Научные основы фольклористики уходят своими корнями в XVIII век, когда литературные исследования стали оформляться в самостоятельную научную отрасль. С тех пор и по настоящее время, фольклористика не выходит за рамки литературоведения и этнографии. В то же время наука не стояла на месте, и за это время была сформирована теоретическая основа научных исследований, огромные достижения имеются в психологии личности и социальных групп, историческая наука обогатилась результатами палеолингвистики, которые позволили сформировать представления об исторической эволюции социально-культурных явлений. Таким образом, накопленный к настоящему времени научный багаж в исследовании мифов разных народов, позволяет говорить о том, что сегодня существуют все необходимые предпосылки для формирования нового научного направления – теоретическая мифология.
Базовой основой теоретической мифологии является такое научное направление как философия мифов, которая рассматривает мифологическое мышление как результат освоения социумом реальных аспектов своего существования. К недостаткам этого направления следует отнести, отсутствие чётко сформулированных законов преобразования отражения реальности в общественном сознании в собственно мифологическое мышление.
В настоящий момент в теоретической мифологии можно выделить следующие базовые законы формирования мифологического мышления.
Первый закон (Закон базиса)
В основе любого мифологического сюжета лежит реальное событие и стремление общественного сознания сформировать маргинальную память об этом событии.
Следствие 1.
В основе мифологического сознания лежит стремление преобразовать неизвестное в известное.
Закон второй (Закон трансформации)
Сюжетная основа любого события обязательно проходит трансформацию в общественном сознании в следующей последовательности:
Реальное событие – интерпретация – ассоциация – символизм – иносказание.
Третий закон (Закон дифференциации и интеграции)
Любая сюжетная основа реального события во время трансформации проходит этапы дифференциации и интеграции сюжетно значимых фрагментов.
Четвертый закон (Закон непрерывности сюжетных ассоциаций)
Любая сюжетная основа реального события, проходя трансформацию в общественном сознании, неизменно сохраняет непрерывность ассоциативных связей.
Пояснение.
Сюжет, проходя несколько этапов трансформации, на каждом из этапов не может перескочить ассоциативную связь, поэтому предыдущая трактовка сюжета обязательно ассоциативно связана с последующим. Но вот основы сюжета, разделенные между собою хотя бы одним этапом трансформации, в основном уже не имеют ассоциативной связи и представляют собою в этом случае независимые сюжеты, поэтому для соединения мифологического сюжета с реальным событием необходимо восстановить всю последовательность ассоциативных связей.
Закон пятый (Закон временной неограниченности)
Маргинальная память не имеет временного ограничения и сохраняет информацию о событии сколь угодно долго.
Закон шестой (Закон имплантации)
Фрагменты маргинальной памяти существуют в современном общественном сознании в виде тождественных морфологических элементов.
Пояснение.
Английский язык и санскрит несут в своем составе смысловые фрагменты древнеславянского языка 5-3 тыс. до н.э.
Современные свадебные традиции отражают в некоторых своих фрагментах ритуальное мировоззрение 30-10 тыс. до н.э.
Закон седьмой (Закон дискреативности)
Особо значимые смысловые поля подвергаются дефрагментации с сохранением отдельных морфологических элементов, имплантированных в те или иные мифологические сюжеты.
Отдельный морфологический элемент дискреативности называется дискреция (от лат. разделение).
Пример 1.
Совокупность дискреций: Тримурти, Вишну, Шива, Брама.
Исходное смысловое поле: после трех посмертных переходов увидишь дивные врата.
Пример 2.
Дискреции: Скиф, Гелон, Агафирс, Таргитай, Лепо, Арпо, Кола.
Исходное смысловое поле: «Я (СКИФ), облеченный властью сбора податей, прибыл (на корабле) из великого города ГЕЛОНА (Голуни) от благородного князя ТАРГИТАЯ, достойного продолжателя власти ЛЕПО, АРПО, КОЛА.»
Пример 3.
Дискреции: Лаодика, Гипероха.
Исходное смысловое поле: власть народа самая лучшая власть (вече лучше тирании).
Пример 4.
Дискреции: Арга, Опис.
Исходное смысловое поле: власть Аполлона вознесет праведных и покарает грешников.
Пример структурного анализа мифологического сюжета.
Сюжет: сказка «Репка».
Опорным смысловым элементом сюжета является репа.
До распространения в России картофеля репа являлась основным столовым овощем. Приоритет репы перед картофелем определяет верхнюю границу возникновения сюжета - 1700 г. н.э., то есть, до петровских реформ.
Сюжет акцентирует внимание на единичности репы, что связано со скудностью семенного фонда, являющегося следствием неурожая или его гибели. Гигантизм самой репы связан с надеждой даже при малом семенном фонде получить богатый урожай.
Сюжет объединяет природных антиподов: мышь, кошка, собака. Объединение также распространяется на мало и велико (взрослых и детей), мужчин и женщин, что характерно для очень тяжелых времен для народа.
Наиболее соответствующим такому состоянию ближайшим к 1700 году в русской истории является татаро-монгольское иго (1237 - 1480 г.).
В соответствии со Вторым законом (законом трансформации) в сюжете должны присутствовать соответствующие признаки:
- Реальное событие – колонизация территории Руси тюркскими завоевателями;
- Интерпретация – в результате колонизации катастрофическое обнищание населения и многолетняя надежда на улучшение жизни;
- Ассоциация – улучшение жизни возможно только в результате объединения;
- Символизм – имена персонажей сюжета являются символом причины их бедственного положения;
- Иносказание – сообщение о причинах бедствия в символьной форме трансформируется в привычный и понятный сюжет.
Таким образом, нижняя граница создания данного сюжета с очень высокой степенью вероятности определяется датой Куликовской битвы – 1383 г.
Куликовская битва не решила своей основной задачи уничтожения колонизации Руси, поэтому в общественном сознании под давлением как собственной, так и колонизаторской власти, запретивших обсуждение итогов этой битвы под страхом смерти, сформировался иносказательный тип рассказа о трагических страницах русской истории.
Чтобы понять символизм изложения необходимо рассмотреть имена персонажей в той последовательности, в которой они располагаются в сюжете: репка, дедка, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка.
Используя только первые буквы имен, можно получить предложение из семи слов. Цифра 7 является сакральной цифрой славян со времен ориев (ариев), символизирующая надежду на счастье.
Р... д... б... в... с... к... м...
Подбор слов в это предложение необходимо производить таким образом, чтобы оно отвечало всему комплексу характеристик, связанных с маргинальной памятью:
- Событие должно быть значимым для значительного числа людей, объединенных временем и территорией;
- Событие должно быть значительно выше частных интересов отдельных групп и категорий людей;
- Событие должно сохранять свою значимость на протяжении как минимум пяти поколений, то есть более 100 лет.
Если содержание предложения соответствует этим требованиям и не противоречит наиболее вероятной исторической канве, то оно может считаться наиболее вероятным, исторически достоверным событием.
Всему комплексу условий и ограничений наиболее всего подходит следующее содержание:
Русь Дажьбогова была велико сечена конниками многими.
В исторической интерпретации этот текст несет в себе следующее содержание: Битва на Куликовом поле унесла жизни большей части цвета русского воинства, но не принесла ожидаемой свободы, причина поражения в малочисленности объединенного русского войска.
Таким образом, основная задача теоретической мифологии – это научная реконструкция реальных событий, предшествующих формированию мифов, преданий «старины седой», сказаний и былин.