Сложно недооценивать важность применения современных технологий для изменения качества образования. Невозможно игнорировать тенденции времени в формировании учебной программы. Изменения необходимы и в российских школах. Достижение нового качества учебной программы возможно только при полном понимании роли инновационной деятельности.
Инновационная деятельность в образовании – это система педагогической и управленческой деятельности, основанная на новейших стандартах образования, включающая наукоёмкие, технические, технологические критерии, позволяющие удовлетворить современные потребности. Такая деятельность предполагает взращивание новых членов общества, готовых к дальнейшему применению полученных знаний на практике, способных к высококвалифицированному труду.
Инновационные внедрения в систему образования предполагают новый механизм управления и организации труда педагогического состава. Этот процесс включает ряд изменений в структуру процесса таким образом, что обязательным пунктом выступает инновационные технологии. Замена устаревших механизмов влияния на обучающихся и конечной цели обучения становится задачей для соответствующих специалистов. Чтобы выявить нерабочие или несоответствующие времени элементы стоит провести анализ каждой части образовательной системы, затем разработать механизмы замены и внедрения новых решений, исследовать полученные изменения и координировать их на всех этапах инновационного цикла. Таким образом, мы получаем результаты от инновационных решений и сопоставляем с отработанным механизмом образовательной среды. При должном подходе к нововведениям достигается желаемый результат, заключающийся в формировании повышения качества образования [1, с. 7].
Для школ инновационная деятельность является одним из важнейших этапов в формировании сознательной позиции подрастающего поколения. Ресурсы управления изменения сложившейся системы стоит учитывать при составлении плана внедрения инноваций. Такие инновации невозможны без правильного понимания и применения информационных технологий, характерных для цифровой эпохи. Наступление цифровизации уже наступило и затронуло все сферы жизни общества. Игнорирование новых технологий и механизмов, в том числе в управлении общеобразовательными учреждениями, недопустимо в современных школах.
Пришло время перейти на цифровое и техническое обновление в школах. В этой инновационной области сложилась непростая остановка. Есть потребность в создании учебной атмосферы и технологическом ресурсе для продуктивного обучения. Большинство школ сейчас не располагают необходимыми ресурсами для повышения качества образования, именно поэтому вопрос об инновационных изменениях становится всероссийским.
Сложности заключаются в основном в кадровых возможностях и технических ресурсах образовательных учреждений. Как и для любой инновационной идеи требуется люди, способные выполнить управленческие решения, связанные с нововведениями. Действующий педагогический коллектив не всегда может исполнить поставленные задачи ввиду отсутствия необходимых знаний или понимания предстоящего изменения. Поэтому требуется четкая и отлаженная управленческая работа по подготовке или переобучению нужных кадров с соответствующей квалификацией.
Важным элементом инновационной деятельности становится и мотивация учеников к восприятию новой информации с дальнейшим её применением. Необходимо не только создать учебную программу, отвечающую тенденциям времени, но и подключает любопытство учащихся к теме. Чтобы повысить качество образования нужно пользоваться нетрадиционными и целенаправленными методами и возможностями цифровых технологий, проверяя усвоенный материал через тестирование или на практике.
Вместе с внедрением технологий в школьную среду появляется потребность обслуживать это оборудование. Здесь квалификации педагогического состава будет недостаточно. Для устранения неполадок требуются IT-специалисты, которых не хватает на рынке труда. Растущие потребности в кадрах, разбирающиеся в технологических и технических тонкостях, не может покрыть нынешний кадровый резерв страны. Муниципальные школы также не могут конкурировать по зарплатам с частным сектором, поэтому поиск IT-сотрудников затягивается, что затрудняет обучение подрастающего поколения и тормозит внедрение инновационной системы образования. И даже с соответствующими специалистами образовательное учреждение может иметь трудности, например, с ремонтом оборудования в связи с отсутствием комплектующих деталей для замены. Также возникают препятствия никак не подконтрольное школе, например, кратковременное отключение от Интернета, что затрудняет или вовсе может остановить учебный процесс.
