Главная
Конференции
Стратегия развития сферы науки и образования в современном глобализирующемся мире
Об основных принципах обучения реферированию иностранных студентов

Об основных принципах обучения реферированию иностранных студентов

Секция

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

реферат
реферативное чтение
научный текст
учебный процесс
организация обучения
навыки
умения

Аннотация статьи

В статье предпринята попытка осветить основные принципы обучения реферированию иностранных студентов; определено место реферирования в учебном процессе; с учетом определенных положений даны рекомендации для учебно-методических разработок по реферированию.

Текст статьи

Реферирование – один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами речевой деятельности и включающий реферативное чтение, целью которого является усвоение основной информации исходного текста с последующей передачей ее в устной или письменной форме с определенным уровнем сокращения (1/3 объема текста). В основе реферирования лежит репродуктивная деятельность, с помощью которой осуществляется связь между реферируемым материалом и референтом, а также продуктивная деятельность, если рассматривать реферат как коммуникативно-познавательный акт в целом.

На наш взгляд, реферат является формой опосредованного перекодирования, во время которого информация трансформируется из одной формы языкового выражения в другую. Основное назначение реферата – быть средством передачи информации. Когда комплекс представлений, сложившихся у читателей реферата, совпадает с комплексом представлений, которые рассчитывал вызывать автор оригинала.

Реферативное чтение является неотъемлемой составляющей реферирования. В процессе реферативного чтения происходит объединение целевых установок изучающего и ознакомительного чтения. Сформированные навыки и умения в этих видах чтения, а также владение определенным языковым материалом в плане репродуктивной речи являются основой для развития навыков и умений реферативного чтения.

И изучающее и реферативное чтение имеют задачей сформировать навыки и умения репродуктивной деятельности. Однако во время изучающего чтения формируются в основном навыки и умения подробного изложения информации текста, тогда как во время реферативного чтения – навыки и умения передавать информацию с определенной степенью сокращения. Работа по сокращению информации и передаче ее в различных формах реферативного текста меняет характер репродуктивной деятельности. Во время изучающего чтения реализуются средства передачи информации с сохранением ее объема, а во время реферативного – средства сокращения информации со значительным уменьшением ее объема.

При чтении текст является объектом деятельности учащегося, которому необходимо выполнить действия, направленные на распознание средств формирования и формулирования мысли автора. После перехода учащегося к составлению реферативного текста последний является продуктом его речевой деятельности.

Выступая как принимающий (реципиент) и передающий информацию (трансмиссор), ученик должен осуществлять речевые и умственные операции в разной последовательности. Как трансмиссор он сначала осуществляет операции формирования обобщенной мысли, а затем – операции формирования мысли языковыми средствами. И.К. Гапочка подробно анализирует основные структурные элементы развития реферативной деятельности, полную последовательность действий дифференциального характера: выделение содержательных центров отдельных фрагментов исходного текста и объединение их в содержательный блок; выделение в исходном тексте общих содержательных сведений, комментирующих частей и суммирование всей информации; выявление в исходном тексте лексико-грамматических цепей и их дескрипторные обобщения [2].

В последние годы определилась тенденция начинать обучать иностранных студентов писать реферат на довузовском этапе. “Будущему специалисту необходимо еще на подготовительном факультете накапливать определенный опыт самостоятельной работы с оригинальной литературой по специальности, для чего должны быть сформированы определенные умения и навыки... Конспектирование и реферирование – это наиболее актуальный вид работы со специальной литературой” [1, с. 248-249]. На наш взгляд, обучать студентов-иностранцев научному реферированию необходимо начинать на углубленном этапе обучения, когда у них уже сформированы основы современных профессиональных научных знаний, а содержание узкоспециальных текстов имеет для них значительный интерес.

