Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска является тематическая папка или «лэпбук».
Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников.
К ним смело можно отнести лэпбук – новое понятие, значение которого еще пока мало кому известно. Лэпбук является одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста.
Лэпбукинг считается методом новым, но уже получил широкое распространение.
Лэпбук – новейший способ организации развивающей, проектной и игровой деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагога и детей.
Технология лэпбук актуальна в настоящее время по следующим причинам.
Во-первых, лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Во-вторых, работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности воспитателя и детей:
- он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у детей среднего дошкольного возраста наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже нравится;
- это отличный способ для повторения пройденного: в любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное;
- ребенок среднего дошкольного возраста учится самостоятельно собирать и организовывать информацию - хорошая подготовка к обучению в школе;
- лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов: можно выбрать задания под силу каждому (для малышей - кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям - задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.);
- создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, а может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Можно выделить следующие преимущества использования лэпбука:
- помогает структурировать сложную информацию;
- способствует развитию познавательного интереса и творческого мышления;
- позволяет разнообразить даже самую скучную тему;
- дает возможность научить простому способу запоминания;
- помогает объединить группу детей в детском саду для увлекательного и полезного занятия.
В работе с детьми среднего дошкольного возраста лэпбук – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
В своей работе педагоги предлагают использовать лэпбуки во всех видах детской деятельности – особенно в познавательной. Эта технология хорошо помогает закреплять у детей имеющиеся знания по математике, сплотить дошкольников и взрослого. Детям очень нравится играть в игры, которые входят в содержание лэпбука. В работе по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста могут быть использованы лэпбуки «Формы и величины», «Станция математическая», «Цифры с 1 до 5» и др.
Таким образом, лэпбук – это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это одновременно игра, познание и творчество.