Инновационные изменения образовательной среды включают несколько этапов становления:
- Поиск возможных сценариев развития образовательных учреждений;
- Создание инновационного продукта или управленческого решения;
- Организация труда и приобретение необходимого оборудования;
- Исследование поведения новых решений на практике;
- Анализ полученных изменений [3, с. 9].
Для верного анализа управленческих ресурсов в повышении качества образования в школах требуется:
- выявить неразрешимую проблема, требующую инновационных изменений;
- разобрать новые принципы или систему взглядов и понятий, которые дадут новые подходы к изменениям школьной образовательной системы;
- пересмотреть сложившиеся устои, которые ограничивают продвижение инновационного процесса;
- систематизировать примеры и аналоги, которые помогут по-новому определить возможности инновационного развития.
Сегодня многие школы в той или иной степени работают в инновационном режиме. Однако управление ими, осуществляемое на основе устаревших механизмов, значительно снижает эффективность новшеств, вводимых в педагогический процесс. Поэтому хорошим инструментом для анализа учебного процесса являются мониторинговые исследования, благодаря которым мы имеем оперативную, объективную информацию, что позволяет своевременно принимать управленческие решения, проводить коррекцию деятельности учителя и ученика.
Этапы процессов инновационных изменений включают в себя все временные процедуры школьной системы образования, которые порождают инкрементные или радикальные относительные инновации. Процессы инноваций и изменений, как правило, создают новую модель образования, востребованную современным спросом. Для оценки уровня принятых управленческих решений важна точка отсчета.
Идеальной системы образовательным инновационным процессом не существует. Такой механизм зависит от особенностей функционирования самой образовательной организации, например, является ли школа муниципальной и общеобразовательной или частной, имеет ли достаточное количество ресурсов и квалификации педагогического состава для внедрения запланированных инноваций и многих других факторов. Зарубежный опыт разработки и внедрения инновационной системы образования позволяет сделать вывод, что структурными изменениями и оптимизацией процессов можно добиться очень высокого качества нового образования [4, с. 23].
Следует внедрить многокомпонентную модель организации внеурочной деятельности, как основа для внутренней оценки качества образования. Особенности инновационных процессов в школьном образовании затрудняют анализ эффективности из-за отсроченного характера результата. Школы, выбравшие такой путь развития, организуют все процессы иначе, что выводит их на первые позиции по успеваемости, результатам ЕГЭ и ОГЭ, призовым местам учащихся на олимпиадах.
Со стороны государства необходимо интерпретировать и формировать связь внешней и внутренней структуры. Крупномасштабное изменение в сфере образования невозможно без помощи государственного регулирования. Государство выступает в роли ответственного органа, благодаря которому осуществляется повсеместное и своевременное внедрение инновационных решений, с целью повышения качества образования. Так же на нём стоит задача передачи необходимых полномочий общеобразовательным учреждениям с дальнейшим получением подробной обратной связи [2, с. 17].
Изучив практику внедрения инноваций в образовании, важнейшим и проблемным элементом внедрения инновации становится низкий объем финансирования. Это в свою очередь влияет и на качество самого образования. Школы с недостаточным финансированием не могут предоставить запланированный эффект от новшеств.
С другой стороны, это рассуждение не совсем верно. Потому что многие меры по улучшению качества обучения не стоят денег, а только тратят время и стремление выявлять подобные ошибки, разрабатывать идеи, а также направить волю и упорство в реализации предложений по изменениям школьной системы образования.
В сложной системе школьного образования, возможно, добиться желаемого эффекта от инновационной деятельности в том числе, если пересмотреть процессы управления. Изменив старый и неэффективный блок управления общеобразовательными учреждениями можно удовлетворить спрос на современные потребности наукоёмких отраслей с дефицитом кадров. Это потребует коренных изменений в процессах управления школами для увеличения эффективности инновационного образования.
Подводя итог, можно сказать, что инновационная деятельность служит надёжным ресурсом управления качества образования. Учет и оценка возможностей образовательных учреждений позволяет реализовать запланированные изменения учебной программы. Таким образом, можно значительно повысить эффективность деятельности учебного процесса, как педагога, так и самого ученика.