Дисграфия у детей с ринолалией

В статье рассматриваются методы коррекционной работы с детьми в зависимости от вида и степени выраженности патологии.

Аннотация статьи
звук
ринолалия
губы
нёбо
замена
Ключевые слова

Проблема, связанная с неумением воспроизводить артикуляционно-фонологические противопоставления в языке, сопровождаемые недостаточным звучанием голосового аккомпанемента, становится препятствием для умения четко различать звуки, как в устной, так и письменной речи [2].

Замена букв обусловлена отсутствием кинестетической опоры, которая не позволяет ребенку опереться на артикуляционные различия при уточнении звукового состава слова. Как показывает практика, в устной речи происходит недостаточное различение одного признака попарно противопоставленных фонем, в результате чего происходит и замена букв. Дети, страдающие патологией, сталкиваются с проблемой смешений, отражающих более сложные фонематические связи и приводящие к грубым искажениям письменной речи. В качестве примеров таких смешений можно выделить [3]:

  • «Дорога» – дорона, дорода, дорота;
  • «Щенок» – ченок, сенок, хенок, тенок и т.д.

Таким образом, проблема замены букв, которые соответствуют конкретным гласным и согласным звукам, говорит о несформированности фонем, недостаточном различении фонем, а в результате неполноценности артикуляционного анализа.

Для правильного написания слова недостаточно выделения и уточнения его звуковой характеристики, следует четко разграничивать звуки по их кинестетическим основам, а также по месту и способу образования. На практике частым случаем является нарушение одной из психологических предпосылок письма, а именно проговаривание звукового состава записываемого слова, не помогающего конкретизировать звуковой состав слова.

Кроме того, ребёнок не может превратить слышимые в этот момент звуковые варианты в фонемы. Важно понимать, что появление нарушения письма у учащихся с ринолалией происходит в результате последовательности таких действий [3]:

  • Возникновение дефектов в анатомии органов речи
  • Нарушение развития и функционирования органов речи, таких как мягкое нёбо, язык губы, челюсти и т.д.
  • Возникновение дефектов гласных и согласных звуков по всем дифференциальным признакам.
  • Дети с врождённым расщеплением губы и нёба сталкиваются с проблемой нечеткого различения звуков речи в результате неспособности адекватно реализовать в движениях артикуляции фонологические противопоставление фонем.
  • Расщепление губы и нёба приводит к затруднениям во владении фонематическим анализом в результате нарушения звука развлечения.
  • В результате развития данной патологии происходит специфические замены букв и иные ошибки в письме.

Как показывает практика логопедической деятельности с детьми с врожденным расщеплением губы и нёба, наиболее характерной проблемой при письменной речи становится замена букв, отражающая недоразвитие фонематической системы языка. Для понимания данной проблемы можно воспользоваться некоторыми примерами [3]:

1. Специфическая замена букв, которые соответствуют ротовым и носовым звукам: п-н, л-н, д-н, т-н, м-б, б-м. Взаимное замещение букв, которые соответствуют носовым звукам: м-н, н-м. Эти ошибки показывают, как носовой оттенок речи воздействует на процесс образования фонем.

2. Дети с ринолалией сталкиваются с проблемой замены большого количества гласных звуков, при этом не только безударных, но и ударных.

3. Дети с рассматриваемой патологией могут допускать замену гласных, обозначающих мягкость предшествующего согласного звука.

4. Недостаточное различение твердых и мягких звуков сопровождается ошибками при употреблении букв «ы», «и».

5. Не имение различать твердые и мягкие звуки также приводит к проблеме употребления мягкого знака.

6. Употребление звонких и глухих звуков часто специфически заменяется детьми с врожденным расщеплением губы и нёба.

7. При письме дети с ринолалией часто допускают ошибки, связанные с заменой звонких глухими звуками и наоборот.

8. Следует отметить, ошибки, связанные с взаимной заменой букв, которые соответствуют свистящим звукам. Здесь же следует указать на ошибки при письменной речи, возникающие в результате замены букв, которые соответствуют свистящим и шипящим звукам.

9. Еще одной распространенной ошибкой является расщепление аффрикат.

10. Дети с ринолалией неправильно употребляют согласные звуки, и данные ошибки целесообразно рассматривать в одной большой группе.

  • Взаимозамещение букв, которые соответствуют звукам т-д-к-г-х.
  • Смешение букв, которые соответствуют звукам б-в-д-ф-т-п.
  • Замена буквой «х» букв, которые соответствуют свистящим и шипящим звукам.
  • Смешение букв, которые соответствуют звукам: «л»-«в»; «л»-«я»; «л»-«у».
  • Взаимное замещение букв, которые соответствуют звукам «р», «л».

11. Сокращение стечений согласных. Например: «пицы» - «птицы»; «девока» – «девочка» и т.д.

Опускание букв. Например: «устах» – «в кустах».

Вставка лишних букв. Например: «надерели» – «надели».

Недописывание окончаний. Например: «бели» – «белый».

Следует отметить, что такие ошибки встречаются у детей с нормальным речевым развитием, но, тем не менее, в письменной речи дети с фонетико-фонематическим недоразвитием наиболее часто сталкиваются с данной проблемой. Огромное количество указанных выше ошибок объясняют тем, что у детей недостаточно фонематическое развитие [4].

Таким образом, соответствие ошибок в употреблении букв дефектам произношения отражает непосредственную связь между специфическими заменами в письменной речи детей. Важно отметить, что ошибки, допускаемые детьми с ринолалией в письменной речи, распространяются не только на звуки, с произношением которых у детей возникают проблемы, но и на всю звукобуквенную систему.

Подобное соотношение дефектов произношения и ошибок при письменной речи обусловлено тем, что для каждой фонемы представлена особая совокупность дифференциальных признаков, на которых она противопоставляется другим фонемам.

Для каждой фонемы характерна некая совокупность смыслоразличительных признаков. В русском языке к смыслоразличительным признакам относят: твердость-мягкость; глухость-звонкость; участие нёбной занавески; способ и место образования [1].

В связи с этим не одну фонему не рассматривают вне общего звукового фона и её отношения к другим фонемам, от которых её отличают те или иные признаки. В целом, несформированные представления о звуковом составе слова ярко отражаются в поисковой ситуации, а именно в многочисленных повторениях отдельных сегментов слова и исправлениях в текстах диктантов.

Низкая способность улавливания звуковых отношений, которые составляют систему фонем русского языка, отражается как в письменной речи детей, так и в процессе выполнения специальных заданий, таких как: отбор слов, начинающихся с определенных звуков, изображение предметов, узнавание слогов с оппозиционными звуками и т.д. [5]

Несмотря на серьезность проблемы ринолалии в логопедии разрабатывают методы коррекционной работы с детьми в зависимости от вида и степени выраженности патологии.

Текст статьи
  1. Башмакова С.Б., Максимова С.А. Особенности формирования грамматических способностей у детей с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 143–148. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56136.htm.
  2. Польшина М.А. Особенности социальной адаптации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 108–112. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771193.htm.
  3. Репина З.А. Нарушение письма у школьников с ринолалией. Свердловск, 1988.
  4. Шабалина Т.И. Индивидуальные логопедические занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ринолалией // Дефектология. - 2002. - № 2. - С. 83.
  5. Шатова, Е.А. Логопедия как часть комплексной реабилитации детей с врожденной расщелиной губы и неба. Работа медицинской сестры с пациентами / Е.А. Шатова. – Текст: непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2019 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. – С. 12-19. – URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/348/15240/ (дата обращения: 27.01.2021).
Список литературы