Обычно обучение иностранцев реферированию начинается на III курсе. В пятом семестре студенты изучают синтаксические средства связи текста и средства для передачи текста с помощью его описания с включением оценки. У студентов формируются умения и навыки устной и письменной передачи основной информации научного текста с помощью изученных языковых средств, развитие умений компрессии и трансформации содержания научного текста, развитие навыков воспроизведения содержания текста с использованием языковых средств, указывающих на объективную и субъективную оценку информации. На итоговом контроле проверяется умение письменно передавать информацию прочитанного научного текста (текст для ознакомительно-изучающего чтения из учебно-профессиональной сферы общим объемом 700-750 слов, по смыслу текст-описание или рассказ с элементами рассуждения, на чтение без словаря отводится 10-15 минут). В шестом семестре изучаются языковые средства оформления рефератов (реферативные клише). Студенты учатся устному и письменному реферированию научной статьи с использованием структурных композиционных средств связи и необходимых языковых средств. Во время зачета студент должен написать реферат научной статьи объемом 1200-1400 слов с использованием изученных языковых средств в соответствии с языковыми нормами.

На IV курсе студенты продолжают изучение реферирования на примере написания реферата-обзора по двум статьям. Изучаются языковые средства, оформляющие реферат-обзор. Формируются умения и навыки изложения обобщенной информации с оценкой и аргументацией. На итоговый контроль (экзамен по русскому языку) выносится написание реферата по одной статье объемом до 2500 слов или по двум статьям объемом 1200-1300 слов каждая (количество статей определяется в зависимости от уровня подготовки учебной группы). Статьи научного характера по содержанию должны соответствовать специальности студентов. На написание реферата отводится 3 часа. Объем реферата составляет до 1/3 общего объема статей. Контролируется умение обобщить прочитанную в статьях информацию, умение изложить обобщенную информацию с аргументацией и использованием языковых средств оформления реферата в соответствии с языковыми нормами.

Текстами для реферирования могут быть как научно-популярные статьи по специальности студента, так и собственно научные, специальные тексты: статьи, обзоры, доклады, патентные описания, отчеты об экспериментах, представленные отраслевых сборниках научных трудов и т.п.

В соответствии с каждым этапом работы необходимо разработать задания, направленные на формирование определенных навыков и умений письменной речи. К такой системе упражнений также необходимо подключить задания на усвоение языковых средств, оформляющих различные части текста реферата (структурные композиционные средства связи, реферативные клише), задания на отработку передачи информативного содержания и аргументации, а также задания на лексико-грамматическое перефразирование, трансформацию языковых структур. Студенты должны научиться использовать дескрипторы, которые уплотняют содержание текста реферата, стандартизированную и принятую в определенной области науки терминологию, правила оформления ссылок на научную литературу в тексте реферата.

Таким образом, разработка теоретических основ – принципов обучения реферированию, создание регистра умений и навыков, необходимых для написания разных видов рефератов, отбор текстового материала (научных статей) с учетом композиционно-смысловой структуры должны стать теоретической базой для дальнейших методических разработок, в которых был бы реализован когнитивно-коммуникативный подход к формированию коммуникативной компетенции иностранных студентов в области письменной речи в системе учебно-профессиональной деятельности, что, безусловно, соответствует современным требованиям методики.

Список литературы

  1. Галаева М.Н. Конспект и реферат как необходимые элементы обучения языку специальности студентов-иностранцев / М.Н. Галаева, Н.В. Новоселова // Мир русского слова и русское слово в мире: Материалы XI Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Варна, 17-23 сентября 2007. – Том 6 (1). – София: Herron Press, 2007. – С. 248-253.
  2. Гапочка И.К. Цели и содержание реферативного вида чтения на русском (иностранном) языке / И.К. Гапочка // Преподавание русского языка аспирантам-иностранцам. – М.: Наука, 1981. – С. 28-35.

Поделиться

1279

Гусейнова Х. К., Иманмагомедова Э. А., Эфендиев И. И. Об основных принципах обучения реферированию иностранных студентов // Стратегия развития сферы науки и образования в современном глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 58-61. URL: https://apni.ru/article/3031-ob-osnovnikh-printsipakh-obucheniya-referirov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января