Главная
АИ #40 (67)
Статьи журнала АИ #40 (67)
Технологии изучения правил дорожного движения в дошкольном образовательном учреж...

Технологии изучения правил дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

правила дорожного движения
происшествия
пешеход
пассажир
детская площадка
улица
светофор
водитель
регулировщик

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема детского травматизма как наиболее актуальная в наше время. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Текст статьи

В современном обществе существует ряд определенных норм и правил поведения в дорожно-транспортной обстановке. Обычно, дорожно-транспортные происшествия случаются по вине детей, которые не знают правил поведения в транспортных средствах, переходят улицу в неположенных местах, играют вблизи дорог. Детей дошкольного возраста следует отнести к особой категории пешеходов и пассажиров, ведь к ним необходимо найти подход и как можно раньше узнать первые знания о правилах движения и поведения на улице, отличный от взрослых. Следует учесть, что нормативное изложение Правил дорожного движения недоступно для детского восприятия и затрудняет процесс обучения и воспитания, так как абстрактное мышление у дошкольников на стадии формирования.

Ребенка окружает не только семья, детский сад, школа, но он находится и на детской площадки, во дворе и конечно на улице. Окружение привлекает к себе особое внимание ребенка. Это множество быстродвижущихся машин, автомобилей, многоэтажные здания, толпа людей. С малых лет, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, для них особого интересно. Поэтому и влечет ребенка на улицу, где он одновременно участник и зритель и может проявить свои интересы. Вот здесь, но может попасть в беду, которая на официальном языке называется дорожно-транспортное происшествие. С самого раннего возраста педагоги нашего детского сада МБДОУ №14 «Золотой ключик» знакомят детей с правилами дорожного движения, безопасного поведения на улицах и перекрестках.

Знание детьми правил дорожного движения помогает предотвратить неожиданные ситуации на дорогах и сохранить жизнь многим людям. Несчастных случаев на дорогах будет значительно меньше, если взрослые будут неравнодушны к вопросам воспитания и обучения детей правилам дорожного движения. В нашей группе для детей старшего дошкольного возраста реализован проект «Мы изучаем правила дорожного движения». Это позволят педагогам найти правильный подход к обучению детей правилам дорожного движения и лучше усвоить материал. Велика воспитательная роль нашего детского сада. Здесь дошкольники изучают указания светофора и регулировщика, дорожные знаки, на всю жизнь запомнить законы улиц и дорог.

Занятия проходят в виде игры, экскурсий, соревнований при активном участии самого ребенка. Так в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, а знания, полученные на занятиях, прогулках, экскурсиях становятся прочными и с успехом могут быть применены в той или иной ситуации. Понимая такие понятия, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения. Малышу необходимо правильно воспринимать и скорость движения, как транспорта, так и пешеходов: быстро, медленно, поворачивает, останавливается.

В процессе обучения детей правилам дорожного движения в нашей группе учитывается следующее:

  • заучивание детьми правил дорожного движения, воспитание навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода);
  • организация наблюдений совместно с родителями и детьми за реальной дорожной обстановкой;
  • обучение не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении игр, прогулок, экскурсий;
  • проведение досугов, смотров – конкурсов продуктивных видов деятельности;
  • проведение КВН с детьми, встречи с инспекторами ГИБДД;
  • проведение с детьми игр, соревнований на развитие координации движений, внимание, что необходимо для безопасного поведения на улице;
  • использование в работе с детьми чтение художественной литературы, бесед, видеофильмов и др.);
  • наличие в группе центра по правилам дорожного движения, который оснащён дорожными знаками, макетами с игрушечным транспортом различного функционального назначения, светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков).

В центре по дорожному движению кроме необходимых атрибутов, находятся настольно-печатные игры, разрезные картинки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

В группе оформлен информационный стенд для родителей «Роль родителей в воспитании безопасного поведения детей на улицах и дорогах», а также предоставлен опыт работы педагогов детского сада по обучению детей дошкольного возраста правилам движения на улице.

На территории детского сада расположена детская автоплощадка для практических занятий с детьми по обучению и закреплению безопасному поведению на улицах и дорогах.

В здании детского сада (на втором этаже) оформлен центр по ПДД, где регулярно проводятся тематические мероприятия с детьми и родителями. В центре сделана разметка дороги, светофоры, обозначены пешеходные переходы. Здесь оформлен макет «Улицы нашего города», моделирующий улицы и дороги нашего микрорайона с различными видами транспорта, регулировщиками, пешеходами, где дети с удовольствием могут поиграть и закрепить правила поведения, необходимые для безопасности на дорогах нашего города. Центр дополнен сюжетными картинками, отражающими разные дорожные ситуации.

Работа в данном направлении ведется систематически с учетом индивидуальных особенностей детей.

Применяется интерактивное динамическое игровое пространство при использовании интерактивного пола, который позволяет создать среду развития современных дошкольников, которая, во-первых, обусловлена необходимостью готовности их к школьному образованию и успешной, безопасной жизни.

Развивающая среда ДОУ предполагает реализацию педагогических мероприятий с детьми, родителями и педагогами в рамках подпроекта «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма посредством использования интерактивного игрового комплекса». Интерактивное динамическое игровое пространство при использовании интерактивного пола позволяет создать среду развития современных дошкольников, которая, во-первых, обусловлена необходимостью готовности их к школьному образованию и успешной, безопасной жизни.

Во-вторых, интерактивное динамическое игровое пространство с помощью интерактивного пола стимулирует активность дошкольников в саморазвитии по изучение правил дорожного движения и позволяет создавать образовательные ситуации по формированию безопасного поведения детей на дороге.

В-третьих, использование интерактивных систем в детском саду позволяет стимулировать интересы дошкольников к соответствующей деятельности, укреплять навыки социального взаимодействия.

Большое внимание в детском саду уделяется работе с родителями своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности детей. Для благополучия ребенка очень важно вырабатывать четкую стратегию сотрудничества. В нашем дошкольном учреждении проводятся различные мероприятия по взаимодействию с родителями. На родительских собраниях педагоги дают консультации родителям по воспитанию и обучению детей правилам дорожного движения. Педагоги систематически проводят беседы с подробным анализом причин, проводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия.

Огромную роль в пропаганде ПДД играет наглядная агитация, представленная на стендах «уголков безопасности», которая размещена в родительских уголках групп.

Выпуск журналов для родителей: «Обучение детей наблюдательности на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Причины дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта» так же является ценным средством педагогической пропаганды.

Организованные в дошкольном учреждении выставки детских работ, дискуссионные встречи за «круглым столом», встречи с работниками Госавтоинспекции позволяют привлечь родителей к совместной работе детского сада и семьи.

Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение и соблюдение правил дорожного движения.

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб., 2002.
  2. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М., 2001.
  3. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000.
  4. Князева О.Л. Мои помощники // Дошкольное воспитание. – 2000. №2.
  5. Парамонова Л., Алиева Т. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. - Дошкольное воспитание. – 2005.
  6. Подласный И.П. Педагогика. – М.; Владос, 2005.

Поделиться

1796

Мельникова Н. С., Гребеник И. А. Технологии изучения правил дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении // Актуальные исследования. 2021. №40 (67). С. 60-62. URL: https://apni.ru/article/3018-tekhnologii-izucheniya-pravil-dorozhnogo-dviz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января