Главная
АИ #41 (68)
Статьи журнала АИ #41 (68)
Взаимодействие классного руководителя и педагога-психолога в формировании классн...

Взаимодействие классного руководителя и педагога-психолога в формировании классного коллектива

Автор(-ы):

Сопина Алена Сергеевна

Капустина Елена Анатольевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

классный руководитель
классный коллектив
педагог
школа

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению вопросов взаимодействия классного руководителя и педагога-психолога в процессе формирования классного коллектива.

Текст статьи

Цитата к данной статье является девизом в отношении нашей работы с педагогом-психологом нашей школы.

Мы работаем в малокомплектной школе, являемся классными руководителями сразу в двух классах.

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы являлась работа с детьми по сплочению коллектива. Проделав немалую работу в этом направлении, мы хотели бы поделиться нашим небольшим опытом и с вами, уважаемые коллеги!

В школе мы столкнулись с рядом трудностей:

  • в одном коллективе оказались дети разных возрастов (от 6 до 11 лет);
  • дети первоклашки, которые к школе не адаптированы (на подготовительные занятия в школу они приходили достаточно редко, что было связано с пандемией);
  • смена классного руководителя для детей, который тоже являлся стрессовым индикатором для еще несформировавшегося коллектива.

Необходимо было провести немалую работу по сплочению коллектива и предотвращению возможных конфликтных ситуаций. И здесь нам на помощь пришел педагог-психолог нашей школы. Как же в нашем образовательном учреждении велась работа в этом направлении?

В первую очередь мы, используя метод наблюдения, выявили, что классные коллективы не сформированы. Дети разбились на небольшие подгруппы по интересам и знакомству, были и отвергнутые дети, которые оставались в одиночестве. Нужно было незамедлительно начать работу!

Совместно с педагогом-психологом мы провели тестирование «Дерево» автор Л.П. Пономаренко, которое позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптации детей в школьном коллективе («Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться»). По результатам данного исследования, мы сделали вывод, что наши опасения не напрасны. Коллективы не сформированы.

Далее для того чтобы выявить явных лидеров, скрытых лидеров и негативных лидеров ученического коллектива, мы провели игру «Необитаемый остров» (Ребята, закройте глаза и представьте, что вам предстоит очень увлекательное и не менее опасное приключение – поездка на необитаемый остров. Кого из одноклассников вы хотели бы взять с собой и почему?). Данная методика позволила ребятам на время перенестись на остров, богатый приключениями, пофантазировать, а нам с психологом выявить лидеров в классе.

После анализа результатов всех методик мы с педагогом-психологом запланировали в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.

Мероприятия:

  • проводили классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме («Урок дружбы», «Дружба начинается с улыбки», «Хочешь дружбы – будь другом!» и т.д.);
  • педагог-психолог проводила очень много групповых и индивидуальных занятий, на которых говорили о важности этих качеств в повседневной жизни;
  • на уроках практиковали групповые виды деятельности, причем старались чаще менять состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми;
  • поддерживали комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасили вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом.

Для того чтобы нахождение в классе для детей стало наиболее комфортным, педагог-психолог рекомендовала нам использовать следующие приемы:

1. Совместно с ребятами разработали правила класса

Эти правила должны быть понятны детям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил класса.

2. Создали в классе единую систему традиций и ценностей

Мы проводили очень много праздников и мероприятий в классе.

3. Совершала совместные походы, прогулки и экскурсии

Подобные мероприятия очень сближают учеников.

4. Проведение «Дней класса»

Обычно это были мероприятия, посвященные полезным делам для класса. Самым интересным было празднование дней рождений, где мы дружно, всем классом, поздравляли именинников, дарили небольшие подарки-сувениры, пели песни.

Помимо этого, мы с педагогом-психологом очень часто проводили игры, направленные на сплочение коллектива. Мы хотели бы познакомить вас с некоторыми их них, самыми полюбившимися нашим детьми, которые вы могли бы использовать в своей педагогической деятельности для сплочения школьного коллектива.

Игры и упражнения на развитие взаимодействия учащихся в классе:

Игра «Путаница»

(Ход игры: Дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий распутывает, так же не разнимая рук у детей.)

«Близнецы»

(Ход игры: Пара «близнецов» обнимают друг друга крепко за талию, у каждого две свободные руки - левая и правая. По команде ведущего необходимо «близнецам» сделать быстро и ловко руками определенные действия. Необходимы согласованность действий, некая общая координация).

«Через стекло»

(Ход игры: Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принести мне стакан воды, я хочу пить» и т.п.).

«Чемодан»

(Все садятся в круг. Участник, проходя по кругу, останавливается возле каждого и называет положительные качества, которые он хотел бы взять у него для себя и положить в свой чемодан.)

Играя, дети очень активно идут на контакт друг с другом, помогают, поддерживают, хвалят одноклассников. Мы, наблюдая за этим, тоже очень радуемся. Сразу приходит на ум известная всем фраза: «Все гениальное – просто!». Действительно, проделанная нами работа с помощью игр, развлечений, праздников, бесед дала положительный результат.

В результате нашей работы мы видим, что:

  • дети через участие в делах класса, становятся ближе друг другу;
  • проявляют интерес к порученным делам;
  • становятся раскованными и общительными;
  • отношения в классном коллективе стали доверительными и доброжелательными, где каждый чувствует себя частью сильного, сплочённого классного коллектива.

Были небольшие опасения, что за время летних каникул, когда дети длительное время не видятся, ребята, придя в школу, опять потеряют ту сплоченность, которой мы достигли. Но, к счастью, наши опасения были напрасны. Как оказалось, летом дети часто виделись друг с другом. Те, кто не имел возможности видеться, активно общались в мессенджерах, обменивались впечатлениями чуть ли не о каждом летнем денечке.

Хочется отметить, что работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив. Поэтому мы с психологом нашей школы, в этом году не оставили свою работу. Теперь мы работаем в большей степени не над формированием коллектива, а над поддержанием дружеских отношений в нем.

Ребята будут учиться вместе ещё много лет, чтобы процесс обучения был легче и приятнее, надо чтобы их окружали родные и близкие люди, именно над этим мы с психологом нашей школы и трудились.

Список литературы

  1. Ковальчук М. А. Классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог: аспекты взаимодействия // Ярославский педагогический вестник. 2000. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassnyy-rukovoditel-sotsialnyy-pedagog-shkolnyy-psiholog-aspekty-vzaimodeystviya (дата обращения: 09.10.2021).

Поделиться

1649

Сопина А. С., Капустина Е. А. Взаимодействие классного руководителя и педагога-психолога в формировании классного коллектива // Актуальные исследования. 2021. №41 (68). С. 41-43. URL: https://apni.ru/article/3022-vzaimodejstvie-klassnogo-rukovoditelya-i-ped

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля