Главная
АИ #41 (68)
Статьи журнала АИ #41 (68)
Степ-аэробика как средство физического развития дошкольников

Степ-аэробика как средство физического развития дошкольников

Автор(-ы):

Баранова Надежда Михайловна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

степ-аэробика в ДОУ
дошкольный возраст
укрепление здоровья детей

Аннотация статьи

Данная статья раскрывает роль степ-аэробики на занятиях по физической культуре дошкольников.

Текст статьи

В настоящее время дошкольное образование претерпевает ряд изменений. В связи с этим установлены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Стандарт предусматривает решение образовательных задач через реализацию пяти образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В образовательной области «физическое развитие» главной задачей является гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья, а так же приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация движения и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, крупной и мелкой моторики рук, а так же правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном мире. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям.

Объем используемых оздоровительных упражнений в практике нашего детского сада весьма большой. Упражнения разнообразны по форме, содержанию и степени воздействия на организм ребенка, но по результатам мониторинга за последние два года наблюдается снижение уровня развития физических качеств, особенно координации движений, и катастрофически уменьшается число здоровых детей. При проведении диагностики физического развития специалистом оздоровительного центра Бахмут А.И. в нашем саду были выявлены дети с нарушением осанки, плоскостопием, слабой мышечной системой. Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путем применения нетрадиционных средств физического воспитания. В результате поиска таких средств я наткнулась на степ-аэробику и изучила методику проведения занятий по степ-аэробике. На основе этого мною была разработана программа для проведения занятий по степ-аэробике «Попрыгунчики».

Степ-аэробика – один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. «Step» в переводе с английского буквально означает «шаг». Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений.

Степ-аэробика – это танцевальные занятия при помощи специальной платформы. Она привлекла меня своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание занятия в зависимости от возраста, физического состояния, подготовленности занимающихся. Кроме этого степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные точные движения, способствует гармоничному развитию.

На основе результатов диагностик и мониторинга физического развития, о котором было сказано ранее, из общего количества детей была выделена группа детей с такими проблемами: нарушение осанки, плоскостопие, дети с гипподинамией и гиперактивные дети. Именно с этой группой детей я решила проводить занятия степ- аэробики.

Форма проведения занятий – индивидуально-групповая. Занятия проходят во вторую половину дня. Для проведения занятий были созданы материально-технические условия:

  • Физкультурный зал;
  • Мячи малого размера;
  • Маски для игр;
  • Гантели;
  • Степ-платформы;
  • Музыкальное сопровождение.

Цель и задачи проведения занятий в ДОУ:

Цель: укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма; создание условий для формирования у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; создание положительного психологического настроя; повышению эмоционального уровня; способствует развитию мышления, воображения, развитию творческих способностей и укреплению здоровья.

Задачи:

  1. Укрепление здоровья. Приобщать к здоровому образу жизни.
  2. Развитие двигательных качеств и умений.
  3. Развитие музыкальности.
  4. Развитие психических процессов.
  5. Воспитание нравственно-коммуникативных качеств личности.

Основные составляющие стандартного занятия степ-аэробики в ДОУ

В занятии выделяют три основные части: вводная, основная (аэробная), заключительная.

Вводная: цель вводной части подготовить опорно-двигательный аппарат и все системы организма к работе. Для достижения этой цели необходимо повысить температуру тела и скорость метаболических процессов в организме. Соответственно, продолжительность разминки будет зависеть от температуры окружающей среды и составлять 3-5 минут. В водную часть входят: строевые упражнения, игроритмика, упражнения на осанку, и различные типы ходьбы.

Основная часть: состоит из базовых и простейших основных «шагов» степ-аэробики. Во времяя аэробной части происходит разучивание «шагов», связок, блоков и комбинаций, а также многократное повторение разученных движений – прогон. «Шаги» выполняются с нарастающей амплитудой и акцентом на правильную технику. При этом они могут соединяться в простейшие связки или следовать один за другим по принципу линейной прогрессии. Если аэробная часть достаточно интенсивна, то в организме происходят следующие процессы:

Перераспределяется кровоток, кровь отливает от внутренних органов и приливает к мышцам;

Усиливается деятельность дыхательных ферментов в мышцах, т.е. повышается способность мышц потреблять кислород;

Развиваются координационные способности;

Улучшается эмоциональное состояние занимающихся;

Повышаются функциональные возможности организма;

Увеличивается систолический и минутный объем крови;

Продолжительность основной части 15-20 минут.

Заключительная часть.

Следующая часть занятия является stretch (стретч), которая призвана решать следующие задачи:

  • восстановление длины мышц до исходного состояния;
  • умеренное развитие гибкости для возможности выполнять движения с наибольшей амплитудой;
  • создание эмоциональной разрядки после физической нагрузки.

Заключительный стретч включает в себя растягивающие упражнения для групп мышц, которые у большинства занимающихся растянуты слабо. В отличии от всего занятия, заключительный «stretch» структурно-хореографическим методом и выполняется под музыкальное сопровождение лирического характера. «Stretch» начинается из положения лежа на спине, в котором выполняются статические упражнения для растяжки мышц ног.

В заключительной части проводится подвижная игра, выполняются дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию. Это необходимо для создания у занимающихся ощущения законченности занятия. После этого стоит поблагодарить детей за занятие.

Занимаясь с такой интенсивностью, довольно быстро ощущается тренировочный эффект: улучшается физическая подготовленность, укрепляется сердце. Движения детей отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, смену темпа и ритма, появляются слаженные движения под музыку. Заметно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляется творчество в двигательной деятельности: самостоятельно составляют простые варианты из освоенных упражнений, стремятся к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, по интенсивности воздействия первое место несомненно занимают физическая культура и степень упорядоченности режима дня. А степ-аэробика, как один из видов двигательного режима ребенка обеспечивает активный отдых, удовлетворяет естественную потребность детей в движении, и может являться одним из условий правильного физического развития ребенка.

Список литературы

  1. Карманова, В.А. Рабочая учебная программа кружка «Степ-аэробика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.convdocs.org/docs/index-144965.html. - 22.02.2013.
  2. Алмаз [Электронный ресурс] / Здоровье и красота через движение. Степ-аэробика. - Режим доступа: http://www.sport-4health.com/step.php. - Дата доступа: 13.11.13.
  3. RMS [Электронный ресурс] / Здоровый образ жизни, здоровье и красота

Поделиться

3072

Баранова Н. М. Степ-аэробика как средство физического развития дошкольников // Актуальные исследования. 2021. №41 (68). С. 28-30. URL: https://apni.ru/article/3034-step-aerobika-kak-sredstvo-fizicheskogo-razv

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля