правоохранительных органов, разрушение административных зданий, частных домов, транспортных средств. Верховным судом Республики Татарстан в 2008 году рассмотрено уголовное дело по обвинению «Г», создавшего преступное сообщество (преступную организацию) для осуществления террористических актов на территории Татарстана. Установлено, что в течение 2003–2004 годов участники данного криминального формирования вели подготовку к осуществлению взрывов, расстрелов сотрудников милиции, которые планировали совершить в 2005 году в местах массового скопления людей при праздновании «Тысячелетия Казани», в 2007–2008 годов на заводе «КАМАЗ», водозаборе в г. Н. Челны и ОАО «Казанский вертолетный завод» в г. Казани. Данные преступления не были осуществлены в связи с задержанием участников сообщества правоохранительными органами.

Казалось бы, что правоохранительные органы ведут активную борьбу с подобными криминальными проявлениями. Однако искоренить полностью данную категорию преступлений за последние десятилетия не удалось. 5 мая 2017 года Набережночелнинским городским судом Республики Татарстан по ч. 2 ст. 282.2 УК РФ осуждены члены международного религиозного объединения «Таблиги Джамаат», решением Верховного Суда Российской Федерации от 07 мая 2009 года № ГКПИ 09-525 признанного экстремистским. Шестерых сторонников этого же религиозного движения Волжский районный суд Саратова 2 сентября 2020 г. приговорил к лишению свободы на срок от одного до трех лет.

30 июля 2019 г. окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил семерых обвиняемых по делу об «астраханском джамаате» к срокам от 9 до 11 лет.

Подобные формирования не извлекают прибыль от преступной деятельности. При этом подобная преступная деятельность требует материального обеспечения. На сегодняшний день можно констатировать факт финансовой самодостаточности и финансовой успешности террористических и экстремистских организаций. В этом случае возникает вопрос за счет каких же финансовых вливаний, подобные организации существуют десятилетия.

Один источник финансирования – это стабильные отчисления, которые на добровольной основе вносятся участниками. Но достаточно ли этого, ведь организатору необходимы денежные средства для приобретения вооружения, обучения преступной специфике участников сообщества, агитационной деятельности, оплаты услуг коррумпированных чиновников, подрывников, снайперов, агентурных связей, да банальное использование Интернета для связей, вербовки лиц требует оплаты. Также денежные средства нужны для удовлетворения личных потребностей (например, в одежде и еде), осуществления материальной поддержки как своей семьи, так и семей членов сообщества, и др.

Исследования данной проблемы свидетельствуют о том, что значительным источником финансирования являются исламские благотворительные фонды [1], и религиозные пожертвования. В практике отмечаются факт пожертвования и от частных лиц. Так, Московским окружным военным судом 02.02.2017 житель г. Твери осужден по ч. 1 ст. 205.1 УК РФ. В судебном заседании установлено, что в 2014 году у него сформировался преступный умысел, направленный на содействие террористической деятельности в форме финансирования терроризма путем предоставления денежных средств участнику «ИГИЛ». Реализуя свой преступный умысел, 23-летний осужденный, используя банковский терминал, расположенный в городе Твери, осознавая, что предоставляемые им средства необходимы члену НВФ «ИГИЛ» для участия на территории Сирийской Арабской Республики в вооруженном формировании, перечислил ему 2 000 рублей на банковскую карту. Данные денежные средства обналичены в городе Стамбул Турецкой Республики [3].

Серьезным источником финансирования террористических и экстремистским группировок служить теневой бизнес, связи с общеуголовной организованной преступностью, в т. ч. транснациональной. Не гнушаются лидеры террористических организаций и доходами от сбыта наркотических средств и психотропных веществ, которые нужны также и для подготовки смертников, совершающих террористический акт. Не редки факты осуществления лидером законной предпринимательской деятельности, часть которой также идет на функционирование преступного формирования.

Участились случае создания на территории Российской Федерации структурных подразделений исламистских преступных формирований, целью которых является сбор денежных средств для лидера. Главным следственным управлением СК России по городу Москве расследуется уголовное дело, возбужденное по материалам Главного управления по противодействию экстремизму МВД России и ФСБ России. По указанию одного из лидеров ИГИЛ гр-н Г. организовал в г. Москве преступную группировку задачей которой был сбор средств в целях их последующего использования на материально-техническое и ресурсное обеспечение членов указанной террористической организации на территории Сирии и Ирака [4].

В.И. Шабаева [5] выделяет такой источник финансирования как доходы от производства и реализации сельскохозяйственной продукции на захваченных ИГИЛ земля, так помимо пшеницы и ячменя ИГИЛ контролирует 75-80% производства хлопка в Сирии. К этому же мнению приходят и Кашурникова С.Н., Романченко Л.Н. и Прасолова В.И., речь идет о такой тенденции как использование сырьевых ресурсов на захваченных территориях в преступных целях [2, c. 117-122]. Яркий пример этому является также деятельность ИГИЛ на территории Сирийской Республики, которая использует миллионы долларов, полученных от продажи нефти, для расширения и управления обширными территориями.

Потрясает объем материальной поддержки оказываемой террористическим и экстремистским организациям. Две жительницы Дагестана в 2019 г. в кратчайшие сроки собрали не менее 10 миллионов рублей для ближневосточных террористов. В 2019 г. пресечена преступная деятельность криминальной организации, действовавшей в девяти российских регионах (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский и Ставропольский края, а также Тюменская область), прикрываясь благотворительными целями, члены этой группировки собрали больше шести миллионов рублей, которые были направлены для финансирования терактов в Сирии. Сбор средств осуществлялся в интернете. В созданную в мессенджере группу приглашались те, кто соглашался участвовать в финансировании террористической организации. В ходе расследования обнаружены и изъяты около 60 банковских карт, около шести тысяч долларов США, 10 мобильных устройств, планшетные компьютеры и ноутбуки, а также экстремистская литература.

Возможно ли на сегодняшний день подсчитать доход, получаемый лидерами рассматриваемых преступных группировок, маловероятно, что кто-то сможет хотя бы спрогнозировать размер финансовых вливаний в террористическую и экстремистскую деятельность. Поэтому напрашивается вывод о том, что организатор, создавая террористическую или экстремистскую организацию, руководствуется не только политическими мотивами, а прежде всего стремиться к получению сверхприбыли, а выдвижение политических целей это всего лишь средство достижения желаемого.

Таким образом, можно констатировать, что путь успешной борьбы с террористическими и экстремистскими формированиями должен основывать прежде всего на подрыве экономических основ и поток, позволяющих продолжать и развиваться этому преступному направлению.

Список литературы

  1. Амиров К.-И.Г. Финансирование экстремизма и терроризма: опыт международного и отечественного противодействий. Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 14.09.2021)
  2. Кашурников С. Н., Прасолов В.И., Романченко Л.Н. Риск-менеджмент финансирования терроризма // Экономика и управления, 2017 № 6. С.117-122.
  3. Обзор практики рассмотрения судом уголовных дел о преступлениях террористической направленности //режим доступа https://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1220128/ (дата обращения 14.09.2021)
  4. Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/18430776/ (дата обращения 14.09.2021).
  5. Шабаева В.И. Финансирование терроризма. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/2017-03-033-038-finansirovanie-terrorizma-referativnyy-obzor (дата обращения 07.10.2021).

Поделиться

2050

Бутырская А. В. Источники финансирования террористических и экстремистских формирований // Стратегия развития сферы науки и образования в современном глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/3013-istochniki-finansirovaniya-terroristicheskikh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юридические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля