Тема эпидемий в современном мире актуальна как никогда, уже на протяжении двух лет все мировое сообщество с напряжением следит за развитием одной из масштабнейших эпидемий современности – пандемии SARSCoV-2.
Возникшая в декабре 2019 года и стремительно распространившаяся новая коронавирусная инфекция COVID-19 (от англ. COronaVIrusDisease 2019) быстро превратилась в глобальную пандемию. Из-за масштабов и скорости распространения инфекции по всему миру Всемирная организация здравоохранения, а также правительство многих стран были вынуждены ввести ряд ограничительных мероприятий в целях сдерживания распространения данной пандемии. Такое стремительное распространения заболеваемости вынуждает правительства стран и медицинских организаций объединяться и разрабатывать разнообразные меры по предотвращению распространения вируса. Среди таких мер были определены: изоляция самых уязвимых категорий населения, к которым отнесли людей пожилого возраста, людей с хроническими заболеваниями, беременные, а также в обязательном порядке всех, кто является носителем вируса, в дальнейшем сроки и меры профилактики распространения вируса совершенствовались и изменялись в зависимости от состояния эпидемической обстановки в каждом конкретном регионе.
Как любая чрезвычайная ситуация, пандемия, вызванная COVID-19, породила волну психологического напряжения среди населения по всему миру. В психологическом плане при поддержании здоровья и зоровьесберегающего поведения стоит отметить два факта, первый – направление действий только на себя, второй – направление действий на себя с учетом безопасности окружающих, таким образом саморегуляции играет существенную роль даже в психологическом плане [3, с.110]. Наиболее популярной в психологии здоровья современной теорией, описывающей механизмы мотивации, является теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Опираясь на традиционное различение внешней и внутренней мотивации, они полагают, «что мотивация человека зависит от того, насколько удовлетворяются в деятельности его базовые потребности в автономии и компетентности. Было показано, что внешние стимулы (угроза наказания, дедлайны) снижают внутреннюю мотивацию, а возможность выбора, напротив, повышает ее» [1]. И в реальности протекания современной эпидемии можно достаточно иллюстративно рассмотреть поведения населения на примере конкретного региона – Алтайского края, действительно ли население выбрало линию здоровьесберегающего поведения и соблюдают ли они выдвигаемые предписания. В результате социологического опроса населения региона в целях выявления состояния социальной безопасности, исследования социальных настроений, поведенческих практик населения в условиях пандемии на основе онлайн-опроса (n = 600 человек в возрасте от 18 до 70 лет) в 2020 году были заданы вопросы, которые позволяют понять отношение населения к сложившейся ситуации, а также модели поведения населения.
При анализе ответов на вопрос о эпидемиологической ситуации в регионе по сравнению с другими было выявлено, что большая часть опрошенных считают, что ситуация в каре не очень благополучная: 29,3% респондентов отметили, что ситуация скорее неблагополучная, 29,3% респондентов отметили, что ситуация неблагополучная по сравнению с другими регионами. Менее трети респондентов оценивают положение в крае более оптимистично: 22,3% считают, что ситуация скорее благополучная, 8,6% респондентов оценивают положение в регионе как благополучной. Затруднились с ответом 9,6% из числа респондентов (рис. 1).
Рис. 1. Мнение респондентов об эпидемиологической ситуации в регионе, %
В ходе анализа ответов респондентов на вопрос о степени угрозы пандемии COVID-19 было выявлено, что большинство респондентов, что данная пандемия представляет достаточно большую угрозу, как для своего региона (скорее большую 42,3%, очень большую 25,3%), так и для России (скорее большую угрозу 41,3%, очень большую угрозу 30,5%), и для всего мира в целом (скорее большую угрозу 31,9%, очень большую угрозу – 39,5%). Примерно пятая часть опрошенных оценивает угрозу пандемии как скорее небольшую (для региона – 24,8%, для России – 20,3%, для всего мира – 18,8%). Определенная часть респондентов считает, что пандемия не представляем угрозы: для региона - 7,7%, для России – 7,9%, для всего мира – 9,7% и з числа опрошенных (рис. 2).
Рис. 2 Оценка респондентов степени угрозы пандемии, %
Анализ данных позволил узнать опасаются ли респонденты, что заразятся коронавирусом сами или их близкие, так большая часть опрошенных опасается заразиться (67,2%), чуть больше пятой части опрошенных не боятся заразиться (22,6%), определенная часть опрошенных затруднилась с ответом (10,3%).
Респонденты отмечают, что рекомендации по профилактике распространения коронавирусной инфекции строже всего соблюдаются на рабочем месте (32,4%) и в аптеках (29,7%), скорее соблюдаются меры оп профилактике дома (50%), в магазинах (52,3%), в аптеках (51,3%), на рабочем месте (42,1%). Хуже всего меры по профилактике соблюдаются в общественных местах и общественном транспорте, там 20,7% считают, что рекомендации соврем не соблюдаются в общественном транспорте и 19,3% считают, что рекомендации совершенно не соблюдаются в общественных местах (рис. 3).
Рис. 3. Мнение респондентов о соблюдении рекомендаций по профилактике распространения коронавирусной инфекции, %
Большей части опрошенных респондентов известно о мерах, которые региональные власти принимают по противодействию распространения коронавирусной инфекции в крае, так 48,8% респондентам известно о мерах, но специально они не следят за этим, 29,4% респондентов постоянно следят за мерами, 14,1% респондентов что-то слышали, но ничего определенного припомнить не могут. Абсолютно ничего не знают о мерах 4% из числа опрошенных и 3,8% затруднились с ответом (рис. 4).
Рис. 4. Информированность населения о мерах противодействия распространению коронавируса на региональном уровне, %
Треть респондентов считает, что региональные власти делают мало для того, чтобы предотвратить распространения коронавирусной инфекции (35,3%), четвертая часть опрошенных говорят, что власти делают много для противодействия инфекции, 16,3% опрошенных считают, что региональные власти делают все возможное, 7,5% из числа опрошенных придерживаются мнения о том, что власти ничего не делают, и 14,6% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос (рис. 5).
Рис. 5. Мнение респондентов о деятельности властей края по противодействию распространения коронавирусной инфекции, %
На основании полученных данных мы можем отметить, что преимущественно население находится в состоянии определенного психологического беспокойства. Преимущественно население оценивает возникшую пандемию как угрозу не только региону и всей стране, но и миру в целом. Однако несмотря на такую тревожность, процессы саморегуляции в обществе нарушены. Так, большая часть населения знакома с мерами, которые озвучиваются для уменьшения распространения инфекции, однако большинство склонно отмечать, что данные меры соблюдаются не везде, чаще всего мероприятия по профилактике распространения инфекции нарушаются в местах массового скопления людей, в особенности в общественном транспорте. Помимо этого опрошенные отмечают, что и в остальных местах (работа, магазины, аптеки) данные мероприятия соблюдаются не всеми, возможно это вызвано жесткостью и безальтернативностью требований. Здоровьесберегающее поведение населения все же присутствует, но направленно оно только на себя и на самый близкий круг людей, поэтому население склонно соблюдать все меры в некоторых местах своего пребывания (дом, работа, магазины, аптеки).
Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ FZMW-2020-0001 «Человеческий капитал, миграции и безопасность: трансформация в новых миграционных условиях в Центральной Азии».