Главная
Конференции
Стратегия развития сферы науки и образования в современном глобализирующемся мире
Современные подходы к методикам преподавания робототехники в дошкольных образова...

Современные подходы к методикам преподавания робототехники в дошкольных образовательных организациях

Автор(-ы):

Чуприна Татьяна Витальевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

робототехника
преподавание
дошкольное образовательное учреждение
технология
методика

Аннотация статьи

В статье освещаются существующие подходы преподавания робототехники в дошкольных образовательных учреждениях.

Текст статьи

Робототехника – это не самостоятельная отрасль, прежде всего это синергия всех последних достижений технических, естественных наук и информационных технологий.

Когда мы говорим «робот», то люди далеки от техники его примерно так и представляют, как в советских фантастических фильмах с железными руками и ногами. Конечно, мы вкладываем в это понятие гораздо более широкий смысл.

Стоит отметить, что само понятие «робот» пришло к нам немного ранее, а точнее в 1921 году, когда писатель фантаст Карела Чапека написал пьесу под названием «Россумовские Универсальные Роботы». Конечно, в то время это была простая фантазия, и никто и подумать не мог, что роботы настолько плотно войдут в жизнь людей. Немного позже, через 20 лет Айзек Азимов сформулировал три основных закона робототехники, которые определили представления о роботах:

  1. Робот не способен причинить вред человеку, либо допустить своим бездействием, чтобы человеку был нанесен вред.
  2. Робот должен выполнять команды человека, если они не противоречат первому закону.
  3. Робот должен обеспечивать свою безопасность до тех пор, пока это не противоречит первому и второму закону.

Активное развитие робототехники и массовое производство автоматизированных машин начинается в 1970-е годы. В первую очередь это были промышленные роботизированные машины, которые использовались в производстве. Они успешно заменили людей на конвейерах и выполняли однообразные работы, что позволило существенно снизить количество несчастных случаев на производстве, а также повысить производительность предприятий.

Конечно же, роботы не способны работать самостоятельно. Для контроля над ними нужны люди, которые постоянно следят за ходом выполнения работ и в случае необходимости могут выключить их либо перенастроить.

В наше время роботы стали еще умнее. Некоторые фабрики, такие как IBM для сборки клавиатур в Техасе, имеют полностью автоматизированное производство. При этом все работы от момента выгрузки материалов и вплоть до получения готовой продукции выполняются роботами. Таким фабрикам не требуется освещение, и они способны работать круглосуточно без выходных.

Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления.

За этой технологией – большое будущее. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. В регионах, где внедряется робототехника, не фиксируются правонарушения, совершенные детьми, которые увлекаются робото-конструированием. А соревнования по робототехнике – это яркие воспитательные мероприятия, объединяющие детей и взрослых.

Робототехника в детском саду решает такие задачи:

  1. Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике и азам предметов информатика, физика.
  2. Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике.
  3. Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).
  4. Воспитывающая задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.

Робототехника в детском саду – не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Так же робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Будучи пропедевтикой школьного обучения помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игровой деятельно к учебной, менее болезненным и более эффективным. Подобные занятия – это своеобразная тренировка навыков, на этом этапе мы уже сможем увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы нашей стране.

Освоение методик организации занятий по конструированию и образовательной робототехнике в разных возрастных группах с применением современных конструкторов.

Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой роста производства. На сегодняшний день, актуальной является задача подготовки инженерно-технических кадров для промышленных отраслей, а также не менее важной задачей является включение робототехники и в учебный процесс, в частности в уроки технологии. Поэтому целью данного исследования является выявление особенностей изучения основ робототехники на уроках технологии. В связи с заданной целью основной задачей является включение в образовательное пространство изучения основ робототехники, которая состоит в том, чтобы охватить как можно больше учащихся для вовлечения их в науку и инженерное дело.

Изучение робототехники плотно связано с изучением в начальной школе математики, окружающего мира, в основной и старшей школе - физики, химии, технологии, основы безопасности жизнедеятельности, информационных технологий. В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения одним из возможных вариантов изменения форм организации современного учебного процесса является внедрение робототехники в различные составляющие учебного процесса: подготовка и проведение демонстрационного эксперимента, создание условий для лабораторных и исследовательских работ, выполнение проектов по разным предметам учебного плана.

Деятельность по разработке робототехнических устройств, предполагает такие виды деятельности: конструирование, программирование, тестирование и презентация. Такое направления как конструирование давно и прочно вошло в деятельность дошкольных образовательных организаций, робототехника же еще только начинает появляться в детских садах. Однако основа для ее внедрения уже создана.

Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.

У детей должны быть развиты определенные психологические предпосылки овладения учебной деятельностью:

  • познавательная и учебная мотивация;
  • мотив соподчинения поведения и деятельности;
  • умения работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения;
  • умение создавать и обобщать, (обычно возникающее не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста) продукт деятельности.

Все эти аспекты могут успешно формироваться в рамках изучения основ конструирования и робототехники в дошкольной образовательной организации. Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Актуальность введения робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.

Путь развития и совершенствования у каждого человека свой, исходя из условий. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать эти условия и образовательную среду, облегчающие ребёнку, раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать, познавать образовательную среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать и умело оборудовать, а также использовать соответствующую образовательную среду, в которой правильно направить ребёнка к познанию и творчеству.

Список литературы

  1. «Образовательная робототехника»: учебно-методическое пособие для работников образования ФГОС /Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др.; КОГОАУ ДПО "ИРО Кировской области". - Киров: ООО "Старая Вятка", 2016
  2. Образовательный портал «фгос-игра.рф» http://фгос-игра.рф Перворобот Lego WeDo [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Lego Group, 2009. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
  3. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова О.Н. (http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316programmarobotjonok.html)

Поделиться

1985

Чуприна Т. В. Современные подходы к методикам преподавания робототехники в дошкольных образовательных организациях // Стратегия развития сферы науки и образования в современном глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 107-110. URL: https://apni.ru/article/3015-sovremennie-podkhodi-k-metodikam-prepodavaniy

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля