Главная
Конференции
Стратегия развития сферы науки и образования в современном глобализирующемся мире
О некоторых рекомендациях по обучению студентов монологическому высказыванию на ...

О некоторых рекомендациях по обучению студентов монологическому высказыванию на английском языке в неязыковом вузе

Секция

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

устная речь
монологическое высказывание
речевые умения
вербальная коммуникация

Аннотация статьи

В статье представлены некоторые рекомендации по организации процесса обучения, направленного на овладение умениями вербальной коммуникации в монологической форме на занятиях по английскому языку в неязыковых высших учебных заведениях.

Текст статьи

Важность и необходимость овладения умениями профессионально направленной англоязычной устной речи вытекает из практической цели обучения английскому языку в неязыковых высших учебных заведениях. В частности, студент должен быть способен общаться на английском языке в профессиональной среде, чтобы уметь готовить публичные выступления по ряду отраслевых вопросов, применяя соответствующие средства вербальной коммуникации и адекватные формы ведения дискуссий и дебатов [1, с. 116].

С целью успешной организации и проведения обучения монологической речи следует внедрять личностно-деятельностный подход. Применение этого подхода будет способствовать не только развитию и совершенствованию умений монологического речи, но и формированию развитой личности, способной к выполнению своих профессиональных обязанностей на должном уровне. Личностно-деятельностный подход предполагает учет психологических особенностей студентов при организации работы по овладению умениями выражаться в монологической форме. В рамках этого подхода следует опираться на следующие основные психолого-дидактические предпосылки обучения монологического речи: а) повышение требований к содержанию высказывания; б) использование материалов Интернет-ресурсов, представленных только в зрительной модальности; в) использование разнообразных опор; г) применение такого вида учебной деятельности как деловая игра.

Реализация разработанного комплекса упражнений осуществляется в двух ситуативно-тематических циклах для обучения каждому жанру монологического высказывания. Каждый ситуативно-тематический цикл состоит из трех микроциклов, которые отвечают одному из этапов овладения речевым материалом. Первый микроцикл соотносится с рецептивно-репродуктивным этапом, второй – с репродуктивно-продуктивным, третий – с продуктивным.

Обучение монологической речи с использованием Интернет-ресурсов осуществляется на основе комплекса упражнений. Упражнения, входящие в комплекс, должны соответствовать следующим требованиям: адекватность цели; адекватность состава и характера действия; соответствие внешних и внутренних условий использования упражнения; степень коммуникативности, мотивированность, направленность учебной деятельности на прием или выдачу информации, степень управления, наличие игрового компонента, способ организации и необходимость обеспечения опорами.

Чтобы предоставить каждому студенту возможность участвовать в устном иноязычном общении, следует регулярно использовать парные, групповые и индивидуальные упражнения, которые выполняются студентами одновременно.

Групповые упражнения целесообразно выполнять при обсуждении содержания сообщения, основных идей, деталей.

Парные упражнения помогают организовать идеи в определенном порядке, а также следить за правильностью речи партнеров по общению. Парную работу следует проводить дифференцированно: учитывать уровень речевой подготовки студентов, сложность задания, наличие опор и образцов выполнения упражнений и т.п.

Индивидуальные упражнения выполняются студентами самостоятельно. Это преимущественно упражнения на продуцирование развернутого высказывания. Если упражнением предусмотрены высказывания студентов по образцу или без него, преподавателю следует быть осторожным в опросе “слабых” студентов: лучше сначала предоставить слово более “сильным” студентам, в правильности высказывания которых преподаватель уверен и чье высказывание станет своеобразным образцом речи для остальных обучающихся.

Заметим, что на первых двух этапах обучения монологической речи будет преобладать выполнение групповых и парных упражнений, поскольку это будет способствовать одновременному привлечению всех студентов к работе и продуцированию большего количества фраз каждым студентом. На завершающем этапе обучения монологической речи следует предпочесть выполнение студентами индивидуальных упражнений, содержащих собственное видение решения той или иной профессиональной проблемы. Однако презентация решения профессиональных проблем осуществляется перед всей группой в форме деловой игры.

Во время выполнения упражнений значительную роль играют естественные и искусственно созданные опоры. Соответственно, упражнения бывают с искусственно созданными или естественными опорами и без внешних опор.

Искусственно созданные опоры могут быть вербальными и невербальными. Вербальные опоры – это образцы речи, представленные в устной или письменной форме. Кроме образцов речи, к вербальным опорам относятся подстановочные элементы, подстановочные таблицы. Следует помнить, что такие таблицы лучше воспринимаются, когда подаются на плакате или на доске во время выполнения устных упражнений, когда студент выбирает то, что ему нужно, для выполнения определенного действия.

В обучении монологической речи особое внимание следует уделять использованию логико-структурных схем, под которыми понимается такая организация постоянных и переменных элементов, которая позволяет сохранять относительно неизменную структуру высказывания, создавать собственные монологические произведения в различных ситуациях общения путем содержательной субституции.

Вербальные опоры, представленные в виде логико-структурных схем, не регламентируют ни содержание, ни речевой материал высказывания. Использование внешних зрительных опор в виде логико-структурных схем фиксирует в памяти говорящего структуру взаимосвязи элементов высказывания в той форме и последовательности, в которой она представлена в логико-структурной схеме.

К естественным опорам мы относим те, которые присущи реальной коммуникации – это материалы Интернет-ресурсов, используемых в подготовке монологического высказывания, поскольку они применяются и в реальном процессе общения для решения профессиональных задач.

Использование указанных опор в процессе обучения монологической речи будет способствовать лучшему запоминанию информации, необходимой для продуцирования собственного высказывания. Однако, формирование умений монологической речи следует осуществлять с постепенным переходом от искусственных к естественным опорам, плавно устраняя опоры искусственного характера.

На первом – рецептивно-репродуктивном – этапе обучения монологической речи происходит ознакомление студентов с его лингвистическими, стилистическими и структурными особенностями с помощью демонстрации образцов монологического высказывания. Для этого следует использовать фонограммы озвученных высказываний, которые служат средством создания стойких образов речевых единиц.

На этом этапе высказывания студентов полностью или частично детерминированы, ограничены по объему и речевым средствам. Поэтому здесь желательно использовать преимущественно некоммуникативные и условно-коммуникативные упражнения.

В первом микроцикле проводятся практические, управляемые преподавателем занятия в обычной аудитории с использованием отдельных технических средств обучения (магнитофон).

На втором – репродуктивно-продуктивном – этапе обучения монологической речи происходит развитие и совершенствование навыков. На этом этапе студенты более самостоятельны в выборе речевых средств, они являются частично детерминированными, объем высказывания увеличивается. Основным типом упражнений на репродуктивно-продуктивном этапе обучения являются условно-коммуникативные упражнения.

Практические занятия второго микроцикла проводятся в лаборатории обучения иноязычной деятельности. Необходимыми техническими средствами обучения в этом микроцикле являются компьютеры с доступом к сети Интернет, оборудованные наушниками с микрофоном. Наушники, микрофон, а также звукозаписывающая программа обеспечивают условия для одновременной работы всех студентов, позволяют демонстрировать образцы эталонов звучания структурных элементов высказывания, тренировать и отрабатывать механизмы говорения. Компьютер с доступом к сети Интернет в режиме онлайн или офлайн нужен для осуществления поиска информационного материала, необходимого для решения коммуникативных задач.

При отсутствии компьютерных лабораторий, оборудованных наушниками, микрофонами и звукозаписывающими программами, первую часть второго микроцикла обучения монологического речи рекомендуется проводить в лингафонном кабинете. Вторую часть этого микроцикла следует проводить в компьютерной лаборатории с доступом к сети Интернет.

На последнем – продуктивном – этапе обучения монологической речи студенты совершенствуют умение выражаться в монологической форме. Высказывания студентов ничем не детерминируются, кроме учебно-речевой ситуации, сформулированной в задании. Поэтому основным типом упражнений на этом этапе являются коммуникативные упражнения.

Третий микроцикл обучения монологической речи проводится в компьютерной лаборатории. Это объясняется необходимостью поиска информационных материалов для решения профессиональной задачи.

Следует заметить, что занятия по иностранному языку в неязыковом вузе являются комплексными. Поэтому для обучения монологической речи с использованием информационных материалов Интернет-ресурсов рекомендуется отвести 1/3 от времени аудиторных занятий по иностранному языку.

Достижения студентов в говорении оцениваются во время заключительных упражнений циклов в ходе выполнения контрольного задания. Во внимание берется наличие таких признаков монологического высказывания как цельность (смысловая, логико-структурная, функционально-коммуникативная), правильность, плавность. Преподавателю следует фиксировать типичные ошибки студентов, чтобы затем осуществить работу над их устранением. Обязательно следует обратить внимание студентов на ошибки, которые были в их речи и могли бы стать причиной прекращения коммуникации в реальных ситуациях профессионального общения.

Список литературы

  1. Богачева Е.М. Обучение устному монологическому высказыванию на продвинутом этапе неязыкового вуза / Е.М. Богачева // Иностр. языки в высш. школе. – 199 – № 23. – С. 115–121.

Поделиться

1385

Гусейнова Х. К., Иманмагомедова Э. А., Эфендиев И. И. О некоторых рекомендациях по обучению студентов монологическому высказыванию на английском языке в неязыковом вузе // Стратегия развития сферы науки и образования в современном глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 61-65. URL: https://apni.ru/article/3032-o-nekotorikh-rekomendatsiyakh-po-obucheniyu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря