Применительно к теме нашего исследования представляется целесообразным рассмотреть психологический аспект толерантности в работе с такой сложной категорией «отклоняющегося детства», как дети с РАС.
По утверждению П.Ф.Комогорова, западные исследователи акцентируют внимание на рассмотрении толерантности в политическом аспекте, соединяя ее с проблемой прав и свобод личности. Отечественные ученые подчеркивают ее ценностную природу и связь с нравственным развитием человека, то есть отдают приоритет изучению толерантности в философском и психолого-педагогическом аспектах. Мы в нашем исследовании исходили именно из данного подхода к толерантности, как наиболее значимого при работе с детьми с РАС.
Как известно, в многонациональном и поликультурном обществе люди создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, которая регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для определения национальных и культурных сообществ. В современном обществе толерантность раскрывается как правовая, моральная норма, принцип общественного устройства, реализуемый на уровне государства в модели либерального плюрализма (Е.В.Магомедова, П.В.Стенанов, П.Ф.Комогоров, Г.У.Солдатова, А.А.Чичановский, R.J.Colesante, C.W.Collier).
Толерантность предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на мир различны и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу (В.А.Тишков, В.А.Фокин).
Мы же дополним, применяя термин к категории особого детства, что толерантность не уступка, снисхождение или потворство, это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность важна как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общества.
По инициативе ЮНЕСКО 1995 год был объявлен Организацией Объединенных Наций Международным годом толерантности. 16 ноября того же года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО принята Декларация принципов толерантности.
Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. В ней подчеркивается, что «государствам следует разрабатывать новое законодательство при возникновении необходимости обеспечения равенства в обращении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества».
Таким образом, в политическом аспекте толерантность рассматривается как средство правовой регуляции отношений на уровне государства и как механизм установления, поддержания и соблюдения основных прав и свобод граждан, прежде всего, – права на индивидуальность и самовыражение, предполагающее постоянное и направленное усилие на конструирование определенных общественных ценностей [2, c.59].
Терпимость и уважение к иному раскрывается большинством авторов как понимание и принятие, позитивный образ «другой» культуры, другой самости, непредубежденность в оценке людей, наций и событий, признание ценности многообразия культур, способность сосуществовать с другими, искусство жить в мире непохожих людей и идей (Б.З.Вульфов, П.В.Степанов, Г.Д. Дмитриев, ГУ. Солдатова, А.Г. Асмолов и др.)
В «Философском энциклопедическом словаре» толерантность определяется как «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам», что является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции» [1, c.864].
В философском аспекте толерантность анализируется П.Ф.Комогоровым в рамках ряда проблем:
а) «Я и ты»;
б) аксиологическом;
в) деятельностном подходах.
В контексте проблемы взаимодействия «Я - ты» через диалогический принцип толерантность предстает как способ преодоления разъединенности людей, достижения душевно-духовной (эмоциональной и рациональной) общности в межличностном взаимодействии, вопреки условиям отчужденности окружающего мира (М.Бубер, Р.Р.Валитова, R.S.Heredia.)
Важнейшей составляющей процесса формирования толерантных отношений в обществе является создание инклюзивного пространства в широком смысле слова. Говорить об инклюзии людей с разными возможностями трудно, как всегда трудно говорить о вещах само собой разумеющихся, о которых вспоминаешь только тогда, когда их лишаешься. Поэтому чрезвычайно важным является привлечение внимания к незащищенным группам людей в обществе, к тем, кто без помощи посторонних, без создания ими соответствующих условий не может рассчитывать на достойную жизнь. Осознание этой задачи в течение нескольких последних десятилетий способствует развитию процессов инклюзии.
Осложняет ситуацию развития толерантности проблема, которая заключается в том, что "другой" – его внешние особенности, стиль поведения, узнаваемый внутренний мир и т.п. – вызывает неприятие и осуждение, а не каждый готов признаться в этом и тем более демонстрировать, если интолерантность – не желательное в обществе качество. Демонстрация интолерантности наступает тогда, когда "чужое" затрагивает определенные "нервные узлы", которые поддерживают единство и устойчивость внутри системы [3, с. 77].
С этим очень часто сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка с РАС. Очень правдивая и очень трогательная цитата, которая принадлежит известному аутисту Джиму Синклеру: «трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас», как нельзя лучше характеризует сегодняшнее положение вещей в инклюзивном пространстве России.
Обобщив проблемы семей, воспитывающих детей с РАС, мы в своем исследовании решили обратить внимание именно на психологический аспект толерантности. Мы считаем, что стратегическая задача инклюзивного общества – в преодолении психологических стереотипов, лежащих в основе интолерантности. Психологический аспект толерантности в работе с детьми с РАС поможет создать безбарьерную среду, предоставить каждому человеку возможность реализовать свои способности. За создание такого общества несут ответственность все – как люди с ограниченными возможностями, так и здоровые. Психологический аспект толерантности – тот «костыль», опираясь на которой осуществляется взаимодействие между ними на равных условиях.
Социально-правовой статус психологического аспекта толерантности представлен в нормативных документах разного уровня. В данном аспекте толерантность понимается как общественная норма, обеспечивающая соблюдение основных прав и свобод граждан, как средство регуляции отношений между государствами и ее гражданами и между большими социальными группами.
Таким образом, толерантность рассматривается как основополагающая, производная от принципов равенства и автономии личности ценность либерализма и как внешнего и внутреннего выражения свободы, как условие воспитания способности к продуманному выбору между альтернативными мнениями, способами поведения (М.Б. Хомяков, Д.С. Милль.)
В социально-правовом аспекте толерантность понимается как результат цивилизационного развития и возникший на этой основе компромисс между сосуществующими, и так или иначе, конкурирующими большими социальными группами, а также готовность к определенным уступкам и добровольное согласие на взаимную терпимость, позволяющая им преодолевать все формы дискриминации и отказываться от доминирования и навязывания своей точки зрения одной из сторон, в том числе с помощью силового или информационного давления и насилия (Н.В.Круглова, Е.В.Магомедова, Е.А.Темичева, А.А.Чичановский, Л.П.Ильиченко).
Толерантность, на наш взгляд, можно рассматривать как непременное требование в отношениях всех активных участников общественной. По этой причине мировое сообщество ведет активную работу по формированию установок толерантного поведения.